Interested Article - Кинематограф Испании

Испанское кино́ ( исп. Cine español ) — национальный кинематограф и кинопроизводство Испании .

Начало

Сегундо де Шомон

Первый кинопоказ в Испании состоялся 5 мая 1895 года в Барселоне . Фильмы братьев Люмьер были показаны в мае в Мадриде и в декабре в Барселоне.

Первыми испанскими фильмами считаются «Выход двенадцатичасовой мессы из церкви Пилар Сарагосской » ( Salida de la misa de doce de la Iglesia del Pilar de Zaragoza ) Эдуардо Химено Пероманте, «Портовая площадь в Барселоне» ( Plaza del puerto en Barcelona ) Александра Промио и «Прибытие поезда из Теруэля в Сегорбе» ( Llegada de un tren de Teruel a Segorbe ) неизвестного автора. Первым игровым фильмом, то есть фильмом по сценарию, была «Ссора в кафе» ( Riña en un café ), снятая . Все эти кинофильмы появились в 1897 году.

Первым испанским режиссёром, добившимся международного успеха, был Сегундо де Шомон .

Расцвет немого кино

В 1914 году центром кинопроизводства Испании была Барселона. В это время преобладали так называемые эспаньолады, эпические картины из истории Испании, которые доминировали в испанском кино вплоть до 1960-х годов. Среди них можно особо выделить фильмы с участием и , а также первую версию «Арагонского благородства» ( Nobleza baturra , 1925). Кроме того, создавались исторические драмы , например, «Жизнь Христофора Колумба и его открытие Америки» ( Vida de Cristóbal Colón y su descubrimiento de América , 1917), мелодрамы , например, «Тайны Барселоны» ( Los misterios de Barcelona , 1916) француза Жеральда Буржуа, экранизировались театральные пьесы , например, «Дон Хуан Тенорио» ( Don Juan Tenorio ) Рикардо Баньяса, и сарсуэлы . Даже Хасинто Бенавенте , который говорил, что в кино ходят только отбросы, снимал фильмы по своим пьесам.

В 1928 Эрнесто Хименес Кабальеро и Луис Буньюэль основали в Мадриде первый киноклуб. К тому времени центр кинопроизводства переместился в Мадрид, в нём было снято 44 из 58 испанских кинолент. В этом же году Франсиско Элиас Рикельме снял первый в Испании звуковой фильм «Тайна Пуэрты дель Соль » ( El misterio de la Puerta del Sol ).

Драма о сельской жизни «Проклятая деревня» ( La aldea maldita , 1929) Флориана Рея имела большой успех в Париже , где в то же время Луис Буньюэль и Сальвадор Дали представили вниманию публики фильм « Андалузский пёс » ( Un chien andalou ), ставший позднее одним из самых известных авангардистских фильмов эпохи.

Кризис звукового кино

В 1931 приход иностранных звуковых фильмов привел в упадок испанский кинематограф, в этом году был снят только один фильм.

В следующем году Мануэль Касанова ( Manuel Casanova ) основал Испанскую Компанию по Производству Фильмов ( La Compañía Industrial Film Española S.A. — CIFESA), которая выпустила больше фильмов, чем кто-либо до этого выпускал в стране. В первый год CIFESA выпустила 6 фильмов, включая первый фильм Буньюэля в Испании — псевдодокументальную ленту «Земля без хлеба» ( Tierra sin pan ). В 1933 компания выпустила уже 17 фильмов, а в 1934 — 21 фильм, например, «La verbena de la Paloma» режиссёра ( Benito Perojo ), который имел большой успех. Производство фильмов выросло до 37 лент в 1935.

Война и послевоенные годы

С 1936 два враждующих лагеря начали использовать кино как средство пропаганды и цензуры. Франкисты создали Национальное Управление Кинематографии ( El Departamento Nacional de Cinematografía ). Многие профессиональные кинематографисты стали уезжать из страны. При новом режиме навязывалось обязательное озвучивание на кастильском наречии всех фильмов, демонстрирующихся в стране. В то время прославились такие режиссёры как Игнасио Ф. Икино, Рафаэль Хиль («Huella de luz», 1941) , Хуан де Ордунья («Locura de amor», 1948), Артуро Роман, Хосе Луис Саэнс де Эредия («Raza», 1942 — по собственному сценарию Франко) и Эдгар Невильe. Также смог отличиться фильм «Fedra» (1956) режиссёра Мануэля Мур Оти.

В 1950-х в Испании начали проходить два важных кинематографических фестиваля. 21 сентября 1953 впервые состоялся Фестиваль Кино ( El Festival de Cine ) в Сан-Себастьяне, который с тех пор не прерывался ни на один год. А в 1956 прошла первая Неделя Международного Кино в Вальядолиде ( Semana Internacional de Cine — SEMINCI).

Начиная с фильма «Marcelino pan y vino» (1955) режиссёра Ladislao Vajda, появляется мода на актёров-детей, снимается множество картин с участием Хоселито , Марисоль , Росио Дуркаль , Пили и Мили , Аны Белен .

