Максим (митрополит Киевский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т ( греч. μητροπολίτης , от μητρόπολις — «столица, резиденция» ) — первый по древности епископский титул в христианской Церкви . Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции ( кафедры ) которых находились в главных городах ( метрополиях ), административных центрах провинций Римской империи .
Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах I Вселенского Собора (325), окончательно определившего его место в церковной иерархии.
Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции ( греч. ἐπαρχία ). Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякого народа подобает знать первого из них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без него» . Иоанн Зонара в разъяснениях к этому канону именует первенствующих епископов «архиереями митрополии». То есть митрополит — епископ центра той или иной провинции Римской империи (также Византийской империи).
В Русской церкви митрополичий титул первоначально — в период иерархической зависимости от Константинопольского престола — присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси .
Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха . Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.
Киевская митрополичья кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление, то есть Великие князья просто оказывали поддержку митрополитам. Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV—начале XV веков. Нарушались (как во времена Древней Руси , так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви церковным судам, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении митрополита находились:
В 1147 году на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведён митрополит Климент Смолятич . Это вызвало раскол между Киевской митрополией и епархиями Новгорода , Смоленска , Полоцка и Суздаля . В 1162 году Андрей Боголюбский просил Константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире , однако патриарх князю в этом отказал.
С учреждением Московской патриархии в 1589 году четыре епископские кафедры ( Новгородская , Ростовская , Казанская и Крутицкая ) были преобразованы в митрополичьи. Но образования (по примеру иных Восточных церквей) митрополичьих округов — митрополий — тогда не произошло. Все правящие епископы Русской церкви по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.
Фактически с конца XVIII века вплоть до восстановления патриаршества в конце 1917 года в Российской империи были только три епархии, епископы которых обычно носили митрополичий сан, — Санкт-Петербургская , Киевская и Московская (с 1818 года). С 1852 года титул митрополита Литовского и Виленского жаловался епископам Вильны (первый митрополит Литовский и Виленский — высокопреосвященный Иосиф (Семашко) , в настоящее время Вильнюсские митрополиты носят титул митрополит Виленский и Литовский ).
Вскоре после избрания Патриарха в ноябре 1917 года , в сан митрополитов были возведены архиепископы Антоний (Храповицкий) , Кирилл (Смирнов) , Арсений (Стадницкий) . В советское время сан митрополита превратился в личную награду и даже появились митрополиты на должности викарного архиерея .
Согласно действующему «Положению о наградах Русской Православной Церкви» от 2017 года (§ 2.2.1): «Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию.» При этом, митрополия трактуется согласно принятому в 2011 году «Положению о Митрополиях Русской Православной Церкви» — как область, «включающая в себя две или более епархии» .
Титул митрополита носят также некоторые архиереи епархий Русской православной церкви, расположенных за пределами Российской Федерации, в том числе главы самоуправляемых церквей и митрополичьих округов .
В латинском обряде Католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий . Митрополит обязательно должен быть архиепископом , а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии . Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы- суффраганы , а также титулярные архиепископы . Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы , входящие в митрополию. Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.
Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут апеллировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора .
Три латинских митрополита исторически носят титул патриарха — это патриархи Венеции , Лиссабона и Иерусалима .
В восточнокатолических церквях термин «митрополит» употребляется в том же смысле, что и в православных церквах.