Павлович, Эдуард Бонифаций
- 1 year ago
- 0
- 0
Бонифаций VIII ( лат. Bonifatius PP. VIII ), в миру — Бенедетто Каэтани ( итал. Benedetto Caetani ; ок. 1235 — 11 октября 1303 ) — папа Римский с 24 декабря 1294 года по 11 октября 1303 года . Это последний папа, пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной Западной Европы Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами — Францией и Англией .
Бенедетто родился около 1235 года в Ананьи , в 50 км к юго-востоку от Рима. Он был младшим сыном малозначительной дворянской семьи Каэтани или Гаэтани. Свои первые шаги в духовной карьере он сделал, когда был отправлен в францисканский монастырь в Веллетри , где он был помещён под опеку своего дяди, Фра Леонардо Патрассо . Вскоре он стал каноником собора в Ананьи. В 1252 году , когда его дядя Пьетро Каэтани стал епископом Тоди , Бенедетто отправился к нему и начал там юридическое образование. Бенедетто никогда не забывал о своих корнях в Тоди, позже описывая этот город как «обитель ранней юности», город, который «воспитал его». В 1260 году Бенедетто стал каноником в Тоди. Позже в жизни он неоднократно выражал свою благодарность Ананьи, Тоди и своей семье.
В 1264 году Бенедетто стал сановником Римской курии , где он служил в качестве секретаря кардинала Симона де Бриона, будущего папы Мартина IV . Кроме того, он сопровождал кардинала Оттобоне Фиески, будущего папу Адриана V , в Англию в 1265 — 1268 годах для подавления восстания баронов против короля Генриха III . В Англии он стал ректором церкви Святого Лаврентия в Нортгемптоншире . По возвращении Бенедетто из Англии на ближайшие восемь лет о нём ничего не известно, затем он был отправлен во Францию, чтобы контролировать сбор десятины в 1276 году , а затем стал папским нотариусом в конце 1270-х годов. В течение этого времени Бенедетто накопил семнадцать бенефициев , в 1281 году он получил сан кардинала-дьякона с титулярной диаконией Сан-Никола-ин-Карчере , а десять лет спустя — кардинала-священника с титулом церкви Санти-Сильвестро-э-Мартино-ай-Монти , позднее стал кардиналом-протопресвитером . Как кардинал он часто выступал в качестве папского легата в дипломатических переговорах во Франции, Неаполе, на Сицилии и в Арагоне.
Целестин V отрёкся от престола 13 декабря 1294 года в Неаполе, где он находился под патронажем короля Карла II Сицилийского . Существует легенда, что Бенедетто Каэтани был ответственен за отречение Целестина, убедив его, что ни один человек на земле не может пройти по жизни без греха. Современник, Варфоломей Луккский, присутствовавший в Неаполе в декабре 1294 года , заявил, что Бенедетто Каэтани был лишь одним из нескольких кардиналов, которые убеждали Целестина уйти в отставку . В любом случае, Целестин V освободил престол, и Бенедетто Каэтани был избран на его место как папа Бонифаций VIII. Конклав начался 23 декабря 1294 года , через десять дней после отставки Целестина, в строгом соответствии с правилами, установленными папой Григорием X на втором Лионском соборе в 1274 году . Бенедетто Каэтани был избран в канун Рождества, 24 декабря , и был освящён епископом Рима 23 января 1295 года . Он немедленно вернулся в Рим, где был коронован в базилике св. Петра. Одним из первых его действий как понтифика было заточение своего предшественника в замке Фумоне в Ферентино , где тот умер в следующем году.
Когда король Федериго III обрёл свой престол после смерти Педро III , Бонифаций попытался отговорить его от принятия престола Сицилии. Когда Федериго настоял, Бонифаций наложил отлучение от церкви на него и на остров Сицилия в 1296 году , запретив католическим священникам проводить обряды. Ни король, ни народ не откликнулись на этот интердикт . Конфликт продолжался, пока в 1302 году не был заключён Кальтабеллотский договор , по которому Федериго III был признан королём Сицилии, а Карл II Анжуйский — королём Неаполя. Для подготовки к крестовому походу, Бонифаций приказал Венеции и Генуе подписать перемирие, однако они сражались друг с другом в течение ещё трёх лет и отклонили требование папы.
Бонифаций также наложил интердикт на Флоренцию и предложил амбициозному Карлу Валуа , брату короля Франции, прибыть в Италию в 1300 году , чтобы закончить вражду чёрных и белых гвельфов . Вмешательство Карла позволило чёрным гвельфам свергнуть правящих белых гвельфов, чьи лидеры, в том числе поэт Данте , были приговорены к ссылке.
Некоторых успехов Бонифаций VIII добился в политических интригах, связанных с борьбой за королевскую власть в Германии . Попытка вмешаться в англо-французские отношения оказалась неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII веке практику. Бонифаций VIII ответил буллой « Clericis laicos », в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII не решился применить отлучение.
