По области применения объективы делятся на фотографические, киносъёмочные, аэрофотосъёмочные, телевизионные, репродукционные, проекционные, флюорографические, астрофотографические, а также объективы для невидимых областей спектра: инфракрасные и ультрафиолетовые
.
В наблюдательных оптических приборах (
дальномер
,
бинокль
,
микроскоп
) объективом называется (порой весьма условно) первый компонент прибора, создающий изображение, рассматриваемое через
окуляр
. В этом случае объектив может представлять собой и рассеивающую линзу (так построены
видоискатели
многих
дальномерных
и
шкальных фотоаппаратов
), а образуемое им изображение может быть мнимым.
Фокусное расстояние
— расстояние от его оптического центра до
фокуса
, через который проходит
Фокальная плоскость
, в которой лежит плоскость сенсора (плёнки) при условии, что объектив наведен на бесконечность. Измеряется в миллиметрах;
Угловое поле объектива
тесно связано с его фокусным расстоянием и размером кадра. Иногда объективы применяются на фотокамерах с меньшим размером кадра, чем тот, на который они были изначально рассчитаны, и, соответственно, их угловое поле будет меньше, в зависимости от сенсора приемника. Для каждого определённого размера кадра существует ряд, однозначно связывающий угловое поле объектива с его фокусным расстоянием;
Тип
байонета
или диаметр резьбы для крепления к камере — для сменных фотографических или киносъемочных объективов;
Коэффициент анаморфирования (анаморфозы) — для
анаморфотных
объективов;
Дополнительные и уточняющие
Рабочий отрезок
или рабочее расстояние — для сменных объективов. Расстояние между опорной плоскостью присоединительной оправы и фокальной плоскостью объектива. В большинстве случаев определяется типом
байонета
, имеет важное значение для резьбовых типов крепления (так, объективы с
присоединительной резьбой М39×1
выпускались и под рабочий отрезок 28,8 мм для дальномерных камер «
Leica
», «
ФЭД
», «
Зоркий
», и под рабочий отрезок 45,2 мм для зеркальных камер «
Зенит
»).
Минимальное относительное отверстие (максимальное число диафрагмы, например, 16 или 22) — определяется конструктивными особенностями диафрагмы.
Оптическая схема объектива. Большее количество линз позволяет конструкторам рассчитать объектив с лучше исправленными аберрациями, однако уменьшает светопропускание и повышает риск паразитных переотражений, снижающих контраст изображения. Кроме того, большее число поверхностей, которые надо полировать, увеличивает себестоимость производства и ужесточает требования к точности изготовления каждой детали. Именно поэтому до сих пор с успехом применяются и будут применяться такие простые оптические схемы, как
Тессар
.
Конструкция и особенности оправы и
байонета
. Например, «Помповая» оправа (от сходства с
помповым ружьём
. Другое название — «
тромбон
») — изменение фокусного расстояния и наводка на резкость осуществляется одним кольцом, осевое перемещение которого меняет фокусное расстояние, а поворотом осуществляется наводка на резкость. Более традиционным является наличие двух различных органов управления.
Классификация объективов для съёмки
Штатный объектив
— основной (наиболее часто используемый) объектив конкретного фотографа на конкретной камере. Часто штатным называют любой
нормальный объектив
.
Ки́товый объектив (от англ. kit — комплект) — жаргонное слово — сменный объектив, которым комплектуется фотокамера при продаже. Часто подразумевается конкретный
вариообъектив
начального уровня, идущий с бюджетными камерами (
EF-S 18-55mm f/3,5-5,6
у Canon, AF-S DX NIKKOR 18-55 mm f/3,5-5,6 VA у Nikon, 18-55 mm F/3,5-5,6 Sony, DA 18-55 mm f/3,5-5,6 AL у Pentax и т. д.)
стандартный — довольно часто употребляется в совершенно разных смыслах:
штатный
,
нормальный
, комплектный (китовый).
Типы объективов по конструкции (оптической схеме)
Создание объективов, свободных от искажений, длительное время было скорее искусством, чем наукой.
Особенно удачные схемы расположения линз остались в истории техники под собственными именами:
Монокль
— простейший объектив, состоящий из одной собирающей
линзы
.
Перископ
— симметричный объектив, состоящий из двух собирательных линз.
Триплет Кука
— наиболее распространённый вариант
триплета
, простейший
анастигмат
, состоящий из трёх несклеенных линз, двух собирающих и одной рассеивающей между ними.
Телеобъектив
— класс длиннофокусных объективов, у которых расстояние от передней оптической поверхности до задней фокальной плоскости меньше фокусного расстояния.
Зеркально-линзовый объектив
— класс объективов, которые, кроме
линз
, содержат
зеркала
. Как правило, по такой схеме делают длиннофокусные, и сверхдлиннофокусные объективы для уменьшения их габаритных размеров. Самые светосильные объективы ещё одна область катадиоптрических объективов. Заявлен зеркально-линзовый объектив с многократным отражением света «Origami» для сверхкомпактного оборудования
.
Зеркальный объектив
содержит в конструкции только
зеркала
. Зеркала не обладают
дисперсией
, поэтому такие оптические схемы встречаются в астрономии, и во многих технических сферах, например, в нанолитографии
.
Ахромат
— объектив с корригированной хроматической аберрацией. У ахромата хроматизм исправлен для лучей двух длин волн, лучи остальных цветов сходятся недалеко от основного фокуса, и образуют т. н. вторичный спектр, или хроматизм высоких порядков.
Апланат
— объектив с исправленными сферической, хроматической, и аберрацией комы. Изначально так назывался объектив, с такими свойствами, состоящий из двух симметричных
ахроматических линз
.
Анастигмат
— объектив, у которого, помимо
апланатической
коррекции, дополнительно коррегированы
астигматизм
, и кривизна поля. В анастигматах в той или иной степени коррегированы все шесть основных
аберраций
. Практически все современные фотографические, киносъёмочные и телевизионные объективы — анастигматы.
Апохромат
— объектив,
хроматическая аберрация
которого коррегирована лучше, чем у ахромата. В отличие от него, у апохромата хроматизм положения исправлен для лучей трёх длин волн, т. о. значительно улучшается качество изображения, особенно у телеобъективов (уменьшаются зелёные и фиолетовые каёмки).
Полуапохромат — ахромат, хроматизм которого исправлен для лучей двух длин волн, но при этом вторичный спектр сильно уменьшен по сравнению с обычным ахроматом.
Суперапохромат (Суперахромат) — объектив, у которого хроматизм исправлен для лучей четырёх длин волн.
Для объективов микроскопов применяются также следующие термины:
—
—
—
— объективы, в которых аберрации для одной из трёх длин волн исправлены в пределах 0,25
.
Фикс
— любой объектив с фиксированным фокусным расстоянием, жаргонное слово, сокращение, используемое для противопоставления
вариообъективам
. В кинематографическом обиходе такие объективы называются
дискретными
.
Вариообъектив
,
Зум
(англ. Varifocal lens, zoom) — объектив с переменным фокусным расстоянием (
трансфокатор
(англ. Parfocal lens)).
По способу фокусировки
Автофокусный
— объектив, снабжённый исполнительным механизмом
автофокуса
и соответствующим
интерфейсом
для соединения с камерой.
Фикс-фокус
— объектив, сфокусированный на конкретную дистанцию (чаще всего на
гиперфокальное расстояние
или «бесконечность») и зафиксированный на заводе в этом положении до конца эксплуатации
.
По угловому полю (фокусному расстоянию)
Широко применяется классификация фотографических объективов по
угловому полю
, по
эквивалентному фокусному расстоянию
(значение, какое будет иметь объектив, если при сохранении его угла зрения масштабировать его матрицу до размеров кадра 24 × 36 мм), или по
фокусному расстоянию
, отнесённому к размерам
кадра
. Эта характеристика во многом определяет сферу применения объектива:
Нормальный объектив
— объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Нормальный объектив занимает положение между широкоугольным и портретным объективом. Для
35-мм плёнки
диагональ кадра составляет 43 мм, и нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 35—70 мм, при этом самое популярное значение, со временем ставшее стандартом — 50 мм. Угловое поле нормального объектива лежит в диапазоне от 45° до 60°
. Считается, что восприятие
перспективы
снимка, сделанного нормальным объективом, наиболее близко к нормальному восприятию перспективы окружающего мира человеком.
