Interested Article - Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси

«Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси» ( нем. Flötenkonzert Friedrichs des Großen in Sanssouci ; также «Концерт в Сан-Суси» , «Концерт Фридриха в Сан-Суси» ) — картина немецкого художника Адольфа фон Менцеля , написанная в 1850—1852 годах. На картине в празднично освещённом концертном зале дворца Сан-Суси в Потсдаме король Пруссии Фридрих II даёт концерт для своих гостей и сам солирует на флейте. Полотно хранится в Старой национальной галерее в Берлине .

Фридрих Великий сочинял сонаты для флейты и, как считается, великолепно играл на ней. Перед ужином он часто выступал с собственными сочинениями перед родственниками, друзьями и подчинёнными. Адольф фон Менцель изобразил одну из таких возможных сцен прошлого: в центре хорошо освещённого музыкального зала у нотного пюпитра стоит монарх, перед ним справа расположились музыканты, слева и за спиной Фридриху внимают празднично одетые гости. Менцель даёт понять, что королевская музыка заворожила отнюдь не всех.

Художник написал несколько эскизов для этой картины, в которых работал с мебелью, нотным пюпитром, архитектурными деталями, костюмами и позами персонажей. Изображённое на картине помещение сохранилось во дворце до настоящего времени, но у Менцеля оно выглядит больше реальных размеров. Менцель, художник-реалист, стремился воссоздать обстановку и атмосферу эпохи рококо . Работая над образом главного персонажа, художник ориентировался на идеализированные портреты молодого Фридриха II, написанные в XVIII веке. По собственным словам Менцеля, при написании этой картины его больше интересовал свет от свечей, а не люди. Одному из посетителей художник якобы признавался, что писал картину по сути только «ради люстры».

Центральное место на картине занимает Фридрих Великий, который, приготовившись играть на флейте, стоит у нотного пюпитра, освещаемого двумя свечами. На голове короля парик с косичкой, он одет в расстёгнутый длинный прусский синий сюртук на красной подкладке и солдатские сапоги с отворотами. Флейтисту аккомпанируют музыканты, играющие на клавесине и смычковых. За исключением клавесиниста и виолончелиста все присутствующие в зале мужчины стоят в знак почтения королю. Нотный пюпитр Фридриха, расположенный в центре картины, разделяет её на две неравные части. В каждой из сторон находится по восемь человек, из которых пятеро стоят и трое сидят.

У правого края картины пожилой мужчина смотрит в пол, а не на короля. Это его учитель игры на флейте Иоганн Иоахим Кванц , который выглядит полностью погружённым в звуки музыки. Он держится по-отечески просто, задумчиво оперся спиной на картину на стене и своей позой не выражает должного абсолютного уважения к монарху. Перед Кванцем в образе музыканта со скрипкой в руках Менцель изобразил концертмейстера Франтишека Бенду . За клавесином сидит сын Иоганна Себастьяна Баха Карл Филипп Эммануил , отслуживший королю 28 лет. По мнению Менцеля, он не самого высокого мнения о музыкальном таланте своего работодателя: в ожидании вступить в игру Бах вроде бы и следит за солистом, но выражение его лица равнодушно холодно, а глаза полузакрыты.

Личности слушателей концерта, изображённых на картине слева, известны точно: на одном из эскизов к картине художник указал их имена. На первом плане в старомодном парике стоит граф , по свидетельствам современников, докучливый бонвиван, умело пользовавшийся расположением короля Фридриха. Чуть дальше за ним, запрокинув лицо в восторге, стоит барон . Он входил в круг почитателей Фридриха Великого и присутствовал на его концертах действительно ради музыки, а не чести быть приглашённым. Математик и географ Пьер Луи де Мопертюи , напротив, от скуки рассматривает потолок, он один из тех приглашённых, кому музыка не так уж интересна. На заднем плане картины на обитой красным софе восседает любимая сестра Фридриха Великого Вильгельмина . Пожилая дама в центре картины за нотным пюпитром — графиня . По правую руку от Вильгельмины и точно за спиной музицирующего короля сидят младшая сестра Фридриха Амалия , тоже занимавшаяся сочинением музыки, а также одна из придворных дам. За принцессами расположился придворный капельмейстер Карл Генрих Граун . На заднем плане также изображён друг короля Фридриха Шасо .

Примечания

Литература

  • Busch-Salmen, Gabriele. Adolf Melzels 'Flötenkonzert Friedrich der Großen in Sanssouci': Ein vertrautes Gemälde, 150 Jahre nach seiner Fertigstellung neu gesehen (нем.) // Music in Art: International Journal for Music Iconography : magazin. — 2003. — Bd. 28 , Nr. 1—2 . — S. 127—146 . — ISSN .
  • Günther Thiersch: Deutsche Maler im 19. Jahrhundert. Zwanzig Meisterwerke aus dem Besitz der Nationalgalerie Berlin, Staatliche Museen Preußischer Kulturbesitz . Klett, Stuttgart 1979.
  • Rose-Marie Hagen, Rainer Hagen: Bildbefragungen. Meisterwerke im Detail. Benedikt Taschen Verlag, Köln 1994, ISBN 3-8228-9611-X .
  • Jost Hermand: Adolph Menzel, Das Flötenkonzert in Sanssouci. Ein realistisch geträumtes Preußenbild . Original-Ausgabe, 8.-9. Tausend. Fischer-Taschenbuch-Verlag, Frankfurt am Main 1994, ISBN 3-596-23928-1 .
  • Hubertus Kohle: Adolph Menzels Friedrichbilder. Theorie und Praxis der Geschichtsmalerei im Berlin der 1850er Jahre . Deutscher Kunstverlag, München / Berlin 2001.
  • Werner Busch: Adolph Menzel: Auf der Suche nach der Wirklichkeit . Beck, München 2015.

Ссылки

  • (нем.)
Источник —

Same as Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси