Дворец кронпринцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Дворе́ц Шарло́ттенбург ( нем. Schloss Charlottenburg , (инф.) ) — дворец-музей, крупнейший и самый значительный дворцовый комплекс бранденбургских курфюрстов , прусских королей и германских императоров в Берлине . Один из наиболее изысканных примеров архитектуры барокко в Германии . Его купол считается одним из символов немецкой столицы . Весь дворцово-парковый ансамбль является историко-культурным памятником, находящимся под защитой государства .
По одной из версий дворец находится среди 100 самых красивых замков и крепостей мира . Входит в десятку наиболее популярных музеев Берлина по числу посетителей — 548 тысяч в 2018 году .
В 1694 году будущая королева Пруссии София Шарлотта вернула своему мужу сделанный им четыре года до этого подарок — , находившийся для неё слишком далеко от Берлина . В поисках места для нового имения уже спустя несколько недель она остановила свой выбор на участке земли у излучины Шпрее , лежащем всего в нескольких километрах западнее городской окраины и до которого можно было без труда добраться из Берлинского дворца по реке . Строительство дворца — названного поначалу Литценбург ( нем. Lietzenburg ) по расположенной рядом деревне Литце ( нем. Lietze ) — началось уже в следующем году по планам архитектора Неринга, а после его смерти было продолжено Мартином Грюнбергом . 11 июля 1699 года дворец Литценбург был торжественно открыт и представлял собою предназначенное лишь для однодневных посещений двухэтажное здание, в котором располагалось всего несколько помещений: внизу — покои самой Софии Шарлотты, а наверху — комнаты её гостей . И даже её супруг, бранденбургский курфюрст и будущий прусский король Фридрих I , мог посещать дворец Литценбург только по её приглашению .
Поскольку выстроенный дворец оказался слишком мал, чтобы проводить в нём весь летний сезон (длившийся с апреля по октябрь), в 1702—1704 годах по проекту Эозандера было проведено его первое расширение . Площадь и число комнат были увеличены в несколько раз, впервые супруг королевы получил в Литценбурге собственные покои, а к услугам монаршей четы теперь стояли два ряда помещений: обращённые к югу — для более холодных месяцев, а с видом на сад — в разгар лета . 140-метровая анфилада , призванная подчеркнуть могущество правителя и великолепие его владения, объединила все 13 комнат с парковой стороны здания. Изначально во дворце не было предусмотрено место для кухни, подвалов и многочисленной прислуги, но уже к 1701 году был выстроен как самостоятельное здание так называемый Кухонный флигель ( нем. Küchenflügel ), располагавшийся перпендикулярно и юго-восточнее от дворца, с которым он впоследствии был соединён . Параллельно, с западной стороны, был сооружён Кавалерский флигель ( нем. Kavalierflügel ), в котором отныне могли размещаться министры и придворные .
После неожиданной смерти королевы в 1705 году в возрасте всего 37 лет дворец Литценбург и близлежащая деревня — из которой берет своё начало одноимённый город и округ Берлина — получили в её честь новое название: Шарлоттенбург . Фридрих, до этого предпочитавший дворцы Ораниенбург и Шёнхаузен , решил сделать своей основной летней резиденцией Шарлоттенбург и использовать его для государственных мероприятий: аудиенций послов, посвящений в рыцари Чёрного орла , а также визитов иностранных монархов и высокой знати (так, в 1712 году здесь гостил русский царь Пётр I ) . Ко времени правления Фридриха I относится строительство Большой оранжереи, ставшей западным продолжением здания, а также дворцовой часовни, интерьер которой был завершен в 1708 году . Свои комнаты во дворце получила и новая супруга короля София Луиза . Купол дворца украсила бронзовая статуя богини Фортуны , изготовленная в 1711 году данцигским скульптором Андреасом Хайдтом ( нем. Andreas Haidt ) и олицетворяющая собой уникальную возможность, которую мудрый правитель превращает в политический успех .
