Interested Article - Вилье де Лиль-Адан, Огюст де

Фили́пп-Огю́ст-Матиа́с де Вилье́ де Лиль-Ада́н ( фр. Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam ; граф де Вилье де Лиль-Адан; 7 ноября 1838 , Сен-Бриё , Бретань 19 августа 1889 , Париж ) — французский писатель и драматург.

Жизнь и творчество

Огюст де Вилье де Лиль-Адан — последний потомок одного из древнейших аристократических родов, он провёл почти всю жизнь в нужде, бросался во всевозможные авантюры (с его именем связано много легенд) и иногда был вынужден добывать себе хлеб даже в качестве «ходячей рекламы» мануфактурной фирмы и тому подобными способами. Умер почти нищим. Отнесён Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов» .

Вилье де Лиль-Адан

В литературе Вилье выступил в 1858 году со сборником «Первые стихи», затем перешёл к драме, роману и новелле. Роман «Isis» появился в 1862 году; в 1865, 1866 и 1870 годах — драмы: «Elen», «Бунт», «Моргана»; с 1866 года печатал в периодических органах свои новеллы, объединённые в 1883 году в сборнике « Жестокие рассказы », явившемся началом высшего расцвета его творчества; к этому периоду относится ещё ряд сборников его новелл: «L’Amour suprême» (1886), «Трибула Бономе» (1887), «Необычайные истории» (1888), «Новые жестокие рассказы» (1888), роман «Ева будущего» (1886), драматическая поэма «Аксель» (1889).

Вилье принадлежал вместе с Верленом и Малларме к той ветви Парнаса , которая примкнула впоследствии к символизму ; особенно близко стоял Вилье к Барбе Д’Оревильи . Всё творчество Вилье, всё его мировоззрение — живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, которая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия , и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, то есть в период конца Второй империи и начала Третьей республики , в 1860-е, 1870-е гг. и в начале 1880-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же Вилье проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи — к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в «Еве будущего» и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией. Выходом для Вилье явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели Вилье: католицизм и оккультизм .

Большое влияние на философские воззрения Вилье оказал Шопенгауэр с его пессимизмом и отрицанием жизни. В новеллах Вилье ирония является основным моментом в трактовке современных тем. «Жестокость» — мотив бессмысленного, немотивированного страдания — определяет собой тон вообще всех сборников писателя. Поистине бессмысленными и немотивированными представлялись ему страдания той общественной группы, к которой он принадлежал, в условиях нового строя. Многие из новелл Вилье отражают его оккультные тенденции и построены по принципу ирреалистической новеллы Эдгара По , оказавшего громадное влияние на творчество Вилье: под внешней, якобы реальной, сюжетной концепцией скрывается оккультная сущность сюжета; несмотря на возможность реального объяснения, факты сгруппированы так, чтобы заставить читателя не верить реальному объяснению. Сущность своей поэтики Вилье сам определил в словах: «если бы я не был парнасцем, я бы был классиком среди романтиков» . И он, так часто разрабатывающий, подобно Эдгару По и Барбе Д’Оревильи, «новеллу ужасов», строит её логически и лаконически; именно этим, а не нагромождением кошмаров, достигается то почти патологическое воздействие, которое новеллы Вилье производят на читателя. Влияние Вилье в мировой литературе очень значительно: особенно сказалось оно в 1910-х и 1920-х годах у писателей ирреального склада, типа Мак-Орлана во Франции, Г. Г. Эверса и Майринка в Германии . К писательской группе, которая в 1880-х годах примкнула к Вилье, относятся Гюисманс , Э. Элло , Л. Блуа , Пеладан .

Был похоронен на кладбище Батиньоль , впоследствии его останки перенесены на кладбище Пер-Лашез .

Сводные издания

  • Œuvres complètes, t. 1-11. Paris: Mercure de France, 1922—1925
  • Œuvres complètes. Paris: Gallimard, 1986

Публикации на русском языке

  • Тайны эшафота. M., 1902
  • Жестокие рассказы. СПБ., 1909 (переизд. 1912)
  • Новые жестокие рассказы. М., 1911.
  • Новеллы// Французская новелла XIX века. Т.2. М. — Л., 1959.
  • Жестокие рассказы. М.: Наука, 1975 (Литературные памятники)
  • Избранное. Л., Художественная литература, 1988
  • Бунт. М., Три квадрата, 2007
  • Произведения времен Парижской коммуны: , ,

Примечания

  1. Villiers de l'Isle-Adam // (англ.) — 1995.
  2. Auguste de Villiers de l'Isle-Adam // (фр.) — 2007.
  3. (фр.) / — Paris: , 1889. — P. 1. — ISSN ;
  4. Auguste, comte de Villiers de L'Isle-Adam // (англ.)

Литература

  • Гурмон Реми , де, Книга масок. СПБ.: Грядущий день, 1913 (переизд.: Томск: Водолей, 1996)
  • Волошин М. , Лики творчества, СПБ.: Изд-во «Аполлона», 1914 (переизд.: Л.: Наука, 1988)
  • История французской литературы, т. 3, М., 1959
  • Bourre J.-P. Villiers de L’Isle Adam: Splendeur et misère. Paris: Belles Lettres, 2002
  • Jolly G. Dramaturgie de Villiers de L’Isle-Adam. Paris: L’Harmattan, 2002

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — — умер в 1929 году.

Ссылки

Источник —

Same as Вилье де Лиль-Адан, Огюст де