Interested Article - Антиклерикальные законы (Французская революция)

Антиклерикальные законы принимались во Франции в период Великой французской революции вплоть до заключения Конкордата Наполеона в 1801 году.

Предыстория

В XVIII веке 95 % из примерно 27-миллионного населения Франции принадлежали к Римско-католической церкви , а большинство остальных верующих были протестантами- гугенотами ; также в стране имелось около 40 тысяч иудеев и микроскопическая мусульманская община. В королевской Франции духовенство было институционализировано в качестве Первого сословия страны. Церковь была крупнейшим собственником земли в стране и получала большие доходы за счёт сбора церковной десятины. Поскольку именно церковь занималась регистрацией рождений, смертей и браков, была единственным институтом, предоставлявшим начальное и среднее образование, а также занимавшимся госпиталями, то она имела огромное влияние на всё население.

Ход событий

Карта Франции (в современных границах), показывающая (по департаментам) процент священнослужителей, присягнувших в соответствии с новым гражданским законодательством

В августе 1789 года государство отменило право церкви на сбор налогов, после чего встал центральный вопрос политики нового революционного правительства — вопрос о церковной собственности. Было объявлено, что всё церковное имущество во Франции принадлежит народу, и конфискованное имущество распродавалось с публичных аукционов.

В июле 1790 года Национальное учредительное собрание приняло новый закон — « Гражданское устройство духовенства ». Духовенство выводилось из-под власти римского Папы и становилось инструментом государства. Папа Пий VI потратил восемь месяцев на разбирательство с этим вопросом, и 13 апреля 1791 года отверг «Гражданское устройство духовенства», что привело к расколу среди французских священников. Лишь пять процентов священнослужителей принесло присягу в соответствии с новым законом, прочие остались неприсягнувшими .

В сентябре 1792 года Законодательное собрание легализовало развод , не признаваемый католической доктриной. Одновременно государство забрало у церкви регистрацию рождений, смертей и браков.

В обществе распространялось мнение о том, что церковь является контрреволюционной силой, поэтому когда начались Сентябрьские убийства — произошли расправы над многими задержанными священнослужителями.

В 1793 году Законодательное собрание, пришедший ему на смену Национальный конвент , а также советы департаментов продолжали принимать антиклерикальные законодательные акты, в основном направленные на конфискацию церковной собственности. Декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года был отменён Григорианский календарь и введён Французский республиканский календарь .

Взамен христианства начал активно распространяться Культ Разума . Церемонии культа Разума сопровождались проведением карнавалов, парадов, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов (икон, статуй, крестов и тому подобной утвари). Кроме этого, проводились церемонии почитания «мучеников Революции». Наибольшего развития культ достиг в Париже, во время проведения «Фестиваля свободы» ( фр. Fête de la Liberté ) в Соборе Парижской Богоматери 10 ноября (20 Брюмера) 1793 года. 24 ноября 1793 года коммуна Парижа издала декрет о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей.

6—7 декабря 1793 года Конвент официально осудил меры насилия, «противоречащие свободе культов». В марте 1794 года культ Разума был запрещён, и начал внедряться Культ Верховного Существа . 8 июня 1794 года в Париже был организован публичный торжественный праздник Верховного Существа, где с речью выступил Робеспьер . После Девятого термидора культ Верховного Существа, ассоциировавшийся с диктатурой Робеспьера, быстро сошёл на нет.

С 1795 года антиклерикализм пошёл на спад. Закон от 21 февраля 1795 года разрешил публичные богослужения (хотя и со строгими ограничениями — колокольный звон, религиозные процессии и демонстрация креста по-прежнему запрещались).

Итоги и последствия

Около двадцати тысяч священнослужителей, принесших присягу в соответствии с новым законодательством, были вынуждены отречься от сана, а от шести до девяти тысяч согласились (либо были принуждены) вступить в брак. К концу десятилетия около тридцати тысяч священнослужителей были вынуждены покинуть Францию.

Антиклерикальные законы периода Великой французской революции оказали значительное влияние на французскую жизнь: многие из тех, кто в этот период отказались от традиционной религии, так больше никогда к ней и не вернулись.

Примечания

Литература

  • Alphonse Aulard , , Paris, Félix Alcan, coll. «Bibliothèque d’histoire contemporaine », 1892, VIII-371 p.
  • Raphaël Bange, , (фр.) , no 295,‎ janvier-mars 1994, p. 39-65.
  • Raphaël Bange, , (фр.) , no 322 «les prénoms révolutionnaires»,‎ octobre-décembre 2000, p. 61-86.
  • Simone Bernard-Griffiths, « Autour de La Révolution (1865) d’Edgar Quinet. Les enjeux du débat Religion-Révolution dans l’historiographie d’un républicain désenchanté », (фр.) , nos 66-1,‎ juillet-septembre 1988, p. 53-64 ( JSTOR ).
  • Jacques Bernet, « La déchristianisation dans le district de Compiègne (1789—1795) », (фр.) , no 248,‎ avril-juin 1982, p. 299—305 ( JSTOR ).
  • Jacques Bernet, « Les origines de la déchristianisation dans le district de Compiègne (septembre-décembre 1793) », (фр.) , no 233 « La déchristianisation de l’an II »,‎ juillet-septembre 1978, p. 405—432 ( JSTOR ).
  • Serge Bianchi, « La déchristianisation de l’an II : essai d’interprétation », (фр.) , no 233 « La déchristianisation de l’an II »,‎ juillet-septembre 1978, p. 341—371 ( JSTOR ).
  • Philippe Bourdin et Philippe Boutry, , (фр.) , no 355 «L'Église catholique en Révolution»,‎ janvier-mars 2009, p. 3-23
  • Nicole Bossut, , (фр.) , no 264,‎ avril-juin 1986, p. 181—202
  • Edmond Campagnac, « Les débuts de la déchristianisation dans le Cher, septembre 1793-frimaire an II », Annales révolutionnaires, t. 4, no 5,‎ octobre-décembre 1911, p. 626—637 ( JSTOR ).
  • Edmond Campagnac, « Les débuts de la déchristianisation dans le Cher, septembre 1793-frimaire an II (suite et fin) », Annales révolutionnaires, t. 5, no 4,‎ juillet-septembre 1912, p. 511—520 ( JSTOR ).
  • Gérard Cholvy, « Religion et Révolution : la déchristianisation de l’an II », (фр.) , no 233 « La déchristianisation de l’an II »,‎ juillet-septembre 1978, p. 451—464 ( JSTOR ).
  • Richard Clay, « Violating the Sacred : Theft and „Iconoclasm“ in Late Eighteenth-Century Paris », Oxford Art Journal, Oxford University Press , vol. 26, no 2,‎ 2003, p. 3-22 ( JSTOR ).
  • Richard Cobb , « Les débuts de la déchristianisation à Dieppe (Note sur les origines du mouvement déchristianisateur en province) », (фр.) , no 143,‎ avril-juin 1956, p. 191—209 ( JSTOR ).
  • Michael Culoma, La religion civile de Rousseau à Robespierre, Paris, L’Harmattan, 2010.
  • Éric Desmons, « Réflexions sur la politique et la religion : de Rousseau à Robespierre », Revue française d’histoire des idées politiques, Paris, L’Harmattan, no 29,‎ 1er semestre 2009, p. 77-93 ( JSTOR ).
  • (фр.) , « La fête de l'Être suprême et son interprétation », Esprit, no 154,‎ septembre 1989, p. 91-125 ( JSTOR ).
