Акрачков, Игнатий Романович
- 1 year ago
- 0
- 0
Игнáтий (Игнасио, Иньиго) де Лойо́ла ( исп. Ignacio (Íñigo) López de Loyola , баск. Ignazio Loiolakoa ; не ранее 24 сентября 1491 и не позднее 1 ноября 1491 , , Королевство Кастилия и Леон — 31 июля 1556 , Рим , Папская область ) — римо-католический святой, основатель ордена иезуитов , видный деятель контрреформации , в молодости был офицером на испанской военной службе .
Родился около 1491 года в замке Лойола в басконской провинции Гипускоа . При крещении получил имя И́ньиго ( баск. Iñigo ). После обращения принял имя Игнатий ( исп. Ignacio ), избрав себе небесным покровителем святого Игнатия Антиохийского . Возможно, послужил прообразом Дон Кихота в одноимённом романе Сервантеса . День памяти — 31 июля .
Происходил из древнего баскского рода. Назван в честь святого Игнатия (Иньиго) из Оньи . Был младшим из 13 детей . В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревало , к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажом. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу . Участвовал в подавлении восстания комунерос . Впоследствии, рассказывая о своей молодости Гонсалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»
В 1521 году Иньиго де Лойола участвовал в обороне Памплоны , которую осаждали французские и наваррские войска под началом Андре де Фуа . В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону противника, и городские власти решили сдаться. 20 мая 1521 года Андре де Фуа вошёл в город. Иньиго, сохранивший верность своему королю, с горсткой солдат отступил в крепость . Осада началась 21 мая. «Приступ длился уже порядочное время, когда я был задет снарядом, который проскочил между моими ногами и ранил одну и сломал другую», — рассказывал он через много лет о. Гонcалесу де Камара. После этого тяжелого ранения в течение последующих десяти дней он находился в Памплоне. Французы с уважением отнеслись к его храбрости, Иньиго лечили французские врачи, а затем его на носилках перенесли в отцовский замок, в Лойолу.
Вскоре стало ясно, что тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну — очень тяжёлую — операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя , врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иньиго исповедаться. Накануне дня Св. Петра , считавшегося покровителем рода Лойола, Иньиго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иньиго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось — в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».
Пришлось читать то, что есть. И в этих книгах он обнаружил героизм: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?» Иньиго заметил — и был поражён, — что после чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. «Два противоположных духа действуют во мне. Первый меня смущает: он от дьявола. Второй меня умиротворяет: он от Бога». Он отправляет слугу в Бургос , чтобы тот принёс картезианский устав, и внимательно изучает этот документ.
В марте 1522 года Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим . Но сначала отправился в Монтсеррат ( исп. Montserrat ) — горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны , где хранится чудотворная статуя Богородицы . В пути он принёс обет целомудрия . В городе Игуалада , недалеко от аббатства, он купил одежду из грубой ткани, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монтсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта (в день перед Благовещением ) исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу» («Ночная стража», предшествующая посвящению в рыцари, состоит из омовения, исповеди, Причастия, благословения и вручения меча). Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал своё оружие — меч и кинжал — исповедовавшему его монаху и попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.
С восходом солнца он спустился из Монтсеррата и остановился в небольшом городке Манреса . Там он нашёл уединённый грот на берегу реки (Cardener), около римского акведука , и решил несколько дней провести в молитве в этом уединённом месте. Он жил на подаяние , соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Здесь он пережил духовный кризис: сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монтсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершённые им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала. Возникло искушение покончить жизнь самоубийством. В какой-то момент Игнатий задумался о том, откуда приходят эти сомнения и какое действие они производят в его душе, и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, — говорил он впоследствии, — что в таком исповедании заключено действие злого духа». Вскоре после этого, когда Игнатий шёл вдоль берега реки Карденер в дальнюю церковь, он остановился, всматриваясь в воду. «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретённые мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Всё это продолжалось самое большее три минуты». Зиму 1522 года, которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.
28 февраля 1523 года Игнатий направился в Барселону , чтобы оттуда отплыть в Италию и совершить паломничество в Иерусалим . В ожидании корабля он вёл ту же жизнь, что и в Манресе: молился, ухаживал за страждущими в больницах, собирал подаяние. 23 марта 1523 года он отплыл в Италию и через пять дней прибыл в Геную , а оттуда пошёл в Рим . Получив благословение Папы Адриана VI , он пешком отправился в Венецию и 15 июня отплыл на корабле. 1 сентября корабль достиг Святой Земли, там паломников встретили францисканцы , которые затем на протяжении двух недель водили их по Иерусалиму, Вифлеему и Иордану . Игнатий обратился с просьбой к настоятелю францисканцев: «Отче, я хотел бы остаток моих дней провести в вашем монастыре». Настоятель согласился, но францисканский провинциал (руководитель провинции) в просьбе отказал, и Игнатий вновь вернулся в Барселону.
