Interested Article - Иерусалимский собор (1672)

Иерусалимский (Вифлеемский) Собор поместный собор Иерусалимской церкви , созванный при православном Иерусалимском патриархе Досифее II в 1672 году с целью опровержения как кальвинистского «Исповедания веры» Кирилла Лукариса .

Созыв и участники

В 1670 году патриарх Досифей II составил «Руководство по опровержению кальвинского помешательства, оклеветавшего Восточную Соборную и Апостольскую Церковь», которое легло в основу выработанного Собором «Исповедания Веры».

Собор был созван по случаю освящения отреставрированного в марте 1672 года храма Рождества Христова в Вифлееме .

В Соборе приняли участие 71 клирик из арабов, греков и русских.

Решения

Собор осудил кальвинское «Исповедание веры», изданное от имени константинопольского патриарха Кирилла Лукариса , в качестве вероисповедания Восточной церкви. С Кирилла Лукариса были сняты обвинения в кальвинизме, поскольку прямых доказательств публичной поддержки этого учения патриархом не было представлено. В 1-й главе соборных деяний против каждой статьи «Исповедания» были представлены цитаты из более ранних сочинений Лукариса (написанных в период, когда патриарх находился под влиянием католического богословия, и до начала его идейного сближения с протестантизмом), доказывавшие его православие. В 5-й главе деяний также сообщается, что Лукарис клятвенно отрицал авторство «Исповедания веры», и утверждал, что является противником протестантизма .

Вместе с тем Собор порицал позицию Кирилла, не давшего письменного опровержения даже после того, как публикация кальвинистского исповедания привела к серьёзным церковным волнениям. Решение , предавшего Лукариса анафеме за отступление от православия, также не было подвергнуто сомнению .

В 5-й главе Деяний собора по поводу прославления патриарха как мученика говорится следующее:

И да не будет позволено врагам похваляться Кириллом как святым, ибо он не был убит несправедливо, как они радостно утверждают, или ради имени Христа, чтобы также считаться таковым [то есть святым]. Но без всякой меры впав в грех властолюбия <…> и шесть раз беззаконно, за исключением, как кажется, первого раза, захватив Константинопольский трон с множеством извержений и притеснений клира (вследствие ненасытного желания внешних вещей и при помощи голландского посла, из-за чего навлек на себя еще большее подозрение в Церкви), принял постыдную смерть. Того, кто совершил таковые вещи в отношении Церкви Христовой, даже если ему и случилось быть благочестивым, мы считаем за грешника — и такого грешника, который получит наказание от Бога за те злодеяния, которые он без колебаний причинил Церкви. И теперь, поскольку он стал отцом бесчестия, мы держимся о нем мнения не как о святом, что утверждают наши враги, но как о жалком человеке, вовсе не имеющем общей части со Христом.

Цит. по: Бернацкий М. М. Канонизация патриарха Кирилла I Лукариса и Иерусалимский Собор 1672 года // Богословские труды . Вып. 45, с. 328

Утверждённое на Соборе православное «Исповедание веры» (6-я глава Деяний Собора), составленное Досифеем, в дальнейшем стало широко использоваться как православными, так и инославными богословами в догматическом и сравнительном богословиях. Оно было подтверждено , и решением восточных патриархов в июне 1721 объявлено истинным изложением православного учения .

Комментарии

  1. У исследователей нет оснований сомневаться в авторстве Лукариса, подтверждающемся, помимо сравнения автографа «Исповедания» с письмами патриарха, также и перепиской Кирилла, в которой тот признает означенное авторство. Патриарх Досифей также не сомневался в тайном еретичестве Лукариса (Бернацкий, с. 329)

Примечания

  1. от 16 июля 2019 на Wayback Machine . Британская энциклопедия
  2. , p. 327.
  3. , p. 327—328.
  4. . Дата обращения: 13 июня 2016. 7 октября 2018 года.
  5. , p. 136—137.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Иерусалимский собор (1672)