С 1950-х становится очевидным влияние неореализма на новых режиссёров, таких как Антонио дель Амо , Хосе Антонио Ньевес-Конде ( Jose Antonio Nieves-Conde ) с его наиболее заметным фильмом «Surcos» (1951), Хуан Антонио Бардем c фильмами «Muerte de un ciclista» (1955) и «Calle Mayor» (1956) и Луис Гарсия Берланга с фильмами «Bienvenido, Mister Marshall» (1952), «Calabuch» (1956), «Los jueves, milagro» (1957), «Plácido» (1961) и «El verdugo» (1963).

В беседах Саламанки Бардем оценивает послевоенное кино как жестокое и бессердечное: «испанское кино на самом деле, говорит он, политически неэффективно, социально ложно, низко-интеллектуально, неэстетично и индустриально слабо».

Хуан де Ордунья ( Juan de Orduña ) достигает громкого коммерческого успеха с фильмом «Последний куплет» ( El último cuplé , 1957) c Сарой Монтьель в главной роли.

Буньюэль время от времени приезжает в Испанию, чтобы снять скандальную Виридиану (1961) и Тристану (1970), два из его лучших фильмов.

Новое испанское кино

В 1962 году к руководству Главного Управления Кино ( La Dirección General de Cine ), вернулся Хосе Мария Гарсия Эскудеро ( José María García Escudero ). С ним увеличилась государственная поддержка кино, стала активно развиваться Государственная Школа Кино ( la Escuela Oficial de Cine ), из которой вышло множество новых режиссёров, преимущественно лево-ориентированных и оппозиционных диктатуре Франко. Среди них можно выделить Марио Камуса , Виктора Эрисе , , Франсиско Регейро, Мануэля Саммерса и Карлоса Сауру ( Carlos Saura ). Не вошедший в этот ряд Фернандо Фернан Гомес ( Fernando Fernán Gómez ) снимает классический «El extraño viaje» (1964). C телевидения приходит Хайме де Арминьян ( Jaime de Armiñán ), автор «Mi querida señorita» (1971). Из так называемой «барселонской школы», изначально экспериментальной и космополитичной, выделяются Висенте Аранда , Хайме Камино и Гонсало Суарес , которые, однако, снимут свои шедевры только в 1980-х.

В 1967 году появляется Кинофестиваль в Ситжесе ( El Festival de Cine de Sitges ), в настоящее время известный как Международный кинофестиваль Каталонии ( Festival Internacional de Cinema de Cataluña ) и считающийся одним из лучших кинематографических конкурсов Европы и номером 1 в области фантастики, в жанре в котором особенно отличился Хесус Франко ( Jesús Franco ), режиссёр очень известный за пределами Испании под псевдонимами Джесс Франк (Jess Frank) или Джесс Франко (Jess Franco).

Кино эпохи демократии

Педро Альмодовар и Пенелопа Крус

Вместе с концом диктатуры закончилась и цензура. Стали разрешены культурные проявления на других испанских наречиях помимо кастильского, образовался, например, Каталонский Институт Кинематографии ( el Institut de Cinema Català ) и другие.

Поначалу на экране одерживали победу стриптиз и специфические социальные комедии, обозначаемые термином «ландизм» («landismo») по имени актёра Альфредо Ланда, которые жестоко высмеивали жизнь страны в последние годы режима Франко .

На протяжении эпохи демократии каждое новое поколение режиссёров обращались к дискуссионным темам и пересматривали предшествовавшую историю страны. Это Хайме Чаварри, Басилио Мартин Патино , Виктор Эрисе , Хосе Луис Гарси , Мануэль Гутьеррес Арагон , Элой де ла Иглесия , Пилар Миро и Педро Олеа .

Также проявило себя так называемое «новое кино басков» («nuevo cine vasco») режиссёров Мончо Армендариса и Хуана Бахо Ульоа.

В число наиболее известных режиссёров, признанных мировой критикой в жанре фантастического кино вошёл постановщик Жауме Балагеро , постоянно получающий призы на престижных киносмотрах кинофантастики .

Испанское кино, тем не менее, зависит от эпизодических успехов и кассовых сборов так называемых «мадридских комедий» («comedia madrileña») Фернандо Коломо и Фернандо Труэбы , утончённых мелодрам Педро Альмодовара , чёрного юмора Алекса де ла Иглесия (Alex de la Iglesia) и грубоватого юмора Сантьяго Сегуры (Santiago Segura), а также работ Алехандро Аменабара до такой степени, что, по словам продюсера Хосе Антонио Фелеса (José Antonio Félez), в 2004 году «50 % сборов собрали 5 фильмов, а 8-10 фильмов дали 80 % всех сборов».

С другой стороны, порнографические фильмы нашли одну из своих мекк в Барселоне и одну из своих звёзд в лице Начо Видала .

В 1987 была основана премия Гойя (Goya), аналог Оскара, но для испанского кино.

Примечания

  1. от 19 августа 2009 на Wayback Machine (исп.)

Ссылки

Источник —

Same as Кинематограф Испании