«Король-солдат» Фридрих Вильгельм I , которому была не по нраву слишком возвышенная и расточительная жизнь его родителей, перенёс это отношение и на их любимое детище — дворец Шарлоттенбург . Ещё будучи кронпринцем он проявлял куда больше интереса к солдатам, которых инспектировал и муштровал во дворцовом парке, чем к убранству Литценбурга—Шарлоттенбурга . Однако, даже приостановив дальнейшее расширение здания, Фридрих Вильгельм и дальше использовал его для проведения торжественных приёмов и королевских бракосочетаний, а парк служил местом постановки дорогостоящих фейерверков .
Сразу после восшествия на престол в 1740 году Фридрих II распорядился обустроить во дворце комнаты для себя, своей супруги Елизаветы Кристины и других членов королевской семьи, а к 1747 году по планам немецкого архитектора Кнобельсдорфа был завершён пристроенный с востока Новый флигель , придавший зданию в целом больше симметрии . Покои короля и королевы отныне были перенесены в восточное крыло, а отдельный вход в виде портала позволял пользоваться Новым флигелем как собственной, независимой от остального строения, резиденцией . Между первыми королевскими апартаментами, отстроенными западнее парадной лестницы, и вторыми, возведёнными позднее в восточном конце флигеля, располагались залы для торжественных мероприятий. По окончании строительства дворца Сан-Суси Фридрих потерял былой интерес к Шарлоттенбургу, но по-прежнему пользовался часовней и Большой оранжереей для проведения бракосочетаний своих родственников .
Во время непродолжительной оккупации Берлина в 1760 году, ставшей одним из эпизодов Семилетней войны , размещавшиеся в городе и его окрестностях русские , австрийские и саксонские войска полностью разграбили Шарлоттенбургский дворец, приведя в негодность его обои, картины и зеркала . Однако Фридрих тут же распорядился восстановить всё разрушенное в его прежнем виде (за исключением некоторых картин, которые были безвозвратно утеряны) .
Ещё принцем Фридрих Вильгельм II обнаружил свою любовь к Шарлоттенбургу; на время его правления приходится перепланировка парка, строительство Бельведера , Малой оранжереи и Театра , с которым здание дворца достигло своих нынешних монументальных размеров . Он также распорядился переоборудовать под свою летнюю резиденцию в этрусско -китайском стиле пять комнат на первом этаже Нового флигеля, которые ранее занимал Фридрих Великий. За всей этой роскошью, однако, едва можно было скрыть недостатки гигиены: вода считалась опасной, а туалеты — сооружать которые было попросту не принято — портили бы элегантный вид дворца, так что отправление естественной нужды придворными и гостями безо всякого стеснения осуществлялось прямо на лестницах, в нишах и жилых комнатах .
С 1797 года престол наследовал Фридрих Вильгельм III , живший во дворце в летние месяцы со своей супругой Луизой и предпочитавший в духе своего времени более скромные интерьеры, которые скрывали бы элементы вышедшего из моды рококо под слоем краски и бумажных обоев. Ненадолго поселился в Шарлоттенбурге и ещё один монарх — но уже без всякого приглашения: в 1806 году перед вступлением в Берлин в покоях королевы ночевал Наполеон Бонапарт , так что при возвращении королевской пары назад эти комнаты было решено заново перестроить . На годы правления Фридриха Вильгельма III приходится строительство в парке названной Мавзолеем усыпальницы для рано умершей Луизы, а также здания Нового павильона.
Его сын и наследник, Фридрих Вильгельм IV , в свою очередь распорядился переоборудовать для себя и своей супруги Елизаветы часть помещений в Старом дворце, которыми королева, уже овдовев, пользовалась и после его смерти до 1873 года .
Вильгельм I , ставший первым германским императором, не проявлял особого интереса к Шарлоттенбургу, ограничиваясь посещениями Мавзолея, где покоилась его мать (в том числе 19 июля 1870 года, в день начала Франко-прусской войны ).
Последний из Гогенцоллернов , сделавший Шарлоттенбургский дворец своей резиденцией, стал Фридрих III , живший в нём в 1888 году со своей супругой Викторией во время своего 99-дневного правления, после чего он использовался лишь для приёма гостей императорской семьи и был открыт для посещений широкой публике .
