Interested Article - Просвещённый абсолютизм

Просвещённый абсолюти́зм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы , сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений .

Главной идеей Просвещенного абсолютизма является понимание монарха ( царя , императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов . Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям .

Просвещенный абсолютизм как политика достижения в государстве «общего блага», в проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов , была тесно связана с идеями философии « эпохи Просвещения ». Нередко эта политика выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы — крестьянская, судебная, административная, церковная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.), но главной целью оставалась сохранение и максимальная централизация монархической власти .

Хронология

Хронологические границы просвещённого абсолютизма в Европе условны. Обычно приводится период с 1740 г. по 1789 г. , то есть от вступления на престол прусского короля Фридриха II до французской революции .

Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс , вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства , в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно . Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма — политическое миросозерцание Вольтера , этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ , Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Характерные черты просвещенного абсолютизма:

  • идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;
  • именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;
  • все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»;
  • просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;
  • признание свободы слова , мысли, самовыражения .

Страны

Просвещённый абсолютизм охватил все страны Европы, кроме Англии , где абсолютная монархия была уже в прошлом, Польши , где абсолютизм не сформировался в принципе, и Франции , уже достигшей того, к чему стремился просвещённый абсолютизм.

В России политику просвещённого абсолютизма проводила Екатерина II (1762—1796).

Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины II заключалось в следующем:

1) правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;

2) политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества , самодержавия и господствующего положения дворянства .

Деятели просвещённого абсолютизма

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II , которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую политику династии Гогенцоллернов , которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь государственный строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований просвещённого абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе .

Реформы просвещённого абсолютизма

Все реформы просвещённого абсолютизма , стремившиеся разрушить церковно-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности . Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, интеллектуальной жизни, церкви , наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации , к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм .

Громадную услугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководствовался просвещённый абсолютизм. В уголовном процессе были уничтожены пытки , ограничена смертная казнь . В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал над составлением свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем , привлёк внимание тогдашнего учёного мира.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма , защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире . Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма , старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы , которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений . Вследствие этого в эпоху просвещенного абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду.

Основные проблемы реформ

Общая черта, отличающая представителей просвещенного абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не окончила начатую просвещённым абсолютизмом ликвидацию старого феодального порядка .

См. также

Примечания

  1. lektsii.com . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  2. poisk-ru.ru . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  3. . cyberpedia.su . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  4. . infopedia.su . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  5. . megalektsii.ru . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  6. . studopedia.su . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  7. . studopedia.ru . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  8. . lektsii.org . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  9. . mydocx.ru . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.
  10. . studopedia.su . Дата обращения: 23 ноября 2022. 23 ноября 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Просвещённый абсолютизм