Interested Article - Ходжа Насреддин

Ходжа́ Насредди́н фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан , герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов , а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни и даже археологические свидетельства в конкретных местах (например, надгробие в городе , Турция ). На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

В 2022 году традиция пересказа анекдотов о Ходже Насреддине была внесена от Ирана , Азербайджана , Казахстана , Киргизии , Таджикистана , Туркменистана , Турции и Узбекистана в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .

Литературный образ

Обложка первого выпуска азербайджанского сатирического журнала « Молла Насреддин », с изображением самого Насреддина. 1906 год

На территории мусульманской Центральной Азии и Ближнего Востока , в арабской , персидской , турецкой , среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Кавказа и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй .

Литературный персонаж Насреддина эклектичен и сочетает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя , бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника , тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл . Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой тем не менее неизменно находит неординарный выход из положения.

Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин- эфенди , виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.

Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.

Как триста лет назад, так и в наши дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.

Авторская обработка

Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва « Повесть о Ходже Насреддине », состоящая из двух романов: « Возмутитель спокойствия » и « Очарованный принц ». Эта книга переведена на десятки языков мира.

Не столь знаменита, но по-своему не менее замечательна повесть Бориса Привалова «Весёлый мудрец».

Во многих театрах поставлена пьеса Шапи Казиева «Золотой осёл Насреддина» .

В Азербайджане именем Насреддина был назван сатирический журнал « Молла Насреддин », который издавал Джалил Мамедкулизаде .

Типология

Аналогичные персонажи у других народов:

В некоторой степени Ходже Насреддину также соответствуют Иван-дурак в русском, Барон Мюнхгаузен во франко-германском и Казак Мамай в украинском фольклоре.

История

Памятник Ходже Насреддину в Енишехире (Турция)

Несколько исследователей датируют появление анекдотов о Ходже Насреддине XIII веком. Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же XIII веке .

Крупный российский тюрколог академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам , а позднее к туркам как его продление.

Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа [ уточнить ] имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами .

Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» ( Saltukname ), книге, датируемой 1480 годом , и чуть позднее в XVI веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии (ум. 1531 г.) .

Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Чётки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).

В России анекдоты о Ходже впервые появились в XVIII веке, когда Дмитрий Кантемир , молдавский господарь , бежавший к Петру I , издал свою «Историю Турции» с тремя «историческими» анекдотами о Насреддине.

В 2020 году была подана заявка на включение в список ЮНЕСКО традиции пересказа притчей о Ходже Насреддине как общего объекта Азербайджана , Казахстана , Киргизии , Таджикистана , Туркменистана , Турции и Узбекистана . В 2022 году, на заседании Межправительственного комитета ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, проходящем с 28 ноября по 3 декабря в Рабате , традиция пересказа анекдотов о Ходжа Насреддине была внесена от Азербайджана , Казахстана , Киргизии , Таджикистана , Туркменистана , Турции и Узбекистана в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .

Надгробие

Наиболее разработанным и по оценкам некоторых [ каких? ] исследователей, классическим и оригинальным является образ Ходжи Насреддина, существующий и поныне в Турции . Здесь традиционно принято считать, что Насреддин Ходжа родился в 605 году Хиджры (1208 году) в селении близ города Эскишехир , а умер в 683 году Хиджры (1284 году) в городе Акшехир. По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин. Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья , работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin türbesi ). На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (то есть 993 году н. э.). Возможно, неверна она, потому что сельджуки появились здесь только во второй половине XI века . Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.

Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к VIII—XI векам.

Л. В. Соловьёв в книге « Очарованный принц » утверждает, что «восемь гробниц в разных частях света носят его славное имя», а надгробие в Акшехире комментирует так:

Впрочем, некоторые говорят, что под этим надгробием никто не лежит, что лукавый Ходжа Насреддин нарочно поставил его и, распустив повсюду слухи о своей смерти, отправился дальше бродить по свету. Так ли было это, или не так?.. Не будем строить бесплодных догадок; скажем только, что от Ходжи Насреддина можно всего ожидать!

Существует также ряд других гипотез.

Имя

Ходжа Насреддин. Автор Катиб Мамедов

В русской традиции самое распространённое имя — Ходжа Насреддин . Другие варианты: Насреддин-эфенди, молла Насреддин, Насреддин Афанди (Эфенди, Эпенди), Дивона Насреддин, Анастратин, Несарт, Насыр, Наср ад-дин.

В восточных языках существует несколько различных вариантов имени Насреддина, все они сводятся к трём главным:

Персидское слово « ходжа » ( перс . خواجه khâje — хозяин) существует почти во всех тюркских и арабском языках. Вначале оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии , представителей сословия «белой кости» ( тюрк . « ак суюк »). Со временем « ходжа » стало почётным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мектебе , а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

Арабское мусульманское личное имя Насреддин ( араб . نصرالدين, Naṣr ad-Dīn) переводится как «победа веры».

Мулла (молла) ( араб . المُلَّا аль-муллаа, mawlá/; перс . ملّا, тур . molla) имеет несколько значений. У шиитов мулла — лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема). В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: «учитель», «помощник», «владелец», «защитник».

Эфенди (афанди, эпенди) ( араб . أفندي Afandī; перс . آفندی от древнегреч . αὐθέντης «тот, кто может (в суде) защищать себя сам») — почётный титул благородных особ, вежливое обращение, со значениями «хозяин», «уважаемый», «господин». Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям учёных профессий.