В годы второй мировой войны дворец был закрыт, а весь передвижной инвентарь был вывезен в штольни или другие дворцы, чтобы в случае непосредственных боевых действий избежать его возможного уничтожения .
При налётах авиации союзников в ноябре 1943 и феврале 1945 года, а также в боях наступавшей Красной Армии с засевшими в нём частями СС дворцовый комплекс подвергся сильным разрушениям: в парке уцелел один Мавзолей, а в основном здании нетронутыми остались лишь флигеля Парадного двора, при этом от большинства помещений сохранились только наружные стены , а в целом степень разрушения оценивалась в 60 % . В отмеченном голодом и недостатком жилья послевоенном Берлине поначалу удалось провести лишь самые необходимые работы по предотвращению полного разрушения зданий, дальнейшая же судьба их долго оставалась неясной . Многими бывшие имения Гогенцоллернов воспринимались не как общественное достояние, а как «воплощение власти, престижа, богатства и величия прусского государства» . Только после того, как в 1950 году в восточной части города был полностью снесён не менее пострадавший в военное время Берлинский дворец , была осознана необходимость бережного отношения к оставшемуся культурному наследию и, как следствие, восстановления находившегося в британском секторе дворца Шарлоттенбург . В итоге, выбор между вариантами полного сноса дворцовых руин, консервации их как зримого свидетельства степени военных разрушений или реконструкции дворца был сделан в пользу последнего .
Для каждого помещения, учитывая степень его разрушения, уровень историко-культурной ценности, а также предпринятые ещё при Гогенцоллернах перепланировки, потребовалось найти своё собственное, индивидуальное, решение . Поскольку дворец, по сути, лежал в руинах, а необходимые средства, исполнители и исторические документы зачастую отсутствовали, порою было невозможно ни законсервировать отдельные объекты (что, согласно Венецианской хартии , является приоритетом любой реставрации ), ни восстановить их полностью в прежнем виде, но лишь реконструировать . Неоценимую помощь при восстановлении дворца оказали 400 цветных фотографий и коротких фильмов, снятых в его залах 9 ноября 1943 года во исполнение приказа фюрера о документировании ценной настенной и потолочной живописи, которая могла быть утеряна при бомбардировках (что, кстати, и произошло всего две недели спустя).
Параллельно с реставрационными работами, которые продолжаются и в наши дни, дворец раз за разом открывал для посетителей двери всё новых восстановленных залов и комнат, часть из которых временно использовалась и для экспозиций других берлинских музеев, пока те не переехали в их постоянные строения . До 1956 года реставрация выполнялась на средства городского бюджета, затем финансирование было передано на федеральный уровень (к примеру, затраты только на мероприятия по энергосбережению , повышению пожаро- и электробезопасности , проведённые в 2006—2017 годах, превысили 16 млн евро ). С 1995 года дворец находится в ведении Фонда прусских дворцов и садов Берлина—Бранденбурга .
Попасть в Шарлоттенбургский дворец можно через площадь, с трёх сторон окружённую самим зданием и получившую название Парадного двора ( нем. Ehrenhof ), ворота которой «охраняются» двумя фигурами гладиаторов (копиями « Боргезского борца » ), а ограда украшена восьмиконечными звёздами ордена Чёрного Орла . На площади установлена бронзовая конная статуя Великого курфюрста Фридриха Вильгельма I , изготовленная в 1696—1700 годах по заказу его сына, Фридриха I, скульптором Андреасом Шлютером и литейщиком Иоганном Якоби ( нем. Johann Jacobi ) и ставшая первой скульптурой подобного рода в Германии . Находившаяся поначалу на Длинном мосту ( нем. Lange Brücke ) через Шпрее перед Королевским дворцом , композиция, включающая в себя также фигуры четырёх невольников, символизирующих различные темпераменты и покорённых курфюрстом народов, была перенесена в Шарлотенбург в 1952 году, вследствие запрета сенатом Западного Берлина передачи статуи в Восточный Берлин , где оказалось прежнее местонахождение памятника после раздела Берлина между странами-победительницами во Второй мировой войне .
