Насреддин, Ален
- 1 year ago
- 0
- 0
Ходжа́ Насредди́н — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан , герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов , а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни и даже археологические свидетельства в конкретных местах (например, надгробие в городе , Турция ). На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.
В 2022 году традиция пересказа анекдотов о Ходже Насреддине была внесена от Ирана , Азербайджана , Казахстана , Киргизии , Таджикистана , Туркменистана , Турции и Узбекистана в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .
На территории мусульманской Центральной Азии и Ближнего Востока , в арабской , персидской , турецкой , среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Кавказа и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй .
Литературный персонаж Насреддина эклектичен и сочетает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя , бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника , тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл . Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой тем не менее неизменно находит неординарный выход из положения.
Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин- эфенди , виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.
Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.
Как триста лет назад, так и в наши дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.
Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва « Повесть о Ходже Насреддине », состоящая из двух романов: « Возмутитель спокойствия » и « Очарованный принц ». Эта книга переведена на десятки языков мира.
Не столь знаменита, но по-своему не менее замечательна повесть Бориса Привалова «Весёлый мудрец».
Во многих театрах поставлена пьеса Шапи Казиева «Золотой осёл Насреддина» .
В Азербайджане именем Насреддина был назван сатирический журнал « Молла Насреддин », который издавал Джалил Мамедкулизаде .
Аналогичные персонажи у других народов:
В некоторой степени Ходже Насреддину также соответствуют Иван-дурак в русском, Барон Мюнхгаузен во франко-германском и Казак Мамай в украинском фольклоре.
Несколько исследователей датируют появление анекдотов о Ходже Насреддине XIII веком. Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же XIII веке .
Крупный российский тюрколог академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам , а позднее к туркам как его продление.
Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа [ уточнить ] имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами .
Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» ( Saltukname ), книге, датируемой 1480 годом , и чуть позднее в XVI веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии (ум. 1531 г.) .
Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Чётки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).
В России анекдоты о Ходже впервые появились в XVIII веке, когда Дмитрий Кантемир , молдавский господарь , бежавший к Петру I , издал свою «Историю Турции» с тремя «историческими» анекдотами о Насреддине.
В 2020 году была подана заявка на включение в список ЮНЕСКО традиции пересказа притчей о Ходже Насреддине как общего объекта Азербайджана , Казахстана , Киргизии , Таджикистана , Туркменистана , Турции и Узбекистана . В 2022 году, на заседании Межправительственного комитета ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, проходящем с 28 ноября по 3 декабря в Рабате , традиция пересказа анекдотов о Ходжа Насреддине была внесена от Азербайджана , Казахстана , Киргизии , Таджикистана , Туркменистана , Турции и Узбекистана в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .
Наиболее разработанным и по оценкам некоторых [ каких? ] исследователей, классическим и оригинальным является образ Ходжи Насреддина, существующий и поныне в Турции . Здесь традиционно принято считать, что Насреддин Ходжа родился в 605 году Хиджры (1208 году) в селении близ города Эскишехир , а умер в 683 году Хиджры (1284 году) в городе Акшехир. По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин. Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья , работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin türbesi ). На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (то есть 993 году н. э.). Возможно, неверна она, потому что сельджуки появились здесь только во второй половине XI века . Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.
Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к VIII—XI векам.
Л. В. Соловьёв в книге « Очарованный принц » утверждает, что «восемь гробниц в разных частях света носят его славное имя», а надгробие в Акшехире комментирует так:
Впрочем, некоторые говорят, что под этим надгробием никто не лежит, что лукавый Ходжа Насреддин нарочно поставил его и, распустив повсюду слухи о своей смерти, отправился дальше бродить по свету. Так ли было это, или не так?.. Не будем строить бесплодных догадок; скажем только, что от Ходжи Насреддина можно всего ожидать!
Существует также ряд других гипотез.
В русской традиции самое распространённое имя — Ходжа Насреддин . Другие варианты: Насреддин-эфенди, молла Насреддин, Насреддин Афанди (Эфенди, Эпенди), Дивона Насреддин, Анастратин, Несарт, Насыр, Наср ад-дин.
В восточных языках существует несколько различных вариантов имени Насреддина, все они сводятся к трём главным:
Персидское слово « ходжа » ( перс . خواجه khâje — хозяин) существует почти во всех тюркских и арабском языках. Вначале оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии , представителей сословия «белой кости» ( тюрк . « ак суюк »). Со временем « ходжа » стало почётным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мектебе , а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.
Арабское мусульманское личное имя Насреддин ( араб . نصرالدين, Naṣr ad-Dīn) переводится как «победа веры».
Мулла (молла) ( араб . المُلَّا аль-муллаа, mawlá/; перс . ملّا, тур . molla) имеет несколько значений. У шиитов мулла — лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема). В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: «учитель», «помощник», «владелец», «защитник».
Эфенди (афанди, эпенди) ( араб . أفندي Afandī; перс . آفندی от древнегреч . αὐθέντης «тот, кто может (в суде) защищать себя сам») — почётный титул благородных особ, вежливое обращение, со значениями «хозяин», «уважаемый», «господин». Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям учёных профессий.
У разных народов его имя звучало как [ источник не указан 515 дней ] :
Анекдоты Ходжи Насреддина — это маленькие сценки ( анекдоты ), которые остро высмеивают и обличают пороки людей — как бедных, так и богатых. В них затрагиваются проблемы разных слоёв населения, но особенно достается Тимуру. Имя этого завоевателя встречается в некоторых анекдотах. Хромой Теймур-Теймир, Тимур, Тимур-Ленг, Ленг-Темир — всё это наименования одного и того же лица — Тамерлана . Определённая часть изданных анекдотов и тех, которые хранятся в архивах, связана с именем Тимура. Часть анекдотов, связанных с именем Тимура, имеет варианты на знаменитые восточные сюжеты, или же в основу их положены различные события, происходившие между другими властителями и историческими лицами. Эти анекдоты впоследствии стали достоянием народа. Существует целый ряд рассказов о том, как Ходжа был послан к Тимуру во главе послов. В одном из них говорится, что Ходжа с первой встречи понравился Тимуру и был оставлен при дворе .
Известнейший пример анекдота приведён в книге Л. В. Соловьёва « Возмутитель спокойствия » и в снятом по книге фильме « Насреддин в Бухаре ».
Насреддин рассказывает, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелёк золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора — голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: — «Ведь за двадцать лет, — говорит он, — кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие!»
11 апреля 2018 года в честь Ходжи Насреддина Международный астрономический союз присвоил кратеру на Хароне имя Nasreddin .