Акрачков, Игнатий Романович
- 1 year ago
- 0
- 0
Игна́тий Богоно́сец ( греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος , Игнатий Антиохийский , греч. Ιγνάτιος Αντιοχείας ; 20 декабря 107 / 112 , Рим ) — муж апостольский , священномученик древней Церкви , третий епископ Антиохийский после апостола Петра и Евода , ученик Иоанна Богослова ; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года . Cвятой Православной и Католической церквей. Память в Православной церкви — 20 декабря по юлианскому календарю , в Католической — 17 октября.
Родился, вероятно, в Антиохии . Блаженный Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова .
Сведения об Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (III, 36). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим , где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления императора Траяна , будучи брошен львам на арене .
Прозвище « Богоносец », по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея ( ); по другой, значит «носитель Божественного духа».
Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса , Магнезии, Траллии , Филадельфии и Смирны , пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому , а седьмое — к христианской общине Рима.
О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укоренённым в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает , что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия ; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев , а Игнатий — для христиан из язычников . Святой Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».
Мученические акты (протоколы допроса и приговор) святого Игнатия — позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинаром в 1689 году ( Martirium Colbertinum ) и Дресселем в 1857 году ( Martirium Vaticanum ). В них сообщается дата смерти Игнатия — 20 декабря (год не указан). Поэтому 20 декабря ( 2 января ) и 29 января ( 11 февраля ) — перенесение его мощей — совершается его память в Восточной церкви оба раза шестеричным богослужением; Западная церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.
Мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 году перенесены в саму Антиохию. После взятия Антиохии персами перенесены в Рим в 540 или 637 году в базилику Святого Климента .
Существует три редакции посланий Игнатия:
К подложным посланиям относятся: Послание к Тарсийцам, Послание к Антиохийцам, Послание к Ирону, антиохийскому диакону, Послание к Филиппийцам, переписка с Марией Кассобольской, Первое послание апостолу Иоанну Богослову, Второе послание апостолу Иоанну Богослову, Переписка с Богородицей .
Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами , отрицавшими материальный аспект Боговоплощения , с одной стороны, и с иудействующими христианами , с другой.
В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология : коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его Послании к Смирнянам впервые употребляется понятие, ставшее впоследствии одним из центральных в христианском богословии — « кафоличность церкви » . Особо настаивает Игнатий на подчинении церковных общин епископам : «На епископа должно смотреть, как на Самого Господа» . По мысли Игнатия без епископа не должно совершать ни крещения , ни евхаристии
Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви.
Говоря о местных Церквах, он прилагает к ним причастие от глагола " παροικεω" , что обозначает временное пребывание на чужбине.
Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, Богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя,/ до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.