Игнатий понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык . Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 года Игнатий пешком отправился в Алькалу (там находился университет), расположенную в пятистах километрах от Барселоны .
В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке . Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о , которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж .
В 1528 году, когда Игнатий прибыл в Париж , ему было 37 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 года. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 году, после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 года Игнатий сдал ещё один экзамен — по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля , изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 году, на Великий пост , Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.
В годы обучения в Париже Игнатий познакомился с Петром Фавром , Франциском Ксаверием , Диего Лаинесом , , и Симоном Родригесом . Каждому из них он преподал Духовные Упражнения. Всех их объединяло желание создать группу, посвящённую служению Христу.
15 августа 1534 года, в день Успения Пресвятой Богородицы , на Монмартре , в церкви Святого Дионисия, они — все семеро — во время мессы, которую служил Пётр Фавр, принесли обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства в Святой Земле. В случае невозможности выполнения последнего обета до 1 января 1538 года было решено отправиться в Рим и предоставить себя в распоряжение Святому Престолу. Но сначала все должны были окончить обучение.
В 1535 году Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию. Почувствовав себя лучше, он пешком отправился в Венецию и пришёл туда в конце 1535 года. Здесь, в ожидании товарищей, он продолжил изучение теологии. Остальные прибыли из Парижа 18 января 1537 года. В это время года сообщения между Венецией и Палестиной не было, и в ожидании лучших дней все они решили работать в больницах. К тому моменту к обществу присоединились ещё пять человек. 24 июня 1537 года Игнатий и его товарищи были рукоположены́ во священники.
Поскольку из-за начавшейся войны Венеции с Турцией отплыть в Палестину было невозможно, обет, данный на Монмартре, обязывал их отправиться в Рим. В 1537 году, после аудиенции, папа Павел III поручил Лаинесу и Петру Фавру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия начали против них гонение. Игнатий добился личной встречи с папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей.
На Рождество 1538 года в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу.
В 1539 году перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: «что дальше?» Решено было официально образовать сообщество — новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил папе Павлу III Установления — проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 года устав нового ордена — Общества Иисуса — был утверждён папской буллой « Regimini militantis ecclesiae ». Название Ордену предложил сам Лойола. Ему же приписывается и авторство девиза Ордена — «Ad Maiorem Dei Gloriam» («К вящей славе Божией») .
На Великий пост 1541 года Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена (сокращённо — «генералом»).
Трудился над повышением образования священников и простых верующих. Лойола выразил идеологию Ордена такими словами — служение вере и распространение справедливости. При этом руководимый им Орден стал одной из основных интеллектуальных сил католицизма в борьбе с Реформацией . Генералом Ордена были введены обет беспрекословного послушания Папе Римскому и жесткая дисциплина внутри Ордена . Лойола организовал несколько религиозных благотворительных обществ, при нем открыты 33 иезуитские коллегии по всему миру. Лойола стремился, чтобы члены его ордена очистили церковь от порчи при сохранении традиций .
Написал несколько книг по духовным практикам: «Духовные упражнения», «Духовный дневник»(1545), «Автобиография»(1555) .
3.12.1609 года причислен к лику блаженных Папой Павлом V .
12 марта 1622 года канонизирован вместе с Франциском Ксаверием Папой Григорием XV .
«Духовные упражнения» (« Exercitia Spiritualia ») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1547 года, представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа — недели (название «неделя» — достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя — очищающая ( vita purgativa ). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя — просвещающая ( vita illuminativa ), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя — соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя — Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви ( contemplatio ad amorem ), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога — во всём.
Оригинал | Перевод |
---|---|
Anima Christi, sanctifica me.
Corpus Christi, salva me. Sanguis Christi, inebria me. Aqua lateris Christi, lava me. Passio Christi. conforta me. О bone lesu, exaudi me. Intra tua vulnera absconde me. Ne permittas me separari a te. Ab hoste maligno defende me. In hora mortis meae voca me. Et iube me venire ad te, ut cum Sanctis tuis laudem te in saecula saeculorum. Amen. |
Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. Вода ребра Христова, омой меня, Страсти Христовы, укрепите меня. О благий Иисусе, услыши меня: В язвах Твоих сокрой меня. Не дай мне отлучиться от Тебя. От лукавого защити меня. В час смерти моей призови меня, И повели мне прийти к Тебе, Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя во веки веков. Аминь. |