«
Рыбий глаз», «Фишай
» — объектив, с угловым полем в 180° и более. Характеризуется изначально присущей ему сильно выраженной
дисторсией
, без которой такие углы обзора реализовать невозможно. Различают «круговые фишаи» — с изображением в виде круга, диаметром, равным высоте кадра, или менее, и «диагональные фишаи» — с обычным полнокадровым изображением, и полем зрения по диагонали 180°.
Сверхширокоугольный объектив
— объектив, угловое поле которого составляет 83° и более, а фокусное расстояние меньше малой стороны кадра. Сверхширокоугольные объективы обладают преувеличенной передачей перспективы и часто используются для придания изображению дополнительной выразительности.
Широкоугольный объектив
(син. короткофокусный объектив) — объектив, с угловым полем от 63° до 82° включительно, фокусное расстояние которого меньше широкой стороны кадра. Часто используется для съёмки в ограниченном пространстве, например, интерьеров.
Портретный объектив
— объектив, фокусное расстояние которого занимает промежуточное положение между нормальным и длиннофокусным. Стандартные характеристики — 85 мм при диафрагме 1/2,0 (варьируется от 1/2,8 до 1/1,2). При меньшем фокусном расстоянии объективы дают ракурсные искажения, изменяющие пропорции лица. В то же время, при увеличении фокусного расстояния, кроме благоприятного уменьшения ракурсных искажений, появляется возможность, для хорошего размытия фона, обходится меньшей светосилой объектива, поэтому граница между портретным и длиннофокусным объективом условна. Обычно подразумевается диапазон в 2—4 диагонали кадра, то есть объектив с фокусным расстоянием 85—150 мм и угловым полем 16°—28°. Для портретного объектива, кроме технических параметров, важен характер оптического рисунка и
боке
.
Длиннофокусный объектив
(telefoto) — объектив, у которого фокусное расстояние превышает диагональ кадра в 2—3 и до семи раз. Имеет угловое поле от 10° до 39° (фокусные расстояния 85—300 мм), и предназначен для съёмки удалённых предметов.
(supertelefoto) — объектив, угловое поле которого менее 9° (фокусные расстояния более 300 мм).
В настоящее время массовое применение получил тип объективов
с переменным фокусным расстоянием
, называемый
вариообъектив
(
трансфокатор
, «зум» (
англ.
Zoom
)).
Вид на одно и то же место с различными фокусными расстояниями
17 мм
35 мм
50 мм
100 мм
200 мм
1000 мм
2000 мм
По назначению (съёмочные объективы)
Существенное значение имеет назначение объектива. Перед тем как приступить к съёмке, всегда возникает вопрос о том, что снимать.
Портретный объектив
— используется для съёмки
портретов
. Должен давать мягкое изображение без геометрических искажений. В качестве портретных часто используются телеобъективы или объективы с фиксированным фокусным расстоянием в диапазоне 80—200 мм (для плёнки 35 мм). Классическими являются 85 мм и 130 мм. Специализированный портретный объектив спроектирован так, что минимальные аберрации показывает при фокусировке с нескольких метров, то есть именно при съёмке портрета, в ущерб качеству изображения «на бесконечности». Практически обязательным для портретного объектива является большое (лучше, чем 2.8) относительное отверстие, и очень важен характер
бокэ
;
Макрообъектив
— объектив, специально корригированный для
съёмки
с коротких дистанций, сопоставимых с его фокусным расстоянием. Как правило, применяется для макросъёмки небольших объектов крупным планом, вплоть до масштаба 1:1. Позволяют производить съёмку с повышенным контрастом и резкостью. Обладают меньшей светосилой, чем аналогичные по фокусному расстоянию объективы другого типа. Типичное фокусное расстояние — от 50 до 180 мм. Кроме того, обычно имеет специальную оправу, допускающую большое
выдвижение
;
Длиннофокусный объектив
— как правило, используется для съёмки удалённых объектов. Длиннофокусный объектив, в котором расстояние от передней оптической поверхности до задней фокальной плоскости меньше фокусного расстояния, именуется
телеобъектив
;
Репродукционный объектив
— используется при пересъёмке чертежей, технической документации
и т. д.