  • (фр.) , « La déchristianisation à Beauvais. Les laïcisations des prénoms », Annales révolutionnaires, t. 8, no 2,‎ mars-avril 1916, p. 230—249 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « La déchristianisation à Beauvais. La fête et le culte de la raison », Annales révolutionnaires, t. 9, no 3,‎ mai-juin 1917, p. 346—369 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « La déchristianisation à Beauvais. La fête et le culte de la raison (Suite) », Annales révolutionnaires, t. 9, no 4,‎ juillet-septembre 1917, p. 512—532 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « La déchristianisation à Beauvais. La fête et le culte de la raison (Suite et fin) », Annales révolutionnaires, t. 9, no 5,‎ octobre-décembre 1917, p. 654—668 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « La religion révolutionnaire », Annales révolutionnaires, t. 10, no 3,‎ mai-juin 1918, p. 318—326 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « La déchristianisation à Beauvais. Les sacrements civiques », Annales révolutionnaires, t. 11, no 2,‎ mars-avril 1919, p. 160—194 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « La déchristianisation à Beauvais. Le décadi », Annales révolutionnaires, t. 11, no 3,‎ mai-juin 1919, p. 337—358 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « La déchristianisation à Beauvais. La fête et le culte de l'Être suprême », Annales révolutionnaires, t. 13, no 4,‎ juillet-août 1921, p. 265—296 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « Robespierre et les cultes », Annales révolutionnaires, no 3,‎ mai-juin 1924, p. 193—216 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « Le symbolisme et le prosélytisme révolutionnaire à Beauvais et dans l’Oise : les arbres de la liberté », (фр.) , no 16,‎ juillet-août 1926, p. 345—362 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « Le symbolisme et le prosélytisme révolutionnaire à Beauvais et dans l’Oise : la Montagne sacrée », (фр.) , no 25,‎ janvier-février 1928, p. 46-57 ( JSTOR ).
  • Maurice Dommanget, « Le symbolisme et le prosélytisme révolutionnaire à Beauvais et dans l’Oise : les apôtres de la Raison à Beauvais », (фр.) , no 29,‎ septembre-octobre 1928, p. 442—456 ( JSTOR ).
  • William R. Everdell, « The Rosières Movement, 1766—1789 : A Clerical Precursor of the Revolutionary Cults », (англ.) , Duke University Press , vol. 9, no 1,‎ printemps 1975, p. 23-36 ( doi : , JSTOR ).
  • Charles A. Gliozzo, « The Philosophes and Religion : Intellectual Origins of the Dechristianization Movement in the French Revolution », Church History, vol. 40, no 3,‎ septembre 1971, p. 273—283 ( doi : , JSTOR ).
  • Philippe Goujard, « L’homme de masse sans les masses ou le déchristianisateur malheureux », (фр.) , no 264,‎ avril-juin 1986, p. 160—180 ( JSTOR ).
  • Philippe Goujard, « Sur la déchristianisation dans l’Ouest : la leçon des adresses à la Convention nationale », (фр.) , no 233 « La déchristianisation de l’an II »,‎ juillet-septembre 1978, p. 433—450 ( JSTOR ).
  • Marie-Hélène Huet, « Le sacre du printemps : essai sur le sublime et la Terreur », MLN, vol. 103, no 4,‎ septembre 1988, p. 782—799 ( doi : , JSTOR ).
  • Jacques Le Goff et (фр.) (dir.), Histoire de la France religieuse, xviiie siècle — xixe siècle, Paris, Seuil, 1991.
  • (фр.) , Robespierre, politique et mystique, Paris, Le Seuil, 1987, 422 p.
  • (фр.) , Robespierre, Paris, Fayard, 2014, 458 p. ( ISBN 978-2-213-67156-7 )
    • Réédition : Hervé Leuwers, Robespierre, Paris, Pluriel, coll. « Pluriel », 2016, 456 p., poche ( ISBN 978-2-8185-0509-0 ).
  • Xavier Maréchaux, Noces révolutionnaires, le mariage des prêtres en France (1789—1815), Paris, Vendémiaire, 2017, 191 p. ( ISBN 978-2-36358-153-2 ).