Монументальное строение дворца длиною 505 метров , общей площадью 20 600 м 2 и с высотою купола 48 метров объединило в себе различные архитектурные направления, господствовавшие на протяжении почти столетней истории его строительства. При этом многое в послевоенные годы приходилось создавать заново, как, например, 20 скульптур современных мастеров, изображающие аллегорические фигуры и мифологические персонажи и установленные на балюстраде с парковой стороны здания . Функционально в нём могут быть выделены Старый дворец и Новый флигель, в которых размещена основная музейная экспозиция, в том числе и многие отдельные экспонаты, представляющие особую культурную и историческую ценность: королевские регалии Пруссии , клавесин и письменный стол первой хозяйки дворца Софии Шарлотты, коллекция табакерок , принадлежавшая лично Фридриху II, и даже так называемая колыбель Фридриха Великого, в которой его якобы качали (последнее, правда, остаётся неподтверждённым), а также «Серебро кронпринцев» ( нем. Kronprinzensilber ): свадебный подарок от 414 прусских городов для Вильгельма и Цецилии , состоящий из 600 столовых приборов.
Старым дворцом условно называют историческую часть здания в границах его первого расширения, выполненного Эозандером. Полностью симметричное строение увенчано массивной восьмиугольной башней, которая зрительно является продолжением чётко выраженного ризалита с его треугольным фронтоном . Наверху её находится небольшая колокольня, служащая своего рода постаментом четырёхметровой позолоченной статуи Фортуны, которая — как всякий флюгер — поворачивается по направлению ветра . С наружной стороны здания через оба этажа, разделённые выступом стены и заметно отличающиеся друг от друга как высотой, так и внешним обликом, проходят декоративные полуколонны .
Среди порядка 50 помещений, которые уже открыты для посещения в Старом дворце особо можно отметить следующие (с нумерацией, соответствующей плану Рудольфа Шармана):
Двухэтажный Новый флигель с его глубоко прочувствованным слиянием архитектуры и декораций считается вершиной немецкого рококо . Особого упоминания заслуживают:
Значительная коллекция живописи, представленная в Новом флигеле, включает в себя многие известные полотна XVII—XVIII веков (в особенности « Галантного века »), в том числе « Паломничество на остров Киферу » и «Вывеска лавки Жерсена» Антуана Ватто, « Барбарина » Антуана Пэна, «Обучение Купидона» Франсуа Буше и « Бонапарт на перевале Сен-Бернар » Жака-Луи Давида .
Большая оранжерея была выстроена в 1709—1712 годах Иоганном Фридрихом Эозандером в виде вытянутого одноэтажного барочного здания, примыкающего к Старому замку с западной стороны . Его общая площадь составляет 1156 м 2 при высоте потолков в центральной части 8,5 метров . Поначалу задумывавшаяся как помещение для хранения богатых коллекций фарфора королевской семьи, позднее она служила для проведения балов, приёмов и бракосочетаний . Здание Большой оранжереи, сильно разрушенное во время Второй мировой войны, было восстановлено в 1962 году .
Как западное окончание дворцового комплекса в 1788 году по заказу Фридриха Вильгельма II Карл Готтгард Лангганс (известный также по сооружению Бранденбургских ворот ) выстроил в стиле раннего классицизма трёхэтажное с площадью помещений 1200 м 2 здание Театра, в котором проводились празднества семьи Гогенцоллернов . После разрушений, вызванных бомбардировками союзников, здание Театра в своём прежнем виде было восстановлено только снаружи и в 1960—2009 годах использовалось берлинским музеем доисторического периода и ранней истории .