У разных народов его имя звучало как [ источник не указан 515 дней ] :

Притчи

Ходжа Насреддин, ( Иван Коржев , 2010)

Анекдоты Ходжи Насреддина — это маленькие сценки ( анекдоты ), которые остро высмеивают и обличают пороки людей — как бедных, так и богатых. В них затрагиваются проблемы разных слоёв населения, но особенно достается Тимуру. Имя этого завоевателя встречается в некоторых анекдотах. Хромой Теймур-Теймир, Тимур, Тимур-Ленг, Ленг-Темир — всё это наименования одного и того же лица — Тамерлана . Определённая часть изданных анекдотов и тех, которые хранятся в архивах, связана с именем Тимура. Часть анекдотов, связанных с именем Тимура, имеет варианты на знаменитые восточные сюжеты, или же в основу их положены различные события, происходившие между другими властителями и историческими лицами. Эти анекдоты впоследствии стали достоянием народа. Существует целый ряд рассказов о том, как Ходжа был послан к Тимуру во главе послов. В одном из них говорится, что Ходжа с первой встречи понравился Тимуру и был оставлен при дворе .

Известнейший пример анекдота приведён в книге Л. В. Соловьёва « Возмутитель спокойствия » и в снятом по книге фильме « Насреддин в Бухаре ».

Насреддин рассказывает, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелёк золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора — голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: — «Ведь за двадцать лет, — говорит он, — кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие!»

Память

11 апреля 2018 года в честь Ходжи Насреддина Международный астрономический союз присвоил кратеру на Хароне имя Nasreddin .

Памятники

Памятник Ходже Насреддину в Бухаре , Узбекистан
Памятник Ходже Насреддину в Анкаре

Фильмы

Театр

Примечания

  1. (англ.) . The world's Mid Nasreddin Hoca Tomb. Дата обращения: 9 марта 2020.
  2. (англ.) . Официальный сайт ЮНЕСКО . (2022). Дата обращения: 24 марта 2023. 3 декабря 2022 года.
  3. Двадцать четыре Насреддина / Сост. и вступ. статья М. С. Харитонов. — М.: Наука, 1986.
  4. . Дата обращения: 14 октября 2017. 14 октября 2017 года.
  5. Ходжа Насреддин // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  7. Анекдоты о Ходже Насреддине. Пер. с тур. В. А. Гордлевского. Из-во Восточной литературы, М., 1957
  8. Молла Насреддин. Пер. с перс. и предисл. Н. Османова. Из-во «Наука», М., 1970
  9. . u.cs.biu.ac.il. Дата обращения: 9 марта 2020. Архивировано из 19 февраля 2020 года.
  10. . vestikavkaza.ru. Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  11. К. С. Давлетов. О происхождении образа Ходжи. Томск, 1962
  12. В середине предложения, как и русское «господин», слово «ходжа» правильнее писать со строчной буквы, однако, в русском языке уже сложилась обыкновение писать оба слова с прописной.
  13. Мальсагов Або Увойсович. "Сакъердаме дувцараш"/ "Цагенах дола дувцараш" / Составитель Мальсагов А. У.. — Назрань: "Нохч-Г1алг1ай кн. изд – во", 1983. — 158 с. — ISBN Ш6(2=И)7-7.
  14. . Дата обращения: 18 августа 2018. 29 мая 2019 года.
  15. Ходжа Насреддин . Баку . 1969г .
  16. (англ.) . Gazetteer of Planetary Nomenclature . IAU Working Group for Planetary System Nomenclature.
  17. (3 ноября 2005). Дата обращения: 9 марта 2020. 14 марта 2022 года.
  18. . Дата обращения: 9 марта 2020. 14 марта 2022 года.
  19. . theatreofnations.ru . Дата обращения: 20 апреля 2022. 23 апреля 2022 года.

Литература

  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2772 дня])
  • Анекдоты о Ходже Насреддине / Пер. с тур. В. А. Гордлевского. — М.: Изд-во Восточной литературы, 1957.
  • . Весёлый мудрец. — М.: Изд-во Детской литературы, 1958.
  • Необычайные приключения Насретдина Афанди. Ташкент: Государственное издательство художественной литературы УзССР, 1959—251 с. Иллюстрации Усто Мумина (А.Николаева)
  • Анекдоты Моллы Насреддина / Пер. с азерб. Ю. Гранина. — Баку: Изд-во АН АзССР, 1962.
  • Похождения Ходжи Насреддина / Пер. с узб. А. Рахими и М. Шевердина. — Ташкент, 1965.
  • Молла Насреддин / Пер. с перс. и предисл. Н. Османова. — М.: Наука , 1970.
  • Двадцать четыре Насреддина / Сост. и вступ. статья М. С. Харитонов. — М.: Наука, 1986.
  • Анекдоты Ходжи Насреддина. — М.: Фаир, 1997. — 368 c.
  • Соловьёв Л. Повесть о Ходже Насреддине: Возмутитель спокойствия. Очарованный принц. М.: ТОО «ММП», 1993. — 528 с. с илл. В. Фатехов («Библиотечка юмора»).
  • Посол (Афанди не будет умирать). — Ташкент: Шарк, 1999.
  • Белянин А. Багдадский вор. Посрамитель шайтана. Верните вора. — М.: Альфа-книга, 2002 (переизд. 2007, 2012).
  • Белявская Л. Ходжа Насреддин: восточные притчи. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2013.
  • Персидский с Муллой Насреддином. Шутки и анекдоты увлекательные и занимательные. Метод обучающего чтения Ильи Франка — М.: ВКН, 2018

Ссылки

Источник —

Same as Ходжа Насреддин