Interested Article - Бернард Клервоский

Берна́рд Клерво́ский ( лат. Bernardus Claraevallensis ; 1091 , Фонтен-ле-Дижон , Бургундия — 20 или 21 августа 1153 , Клерво ) — французский средневековый богослов , мистик , общественный деятель, вдохновитель Крестовых походов, цистерцианский монах, стоявший у истоков распространения ордена по латинской Европе; аббат монастыря Клерво 1117 года ). Почитается Католической церковью как святой и Учитель Церкви .

Биография

Ф. Рибальта . «Явление Христа Святому Бернарду»

Происходил из знатной семьи, в двадцатилетнем возрасте вступил в цистерцианский орден , где приобрёл известность своим подвижничеством. В 1115 году основал монастырь Клерво , где стал аббатом . Благодаря его деятельности малочисленный цистерцианский орден стал одним из крупнейших.

Бернард Клервоский придерживался мистического направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии . Активно защищал права папы Иннокентия II против Анаклета II . В свете борьбы против Анаклета II осуждал Рожера II , получившего корону от антипапы, но затем примирился с королём и переписывался с ним. Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского на Сансском соборе 1141 года . Активно боролся с ересью катаров .

Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров , в частности под его влиянием на соборе в Труа 1128 года, (возглавляемом Матвеем Альбанским ) был принят устав ордена .

Быть может, величайшим или во всяком случае самым поразительным подвигом, который совершил Бернард, была проповедь о Втором крестовом походе в 1146 году в Везле . Он довёл народы Франции и Германии до необычайного энтузиазма, почти равного тому, каким охвачен был народ во время первого крестового похода ; но результат весьма плохо соответствовал приготовлениям, и Бернард чувствовал себя несколько смущённым в виду полной неудачи предприятия.

Бернард содействовал росту монашеского ордена цистерцианцев , в его память получивших название бернардинцев .

На фоне невыразительных фигур пап того времени (среди которых были и его ученики из Клерво) Бернард Клервоский приобрёл колоссальный авторитет в церковных и светских кругах. Он диктовал свою волю папам, французскому королю Людовику VII Молодому . Основной добродетелью считал смирение. Целью человеческого существования считал слияние с Богом.

Канонизирован в 1174 году ; в 1830 году внесён в число Учителей Церкви .

Вдохновитель крестовых походов

Эмиль Сигнол Св. Бернард призывает в Везле христианский мир к крестовому походу в 1146 году
Св. Бернард Клервоский ,
Георг Андреас Вассхубер

15 февраля 1145 года коллегия кардиналов избрала аббата Бернардо Паганелли новым римским папой под именем Евгения III . Паганелли был не только тёзкой, но и — с самого начала своего монашества у цистерцианцев — учеником Бернарда Клервоского, с которым он поддерживал «уникально тесные отношения» . Римским папой стал член цистерцианского ордена , который Бернард — влиятельный католический деятель эпохи — сам и возглавлял. Отводя подозрения в том, что Паганелли его протеже, Бернард оставил для историков следующее письмо к кардиналам (номер CCXXXVII):

Прости вас Бог за то, что Вы сделали!.. Вы превратили последнего в первого, и… его новое положение опаснее прежнего… По какой причине или по чьему совету… поспешили вы к простецу, отыскали его в его убежище, вырвали у него из рук топор, кирку или мотыгу и возвели его на престол?

Д. Норвич . Расцвет и закат Сицилийского королевства

Избрание Паганелли папой состоялось, укрепив этим и политическое положение самого Бернарда — учителя папы Римского. Известный случай, когда Бернард назвал уже состоявшегося Папу в письме к нему «нищим из навозной кучи» (номер CCXXXVIII) , укладывается в этот же контекст: крепко держа в руках узды управления своим бывшим учеником, Бернард диктовал Евгению III свою политику. Наиболее крупным мероприятием, на котором Бернарду удалось настоять, стал Крестовый поход против славян , развернувшийся на фоне Второго крестового похода .

Памятник Бернарда Клервоского в Дижоне , на площади, носящей его имя

В начале апреля 1147 года римский папа был у своего учителя в Клерво. Там Бернард убедил Евгения III развернуть вектор крестовых походов с юга на восток, обратив их против язычников Европы, начав, в частности, с вендов . Эту идею римский папа претворил в булле лат. „Divini dispensatione“ , которую он подписал в Труа 11 апреля 1147 года . Идею этой буллы, образ действий, который она предлагала крестоносцам в отношении европейцев-язычников в своей миссии, часто выражают лозунгами «крещение или смерть» ( фр. La mort ou le baptème , нем. Tod oder Taufe ), «уничтожить или обратить в христианство» ( фр. Extermination ou Conversion , нем. Vernichtung oder Bekehrung ) .

