Interested Article - Преподобный
- 2021-03-04
- 1
Преподо́бный ( др.-греч. ὅσιος ) — в православии особый разряд ( лик ) святых , угодивших Богу монашеским подвигом . Иными словами, преподобные — «святые из монахов , кто молитвой , постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу » и преуспел в этом уподоблении . Конечно, и при других видах христианского подвига происходит уподобление Христу: « В каждом чине святых существуют примеры достижения этого подобия. Мученики , равноапостольные , святители , праведные — каждый в своей мере исполнил заповедь Господа о стремлении к богоподобию » .
Библейское обоснование
В Библии многократно приводятся примеры жизни праведников с их воздержанием от еды, сна, общения с людьми, развлечений и от других чувственных удовольствий и наслаждений для более полного единения с Богом [ источник не указан 2838 дней ] .
Период гонений
Уже в период гонений появились люди, которые вели аскетический образ жизни, но особого почитания такого вида подвига в те времена ещё не было. Случаи прославления таких подвижников были связаны не с их монашеским подвигом, а с их кончиной за Христа . В настоящее время тех, кто сочетал аскетический и мученический подвиги, именуют преподобномучениками . Среди преподобномучеников, пострадавших в период гонений на христиан в Римской империи , можно упомянуть Евгению Римскую , пострадавшую в 262 году .
Первые преподобные
Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский подвиг, стали египетские и палестинские монахи-отшельники:
- Павел Фивейский , проживший в пустыне 91 год († 341 год ) ;
- Пахомий Великий , которого принято считать основателем общежительного монашества († около 348 года ) ;
- Антоний Великий , которого принято считать основателем пустыннического монашества († 356 год ) ;
- Иларион Великий , которого принято считать основателем палестинского монашества († 371 или 372 год) .
Впоследствии монашество начало распространяться и в другие страны, и в Египте, Палестине и других странах прославилось великое множество преподобных. Среди них можно упомянуть
- Ефрема Сирина , создателя знаменитой молитвы ( «Господи и Владыко живота моего…» ), чаще всего читаемой Великим постом († около 373—379 гг.) ;
- Симеона Столпника , сирийского основателя новой формы аскезы — столпничества († 459 год ) ;
- Марию Египетскую , беспримерное житие которой читается в православных храмах на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста ;
- Савву Освященного , основателя Лавры Саввы Освященного († 532 год ) );
- Иоанна Лествичника , игумена Синайского, создателя «Лествицы» — знаменитого руководства по устроению духовной жизни для монашествующих, и не только для них ;
- и великое множество других.
Благодаря трудам этих и тысяч других подвижников благочестия монашество распространилось по всему христианскому миру.
Преподобные на Руси
Основание монашества
На Русь монашество пришло через Святую Гору Афон , где получил постриг Антоний Печерский . Он и Феодосий Печерский стали первыми преподобными Русской церкви, основателями Киево-Печерской лавры . Хотя они не были, в полном смысле слова, первыми монахами на Руси (следы монашеской жизни обнаруживаются и до них ), именно их почитают отцами русского монашества.
Среди монахов основанного ими монастыря в лике преподобных были прославлены
- Николай Святоша , первый князь-инок на Руси;
- Прохор Лебедник , который не ел никакого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды;
- безмездный врач Агапит;
- Иоанн Многострадальный , много пострадавший от искушений плоти;
- затворники Исаакий и Никита, ставшие жертвами бесовского обмана, но впоследствии достигшие святости;
- ;
- Моисей Угрин , то есть венгр , много пострадавший в польском плену от любовных домогательств знатной вдовы;
- Евфросиния Полоцкая , монахиня и игуменья православного монастыря, просветительница;
- и другие (см. Собор преподобных отцов Киево-Печерских ).
Принявший мученическую кончину Григорий Печерский почитается как преподобномученик .
В других местах Русской земли в домонгольский период прославились преподобные Авраамий Смоленский , Авраамий Ростовский , Никита Переяславский , Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин .
Монгольское нашествие
После монгольского нашествия, как отмечает Георгий Федотов , пострадала не только государственная и культурная жизнь Древней Руси:
Около столетия русская Церковь не знает новых святых иноков — преподобных.
Возобновление монашеской жизни
Возобновление монашеской жизни на Руси после монгольского нашествия связано с именем преподобного Сергия Радонежского , основателя Троице-Сергиевой лавры , духовного наставника великого множества учеников, многие из которых впоследствии стали основателями новых монастырей. К их числу, в частности, относятся :
- преподобный Авраамий Галицкий , основавший четыре обители (монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы);
- преподобный Афанасий , основатель Высоцкого монастыря в Серпухове;
- преподобный Мефодий Пешношский , основатель Николо-Пешношского монастыря ;
- преподобный Павел Обнорский или Комельский, основатель общежительного монастыря во имя Живоначальныя Троицы;
- преподобный Роман Киржачский , основатель Благовещенского монастыря ;
- преподобный Савва Сторожевский , который после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия, а затем основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы ;
- преподобный Сергий Нуромский , который основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня;
- преподобный Феодор , в миру Иоанн, родной племянник преподобного Сергия, основатель Симонова монастыря .
В свою очередь, монастыри, созданные непосредственными учениками преподобного Сергия, взрастили новое, второе, поколение учеников, среди которых также немало основателей монастырей.
В их числе — Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Первый из них основал в 1397 году ) в честь Успения Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерский монастырь , а второй — Ферапонтов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в 1398 году ). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и основал в версте от города Лужецкий монастырь .
Деятельность преподобного Сергия и его учеников ознаменовали собой подъём духовной жизни русского народа. Однако в последующие века мы видим спад, и к концу XVII века наступает то, что Георгий Федотов называет «омертвлением» русской души.
Синодальный период
Важнейшие представители этого периода, прославленные в лике преподобных, — Серафим Саровский и преподобные старцы Оптинские , а важнейшие духовные центры — Оптина пустынь и Саровский монастырь .
|
Этот раздел
слишком короткий
.
|
Почитание преподобных
Почитание преподобных — практически необъятная тема: в церковном календаре не так уж много дней, на которые не попадает память кого-либо из преподобных. (Более того, нередко на один день выпадает несколько имен преподобных.) По этой причине можно рассказать лишь о почитании самых известных и почитаемых преподобных, но даже это непростая задача, поскольку в разных частях православного мира список наиболее почитаемых преподобных может существенно различаться. Поэтому рассмотрим почитание преподобных в Русской Православной Церкви.
По всей видимости, наиболее известные преподобные Русской церкви — Сергий Радонежский и Серафим Саровский .
Сергию Радонежскому, согласно информации из базы данных сайта от 29 октября 2012 на Wayback Machine (по состоянию на 29 октября 2012), в одной лишь Москве посвящены престолы (не обязательно главные) 67 храмов ( от 24 марта 2014 на Wayback Machine ), а по всей России — 591 храм ( от 15 октября 2012 на Wayback Machine ).
Серафиму Саровскому, согласно информации из базы данных от 29 октября 2012 на Wayback Machine (по состоянию на 29 октября 2012), в Москве посвящены престолы (не обязательно главные) 31 храма ( от 24 марта 2014 на Wayback Machine ), а по всей России — 207 храмов ( от 15 октября 2012 на Wayback Machine ).
Следует, однако, иметь в виду, что статистика сайта от 29 октября 2012 на Wayback Machine включает сохранившиеся, не сохранившиеся и строящиеся храмы и может включать храмы, принадлежащие старообрядцам . Кроме того, эта статистика включает в себя данные по домовым храмам (расположенным на территориях больниц и других социальных учреждений) и часовням .
К домовым храмам относится, например, храм Серафима Саровского при московском НИИ педиатрии и детской хирургии , который не занимает отдельного здания, а расположен в одном из корпусов этого медицинского учреждения .
См. также
Примечания
- от 25 марта 2014 на Wayback Machine // Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов
- ↑ от 23 июня 2012 на Wayback Machine сайт «Закон Божий»
- Слово «преподобный», согласно словарю Даля, означает, во-первых, «весьма подобный, схожий» ( ). Такие значения, как «святой, праведный, угодник» или же «монах» и вообще тот, «кому усвоен почёт преподобия», развились, видимо, из первого значения и обозначают сходство со Христом того человека, к кому применяется наименование преподобного.
- от 27 мая 2008 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- от 22 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- от 23 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- от 23 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- от 22 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- от 23 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- от 22 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- от 22 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- от 22 октября 2012 на Wayback Machine на сайте Православие.Ru
- . Дата обращения: 4 мая 2015. 2 августа 2015 года.
- Никон Рождественский, архиепископ , «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 405—422.
- Никон Рождественский, архиепископ, «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 416—417.
- от 15 мая 2013 на Wayback Machine Сайт от 20 октября 2012 на Wayback Machine
Литература
- / // Полупроводники — Пустыня [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 436. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4 .
- Карпов А. Православные святые и чудотворцы. Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — М. : Вече , 2005.
- Останина С. П. Святые и чудотворцы. Краткий биографический словарь. — Рипол Классик. — ISBN 5-7905-2366-8 .
- Православный церковный календарь. 2013. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- 2021-03-04
- 1