Константиновский, Матвей Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Алекса́ндрович Плетнёв ( 01 [12] сентября 1792 , Теблеши , Бежецкий уезд , Тверская губерния , Российская империя — 29 декабря 1865 [ 10 января 1866 ], Париж , Вторая Французская империя ) — русский литературный критик , поэт и журналист . Друг А. С. Пушкина , его главный помощник в журнале « Современник » (с 1836), позднее — единственный редактор-издатель последнего (1838–1846). Профессор словесности (1832–1849) и ректор (1840–1861) Императорского Санкт-Петербургского университета , действительный член Петербургской академии наук (с 1841).
Происходил из семьи духовного звания. Родился 10 ( 21 ) августа 1792 года, по его собственному свидетельству — в Твери ; по показанию же его биографов — в Теблеши , в Бежецком уезде Тверской губернии .
Образование получил в тверской семинарии (1811) и в Главном Педагогическом институте (1814). Работал учителем словесности в женских институтах, кадетских корпусах и в Санкт-Петербургском Благородном пансионе . По рекомендации В. А. Жуковского , с 1828 года Плетнёв преподавал литературу наследнику престола Александру II и великим княжнам . В 1832 году занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете , в котором с 1840 до 1861 года состоял ректором.
Плетнёв принадлежал также к составу второго отделения академии наук со времени его образования в 1841 году; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и другим особам царского дома . Очень рано Плетнёв близко сошёлся с А. С. Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнёв был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь ; всем им Плетнёв служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили.
Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в «Соревнователе просвещения и благотворения», «Трудах Вольного общества любителей российской словесности », « Северных цветах » и других журналах и альманахах и которые при гладкости стиха местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнёв вскоре перешёл к литературной критике, став выразителем теоретических воззрений пушкинского кружка.
Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова («Соревнователь», 1822), Плетнёв доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врождённый талант должен потратить массу труда чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию, изящество, красоту.
Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма с его стремлением путём риторики и пиитики искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачею которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга Плетнёва заключалась в том, что уже в начале 1820-х годов, ещё ранее критических очерков не только Веневитинова , Киреевского , Надеждина , но и Полевого , он ввёл характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся ещё в 1822 году оценки Жуковского и Батюшкова .
Плетнёв уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать, наконец, на народную почву. В статье по поводу идиллии Гнедича «Рыбаки» (1822) он делит поэзию на «всеобщую», или «неопределенную», и «народную» и отдаёт предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе Плетнёв в 1833 году посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х годов Плетнёв составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, о её связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости «красок и жизни», без которых литература стала бы «сухим изложением отвлечённостей».
Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, Плетнёв не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, Плетнёв всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и вообще признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя с его сильными и слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок « Мёртвых душ » («Современник», 1842).
Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило Плетнёву с восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840-х годов — Тургенева , Достоевского , Писемского , Островского , Плещеева , Аполлона Майкова , Полонского , Белинского .
В течение семи лет (с конца 1824 года) с бароном Дельвигом , а с 1832 года — с Пушкиным , Плетнёв разделял труды по редактированию «Северных цветов», а в 1838—1846 гг. был преемником Пушкина по редактированию « Современника »; журнал в руках Плетнёва мало принимал участия в новом литературном движении.
«Сочинения и переписка» Плетнёва изданы Я. Гротом в трёх томах (СПб., 1885) . Много материалов для характеристики Плетнёва в «Переписке Я. К. Грота с П. А. Плетнёвым» (СПб., 1896).
Первая жена — Степанида Александровна Раевская (1795—1839). В браке родилась дочь Ольга Петровна (1830—1852), с 1851 — жена А. Б. Лакиера. Плетнев называл её «секретарем своим и другом».
Вторая жена (с 1849 г.) — Александра Васильевна , урождённая княжна Щетинина (1826—1901). Дети:
Александр Петрович (1852—1911), с 1880 года женат на Леониде Аполлоновне Скальковской (1860—?), дочери действительного статского советника Аполлона Александровича Скальковского .
Алексей Петрович (1854—1934) — поэт, журналист, критик, оставил воспоминания об отце (1910).