Сочинения

  • Спасительные размышления о познании человеческого внутреннего и внешнего состояния или о познании самого себя. — М., 1782.
  • Умилительная песнь о сладчайшем имени Иисуса. — М., 1784.
  • Правила святой жизни, изложены Аввою Бернардом в его беседах со своей сестрой монахиней. СПб., 1894.
  • Послания 331-332. О размышлении (фрагм.). Проповедь 3-я на Песнь Песней // Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры, X–XII вв. / Отв. ред. М. Е. Гра­барь-Пас­сек , М. Л. Гас­па­ров . — М.: Наука , 1972. — 559 с.
  • Бернар Клервоский О благодати и свободе воли / Пер. с лат. акад. С. Д. Сказкина и . Публ. О. И. Варьяш, послесловие и примеч. В. И. Уколовой // Средние века. Вып. 45. — М., 1982. — С. 265–297.
  • Послание CXC к папе Иннокентию II, или Трактат против некоторых ошибочных положений Абеляра (фрагменты) / пер. И. В. Шталь // Классическая филология на современном этапе. Сборник научных статей / Российская академия наук , Институт мировой литературы имени А. М. Горького , Группа "Античная литература и культура", Центр изучения античности; Редкол.: И. В. Шталь (отв. ред.) и др. — М.: Специализированное издательско-торговое предприятие "Наследие", 1996. — С. 192–197. — 333 с. ISBN 5-201-13259-6
  • Проповеди на Песнь Песней (избр.). О благодати и свободе воли // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. В 2 т. Т. 1. / Под ред. С. С. Неретиной ; сост. С. С. Неретиной, . — СПб.: РХГИ , 2001. — C. 427–476. — 539 с. ISBN 5-88812-120-7 , ISBN 5-88812-148-7

См. также

Примечания

  1. // СПб. : 1901. — Т. 2. — С. 403—406.
  2. Риман Г. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 1. — С. 113.
  3. // / под ред. И. Е. Андреевский СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1892. — Т. IIIа. — С. 560—561.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Fonnesberg-Schmidt, Iben. (англ.) . — Brill, 2007. — Vol. 26. — P. 31. — (The Northern World). — ISBN 9004155023 .
  6. Норвич Дж. Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии. 1130-1194. — М. : Центрполиграф , 2005. — С. 121. — 399 с. — ISBN 5-9524-1752-3 .
  7. Дата обращения: 1 октября 2010. 23 ноября 2010 года.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Bell T. Divus Bernhardus: Bernhard von Clairvaux in Martin Luthers Schriften. — Mainz, 1993.
  • Benke C. Unterscheidung der Geister bei Bernhard von Clairvaux. — Würzburg, 1991.
  • (нем.) The Influence of St. Bernard of Clairvaux on the Formation of the Order of the Knights Templar // The Second Crusade and the Cistercians / ed. M. Gervers. — Palgrave Macmillan , 1992. - P. 58-65. ( . Архивировано из 16 мая 2012 года. )
  • Bredero A. H. Bernhard von Clairvaux: Zwischen Kult und Historie. Über seine Vita und ihre historische Auswertung. — Stuttg., 1996.
  • Calmette J., David H. S. Bernard. — P., 1953.
  • Dinzelbacher P. Bernhard von Clairvaux: Leben und Werk des berühmten Zisterziensers. — Darmstadt, 1998.
  • Diers M. Bernhard von Clairvaux: Elitäre Frömmigkeit und begnadetes Wirken. — Münster, 1991.
  • Courcelle P. Connais-toi-même de Socrate à saint Bernard. — P., 1974.
  • Gilson Ε. La théologie mystique de St. Bernard. — P., 1934.
  • Heller D. Schriftauslegung und geistliche Erfahrung bei Bernhard von Clairvaux. — Würzburg, 1990.
  • Hufgard M. K. S. Bernard of Clairvaux: А Theory of Art formulated from his Writings and illustrated in 12th Century Works of Art. — N. Y., 1989.
  • Hüffer M. G. Der heilige Bernard von Clairvaux. — Münster, 1886.
  • Kozlowsky J. von. Kirche und Staat und Kirchenstaat nach dem hl. Bernhard von Clairvaux. Posen, 1916.
  • Leclercq J. S. Bernard mystique. — P., 1948.
  • Leclercq J. Bernhard von Clairvaux: ein Mann prägt seine Zeit. — Münch., 1990;
  • Lec­lercq J. S. Bernardo di Chiaravalle. — Mil., 1992.
  • Neander A. Der heilige Bernhard und sein Zeitalter. — B., 1813.
  • Pranger M. B. Bernard of Clairvaux and the Shape of Monastic Thought: Broken Dreams. — Leiden, 1994.
  • Rudolph C. The «things of greater importance»: Bernard of Clairvaux's Apologia and the Medieval Attitude toward Art. — Phil., 1990.
  • Scott-James B. S. Bernard of Clairvaux. — L., 1957.
  • Stickelbrock M. Mysterium ve­ne­ran­dum: der trinitarische Gedanke im Werk des Bernhard von Clairvaux. — Münster, 1994.
  • Storm H. G. J. Die Begründung der Erkenntnis nach Bernhard von Clairvaux. — Fr./M., 1977.
  • Tamburello D. Union with Christ: John Calvin and the Mysticism of St. Bernard. — Lousville, 1994.
  • Timmermann W. Studien zur allegorischen Bildlichkeit in den Parabolae Bernhards von Clairvaux. — Fr./M., 1982.
  • (фр.) Bernard de Fontaines: Abbé de Clairvaux, 2 vol., 1963–1969.
  • Vacandard E. Vie de Saint Bernard, abbé de Clairvaux. — P., 1895.
  • Vogt K. A. Bernhard von Clairvaux: Ein Münchlenkt das Abendland. — Saarbrucken, 1949.
  • Williams W. W. S. Bernard of Clairvaux. — Manchester, 1935.
  • Bernhard von Cla­irvaux: Rezeption und Wirkung im Mittelalter und in der Neuzeit: (Vorträge gehalten an­läs­slich des 27. Wolfenbütteler Symposions vom 23. bis 27. Oktober 1990) / Hrsg. von K. Elm. Wies­ba­den, 1994.
  • Saint Bernard et la philosophie / ed. R.Brague. — P., 1993.

Ссылки

  • (Полное собрание трудов св. Бернарда Клервоского)
Источник —

Same as Бернард Клервоский