Должен обладать минимальными геометрическими искажениями, минимальным
виньетированием
и минимальной
кривизной поля изображения
;
Тилт-объектив
(разновидность шифт-объектива с функцией наклона, от
англ.
tilt
) — используется для получения резкого изображения неперпендикулярных оптической оси объектива протяжённых объектов при макросъёмке, а также для получения художественных эффектов.
.
Тилт-шифт объектив
— класс объективов, сочетающий в себе сдвиг и наклон оптической оси. Позволяет использовать возможности
карданных камер
в малоформатной фотографии. Крупнейшие производители фототехники имеют в линейке оптики хотя бы один такой объектив, например,
Canon TS-E 17 F4L
.
Стеноп
(пинхол) (объектив
камеры-обскуры
, небольшое отверстие, от
англ.
pinhole
) — используется для съёмок пейзажей или иных объектов с очень большими выдержками и с получением в одном кадре одинаково резкого изображения от макрорасстояний до бесконечности;
(мягкорисующий объектив, от
англ.
soft
) — объектив с недоисправленными аберрациями, обычно сферической, или с вносящими искажения элементами конструкции. Служит для получения эффекта размытости, дымки и т. п. при сохранении резкости.
Применяются в портретной съёмке. Немного сходный эффект дают так называемые «фильтры мягкого фокуса»
;
Суперзум
(тревел-зум) (
англ.
travel zoom
) — универсальный
вариообъектив
относительно малого веса и максимального диапазона фокусных расстояний. Используется при пониженных требованиях к качеству снимка и повышенных — к оперативности использования и массе.
Ультразум
— суперзум, который отличается повышенными кратностью диапазона фокусных расстояний, обычно начиная с пяти.
— суперзум. Распространены в профессиональных видеокамерах и компактных фотоаппаратах, например, Fujinon A18x7.6BERM
, Angenieux 60x9,5
, Nikon Coolpix P500 (кратность 36), Sony Cyber-shot DSC-HX100V (кратность 30), Canon PowerShot SX30 IS (кратность 35), Nikon Coolpix P90 (кратность 24). Качество изображения объектива, необходимое в видеокамерах, особенно
стандартной четкости
, позволяет строить объективы с большой кратностью. Кроме того, при малой диагонали матриц видеокамер и компактных фотоаппаратов габариты вариообъектива с большим диапазоном фокусных расстояний несравнимо меньше, чем были бы при таких же параметрах для формата APS-C. Студийные видеокамеры могут оснащаться вариообъективами с кратностью, равной 50 и даже 100
.
По передаче пропорций изображения
Сферические (
аксиально-симметричные
) — объективы, дающие изображение, конгруэнтное объекту съёмки. Такие объективы содержат линзы только с симметричными относительно оптической оси (сферическими или асферическими) преломляющими поверхностями;
Анаморфотные — киносъёмочные объективы для
кинематографических систем с анаморфированием
. Такие объективы кроме аксиально-симметричных линз содержат компоненты с цилиндрическими преломляющими поверхностями
;
По назначению (прочие объективы)
Проекционный объектив
— используется в
проекторах
. В отличие от съёмочных объективов, устойчив к значительному нагреву в интенсивном световом потоке. Обладает более простой конструкцией оправы и не оснащен механизмом диафрагмы.
Объектив
фотоувеличителя
— оправа не имеет механизма наводки на резкость, но имеет диафрагму.
Принадлежности для объективов
Совместно с объективами используются
светофильтры
,
макролинзы
,
, широкоугольные и теленасадки, другие объективы посредством оборачивающих колец, реверсивные кольца, повышающие и понижающие кольца,
удлинительные макрокольца
,
компендиумы
, кольцевые крепления на корпус объектива для установки его на штатив.
Производство объективов
Производство объективов — высокотехнологичная область, оно требует значительных исследований, сложной аппаратуры для обработки стекла, комплекса научно-технических исследований в области расчёта формы линз, нанесения просветляющих покрытий и др.
Распространённые марки объективов
Многие объективы имеют собственные имена, присвоенные им фирмой-разработчиком.
Minolta
(производитель оптики с байонетом Minolta AF/Minolta MD/MC/SR и др. Фотоподразделение впоследствии поглощено первоначально
Konica Minolta
, а затем
Sony
).