  • Albert Mathiez , « Robespierre et la déchristianisation », Annales révolutionnaires, t. 2, no 3,‎ juillet-septembre 1909, p. 321—355 ( JSTOR ).
  • Albert Mathiez, « Robespierre et la déchristianisation (suite et fin) », Annales révolutionnaires, t. 2, no 4,‎ octobre-décembre 1909, p. 513—540 ( JSTOR ).
  • Albert Mathiez, « les philosophes et la séparation de l'Église et de l'État en France à la fin du xviiie siècle », Revue historique, Paris, Félix Alcan, t. 103,‎ janvier-avril 1910, p. 63-79.
  • Albert Mathiez, « Robespierre et le culte de l'Être suprême », Annales révolutionnaires, t. 3, no 2,‎ avril-juin 1910, p. 209—238 ( JSTOR ).
  • Albert Mathiez, « Le programme hébertiste », Annales révolutionnaires, t. 12, no 2,‎ mars-avril 1920, p. 139—142 ( JSTOR ).
  • Albert Mathiez, « Coup d'œil critique sur l’histoire religieuse de la Révolution française », Revue d’histoire moderne et contemporaine, vol. 7, no 2,‎ 1905—1906, p. 109—132 ( JSTOR ).
  • Albert Mathiez, Études robespierristes, Paris, Messidor, 1989.
  • Yvan-Georges Paillard, « Fanatiques et patriotes dans le Puy-de-Dôme : la déchristianisation », Annales historiques de la Révolution française, no 233 « La déchristianisation de l’an II »,‎ juillet-septembre 1978, p. 372—404 ( JSTOR ).
  • Bernard Plongeron, , Revue d’histoire de l'Église de France, t. 76, no 197,‎ juillet-décembre 1990, p. 257—302
  • Dominique Rondelot, « Robespierre et la déchristianisation », Bulletin de l’AMRID, no 28, novembre 2003.
  • Joost Rosendaal et Jost Rosendaal, « Qui était l'Être suprême pour les réfugiés bataves ? », (фр.) , no 277,‎ juillet-septembre 1992, p. 197—209 ( JSTOR ).
  • Jonathan Smyth, Robespierre and the Festival of the Supreme Being : The search for a republican morality, Manchester, Manchester University Press , 2016, 200 p. ISBN 978-1-5261-0378-9
  • Albert Soboul, « Sentiment religieux et cultes populaires pendant la Révolution : saintes patriotes et martyrs de la liberté », (фр.) , no 148,‎ juillet-septembre 1957, p. 193—213 ( JSTOR ).
  • (англ.) , La Révolution, l'Église, la France, Paris, Cerf, 1986 ; préface de Michel Vovelle : « Sur la question du serment à la constitution civile du clergé ».
  • R. Voeloeltzel, « L'„ Être suprême “ pendant la Révolution française (1789—1794) », (англ.) , 1958, p. 250—272.
  • Michel Vovelle, « La déchristianisation de l’an II : sur le compte rendu de Gérard Cholvy », (фр.) , no 233 « La déchristianisation de l’an II »,‎ juillet-septembre 1978, p. 465—470 (JSTOR 41915978).
  • Michel Vovelle, 1793 : la Révolution contre l'Église : de la Raison à l'Être suprême, Bruxelles, Complexe, coll. « La Mémoire des siècles » (no 208), 1988, 311 p. ISBN 2-87027-254-5
  • John Whitworth, , (фр.) , no 298,‎ octobre-décembre 1994, p. 651—669
  • John Whitworth, « L’exploitation de l'„ athéisme “ par les promoteurs du culte de l'Être suprême », dans (фр.) , Françoise Brunel, Catherine Duprat…[et al.] (dir.), Mélanges Michel Vovelle : sur la Révolution, approches plurielles / volume de l’Institut d’histoire de la Révolution française, Paris, Société des Études robespierristes, coll. « Bibliothèque d’histoire révolutionnaire. Nouvelle série » (no 2), 1997, XXVI-598 p. ( ISBN 2-908327-39-2 ), p. 107—116.
Источник —

Same as Антиклерикальные законы (Французская революция)