Дворцовый парк, ныне занимающий площадь более 53 гектаров , был заложен в 1697 году по распоряжению будущей королевы Софии Шарлотты Симеоном Годо ( фр. Siméon Godeau ), учеником версальского садовода Андре Ленотра . Украшенный многочисленными вазами, скульптурами, скамьями и боскетами , а чуть позднее ещё и оранжереями, фазанниками и площадками для игр, он был призван подчеркнуть высокий ранг своих хозяев . В конце XVIII—начале XIX века Иоганном Августом Айзербеком ( нем. Johann August Eyserbeck ), Георгом Штейнером ( нем. Georg Steiner ), а затем и Петером Йозефом Ленне некогда барочный парк Шарлоттенбург был полностью переоформлен в ландшафтный . Система искусственных каналов превратила часть территории парка в острова, добраться до которых можно было только с помощью гондол , а в сам замок его хозяева и гости попадали водным путём по Шпрее, используя причал на южной стороне соединённого с ней Карпового пруда ( нем. Karpfen-Teich ) .
Начиная с 1952 года был проведён ряд работ, позволивших частично восстановить прежний облик парка, также пострадавшего во время боевых действий и временно использовавшегося под пашню , а в 2001 году его часть, непосредственно примыкающая ко дворцу, была восстановлена в её первоначальном виде с фонтаном и партерами . В парке также находятся несколько строений, непосредственно относящихся к дворцовому комплексу: Бельведер, Мавзолей и Новый павильон .
В 1788 году по планам того же Карла Готтгарда Лангганса в северо-восточной части парка, на берегу Шпрее, был сооружён трёхэтажный чайный домик, часто служивший местом уединения Фридриха Вильгельма II . Ныне в здании Бельведера, разрушенном во время войны и восстановленном только снаружи, выставлена крупнейшая в мире коллекция фарфора Королевской фарфоровой мануфактуры .
Сооружён в 1810 году для погребения королевы Луизы немецким архитектором Генрихом Генцем . Ныне в склепе Мавзолея дворца Шарлоттенбург захоронены :
Построен на восточной окраине дворцового ансамбля в 1824 — 1825 годах в стиле классицизма и в подражание неаполитанской вилле Chiatamone по планам Карла Фридриха Шинкеля (откуда происходит его второе, неофициальное, название павильон Шинкеля , нем. Schinkel-Pavillon ) . Размером 20 на 16 метров, опоясанное балконом по всему периметру второго этажа, здание , использовавшееся для уединения Фридрихом Вильгельмом III (избегавшего после смерти своей супруги помещения Нового флигеля, где они раньше жили), также сильно пострадало при бомбардировках и было восстановлено только в 1960 году . Сейчас в нём — наряду с постоянной выставкой, посвящённой многогранному таланту Шинкеля — выставлены работы немецких художников и скульпторов XIX века: Рауха , Фридриха , Блехена и Гертнера .
В первую очередь дворец Шарлоттенбург выполняет функции музея, в рамках посещения которого шесть дней в неделю открыты Старый дворец и Новый флигель, а также строения дворцового парка. Вместе с тем зачастую он используется и для проведения государственных церемоний и визитов, как, например, приведение к присяге канцлера Ангелы Меркель и её правительства в октябре 2005 года .
Ежегодно, в ноябре—декабре, на площади перед воротами дворца организуется традиционный рождественский базар , а в рамках проводимого в октябре «Фестиваля огней» ( англ. Festival of Lights ) здание Старого дворца используется для создания различных световых шоу .
Большая оранжерея в настоящее время используется для проведения концертов и различных торжественных мероприятий , построенная в 1790 году предположительно по планам Георга Фридриха Боумана ( нем. Georg Friedrich Boumann ) и находящаяся несколько южнее от неё Малая оранжерея — в качестве ресторана , а здание Театра — для организации временных выставок . В Кавалерском флигеле размещены реставрационные мастерские, а в Кухонном — служебные помещения и музейный магазин .
В парке, ежедневно открытом для свободного посещения, оборудованы детская площадка и санный склон в снежные дни, а лужайки его ландшафтной части используются для пикников или просто для загорания . С 2018 года стрижка травы возложена на овец, свободно пасущихся в парковой зоне и число которых временами доходит до 100 голов .