Меттерних-Виннебург, Карл Генрих фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Карл Генрих Гра́ун ( нем. Carl Heinrich Graun ; 7 мая 1704 , Варенбрюк — 8 августа 1759 , Берлин ) — немецкий композитор .
Сын сборщика налогов из Бранденбурга , Граун вырос в музыкальном окружении: композиторами стали и два его старших брата, и Иоганн Готлиб Граун . Ребёнком Карл Генрих пел в хоре дрезденской церкви Кройцкирхе , затем учился композиции у . Одновременно в 1718 — 1719 гг. Граун учился в Дрезденском университете. В Дрездене были написаны два первых цикла кантат Грауна (не сохранились).
В 1724 году Граун получил место придворного певца (тенора) при дворе герцога Брауншвейг-Люнебургского Августа Вильгельма. В Брауншвейге под патронатом капельмейстера он начал пробовать свои силы как дирижёр и в 1731 году занял должность вице-капельмейстера. В 1733 году была поставлена его первая опера.
В 1735 году Граун перебрался в Берлин и поступил на службу в капеллу кронпринца Пруссии Фридриха, будущего короля Фридриха II . По восшествии Фридриха на престол в 1740 году Граун занял пост его капельмейстера , на котором оставался до конца жизни. 7 декабря 1742 года оперой Грауна «Цезарь и Клеопатра» открылся Королевский оперный театр в Берлине . Выступая в театрах Рима , Неаполя , Флоренции и других, он снискал высокую оценку как исполнитель главных теноровых партий в операх итальянских композиторов.
В общей сложности Грауном написано 28 опер, в том числе крупномасштабных, для карнавала или по случаю дня рождения царствующих особ. Сверх того, ему принадлежит ряд духовных сочинений, в том числе страстная оратория «Смерть Иисуса» ( нем. Der Tod Jesu ).
В. В. Набоков , в своей автобиографической книге « Другие берега » причисляя Грауна к своим дальним предкам , писал про него: «… талантливый карьерист, автор известной оратории „Смерть Иисуса“, считавшейся современными ему немцами непревзойденной, и помощник Фридриха Великого в писании опер, изображён с другими приближенными (среди них — Вольтер ) слушающим королевскую флейту, на пресловутой картине Менцеля , которая преследовала меня, эмигранта, из одного берлинского пансиона в другой. В молодости Граун обладал замечательным тенором; однажды, выступая в какой-то опере, написанной брауншвейгским капельмейстером Шурманом, он на премьере заменил не нравившиеся ему места ариями собственного сочинения. Только тут чувствую какую-то вспышку родства между мной и этим благополучным музыкальным деятелем» .