Новый толчок амбициям Бонифация VIII дало проведение в 1300 году первого юбилейного года , когда в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из , не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 году появилась папская булла « Unam Sanctam », где Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей» : папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой — светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси , и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора . Бонифаций готовил к обнародованию 8 сентября буллу «Super Petri solio», в которой отлучал короля от церкви и освобождал его подданных от клятвы верности. Филипп и его советники приняли меры, чтобы предотвратить этот шаг.
Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гийома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. 7 сентября 1303 года войско во главе с Ногаре и Шаррой Колонна, давним врагом папы, осадило резиденцию папы в Ананьи. Попав во дворец папы, Ногаре потребовал его отставки, Бонифаций VIII ответил, что он «скорее умрёт». В ответ Колонна якобы дал Бонифацию пощёчину, не сняв с руки латную перчатку. Параллельно бытует такой вариант легенды, отражённый, например, у Лозинского : «Ногаре, о котором тогда говорили, что он дал пощёчину Бонифацию VIII, оказавшуюся для него смертельной» .
Хронисты не упоминают ни пощёчины, ни другого насилия, кроме ограничения в передвижении:
Скорее всего, пощёчина — это легенда. Само по себе пленение папы, возможность неподчинения ему уже были моральной пощёчиной. Как Каносса символизирует период наивысшего могущества папской власти, так Ананьи — период её бессилия.
Вывезти папу из Ананьи Ногаре не сумел. Бонифаций был освобождён из плена после трёх дней заключения своими земляками. Он умер 11 октября 1303 года . Есть версии, что он покончил с собой, перегрызя себе вены на руке или разбив голову о стену . «Феррет рассказывает, что Бонифаций впал в ярость, изгрыз свой посох, бился головой о стену, а потом повесился» . Однако исследователи (например, кардинал Уайзмэн ), опираясь на , утверждают, что при вскрытии гробницы в 1605 году тело было обнаружено неповреждённым, состояние рук и головы исключали обе эти версии . Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап , когда те были марионетками в руках французской монархии .
После начала Авиньонского пленения пап в 1309 году папа Климент V согласился на в Гросо, неподалёку от Авиньона . Процесс в отношении Бонифация был проведён, и собранные доказательства якобы подтверждали еретические суждения Бонифация VIII и обвинения в содомии . Перед вынесением приговора Климент уговорил Филиппа поставить вопрос о виновности Бонифация на Вьеннском соборе в 1311 году . Когда Собор собрался, три явившихся кардинала свидетельствовали об ортодоксии и нравственности мёртвого папы. Два рыцаря побросали перчатки, собираясь защищать честь Бонифация в поединке, но никто не принял вызов, и Собор объявил вопрос закрытым .
Климент V издал буллу «Rex gloriae virtutem», запретившую возвращаться к этому вопросу.
Тело Бонифация VIII было похоронено в 1303 году в часовне папы Бонифация IV . В начале XVII века часовня была снесена. Тело было извлечено в 1605 году , а результаты вскрытия могилы записал Джакомо Гримальди. По его данным, в гробнице помещалось три гроба (один в другом) — первый из древесины, средний из свинца и внутренний из сосны. На теле сохранились останки церковных облачений — длинные чулки, покрывающие ноги и бёдра, сутана, ряса из чёрного шёлка и кольца. После эксгумации и осмотра тело Бонифация VIII, как и Бонифация IV, было перевезено в Ватиканские гроты .
Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко (А., VI, 69), Николая III (ст. 55-57), Гвидо да Монтефельтро (А., XXVII, 70-111), Бонавентуры (Р., XII, 90), Каччагвиды (это прапрадед Данте, первый документально установленный предок) (Р., XVII, 49-51), апостола Петра (Р., XXVII, 22-27) и Беатриче (Р., XXX, 148). Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста .
Упоминается Бонифаций VIII и в сочинении Бокаччо «Casibus из virorum illustrium» (9 книга), и в « Декамероне » Боккаччо (вторая новелла десятого дня), а также в « Гаргантюа и Пантагрюэле » Франсуа Рабле среди других пап, королей и императоров, которые влачат жалкое существование в аду (вторая книга, эпизод со смертью и воскрешением Эпистемона).
Бонифаций VIII покровительствовал Джотто и астроному Джованни Кампано .
Он основал Римский университет Ла Сапиенца .
Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права «Liber Sextus», результатом которой стал новый сборник канонов, вошедший в « Corpus juris canonici ».
Когда инквизиционный трибунал издал (18 ноября 1297 г.) буллу, согласно которой объявил евреев «влиятельными», ввиду их состоятельности, что открывало простор для всяческих злоупотреблений и насилий по отношению к евреям, последние обратились за защитой к Бонифацию, и он особой буллой «Exhibitia nobis» (13 июня 1299 года) объявил евреев, несмотря на их состоятельность, «невлиятельными» («impotentes»), за исключением только тех, кто действительно пользовался значением. К примеру, Бонифаций пользовался услугами еврейского лейб-медика, Исаака .