Interested Article - Соната
- 2021-07-06
- 2
Сона́та ( итал. sonata — звучащая , от sonare , совр. suonare — звучать) — произведение академической музыки для одного или нескольких музыкальных инструментов, тяготеющее к формальной структуре, получившей название сонатной формы . Название возникло в конце XVI века для противопоставления инструментальной музыки музыке с участием человеческого голоса и к концу XVIII века закрепилось за инструментальными сочинениями определённого состава (обычно один или два инструмента) и формального построения .
Краткая характеристика
Соната состоит из трех частей. Классическая (самая общая) схема сонаты такова: первая часть обычно быстрая, написанная в форме сонатного аллегро, то есть с определенным типом развития музыкального материала и соотношения тем; вторая, наоборот, выдержана в медленном темпе; ей на смену приходит заключительная часть (конец), которой присущ быстрый темп. Однако встречается много исключений из этого правила: например, из десяти сонат Скрябина ни одна не является трехчастной.
От сюиты соната отличается тесной взаимосвязью частей, которые, однако, построены по принципу контраста (конфликтности), как и музыкальный материал сонатного аллегро.
Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес кантате ( итал. cantare — петь), обозначал любую инструментальную музыку , а также вокальный мотет , переложенный для инструментального исполнения. В это время сонаты исполнялись полифонически , например, трио-соната для скрипки или флейты , виолы да гамба и клавесина .
В XVII веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные (в которых преобладал контрапунктический стиль, исполнялись на богослужениях ) и камерные сонаты (состояли из прелюдий , ариозо , танцев , написанных в разных тональностях , исполнялись на концертах одним или двумя инструментами). Наиболее известный композитор этого времени — Арканджело Корелли .
Эпоху в инструментальном творчестве составили сонаты Доменико Скарлатти , Йозефа Гайдна , Вольфганга Амадея Моцарта , Людвига ван Бетховена , более поздних Франца Шуберта , Роберта Шумана , Фредерика Шопена . Замечательны по своим художественным достоинствам сонаты русских и советских композиторов : Сергея Рахманинова , А. Н. Скрябина , Н. К. Метнера , Н. Я. Мясковского , С. С. Прокофьева и других.
Георг Фридрих Гендель и особенно Иоганн Себастьян Бах сделали огромный вклад в написание сонат и применение для них фортепиано. Гайдн, Моцарт и Муцио Клементи подготовили, а Бетховен произвёл переход сонат от размеров сжатых и небольших произведений до масштабных симфоний . Со временем музыкальный язык, принципы построения и содержание становятся в них все более сложными и разнообразными.
Строение сонатного цикла
-
-
Экспозиции
— завязки, определения начальных
тем
. Экспозиция состоит из четырех партий:
- Главная партия написана в главной тональности.
- Связующая партия обеспечивает переход от главной партии к побочной.
- Побочная партия составляет контраст с главной. В классицизме есть два правила о тональности побочной партии: если главная партия написана в мажоре, то побочная партия должна быть написана в тональности доминанты (V ступени) главной тональности (например-до мажор-соль мажор); если главная партия написана в миноре, то побочная партия должна быть написана в параллельном мажоре (например-до минор-ми бемоль мажор).
- Заключительная партия завершает экспозицию
- Разработки — конфликта, дробления тем на мотивы и взаимодействия
- Репризы — формирования вывода. Реприза имеет такое же строение, как и экспозиция, но только все партии написаны в главной тональности.
- Коды (при наличии) — итога;
-
Экспозиции
— завязки, определения начальных
тем
. Экспозиция состоит из четырех партий:
- II часть — в медленном темпе (adagio), либо сонатная форма без разработки , либо сложная трёхчастная форма (в прошлом в простейшей форме рондо );
- III часть — менуэт , введённый Гайдном, или скерцо , введённое Бетховеном, в форме песни с трио ;
- IV часть — финал , используется в более сложной форме рондо, сонатной или в рондо-сонатной , реже вариационной форме.
В сонатах Шопена медленная часть и скерцо меняются местами. Ференц Лист создает одночастные сонаты типа музыкальной поэмы (соната «По прочтении Данте»). В их основе лежит очень широко развитая сонатная форма с многими темами, их преобразованиями и контрастными эпизодами .
Сонатная форма применяется в основном в первых частях сонатно-симфонических циклов (этот тип формы принято называть формой сонатного allegro , благодаря устойчивому жанру быстрой первой части композиторов-классиков), реже — в финалах и медленных частях. Также в сонатной форме могут быть написаны одночастные произведения (особенное распространение они получили в эпоху романтизма ): баллады , и т. п.
Предполагаемое использование
Сонатная форма встречается не только в сонатах для фортепиано или для фортепиано и скрипки ( альта , виолончели или контрабаса ), но и в трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Сонатная форма, кроме инструментальных соло , дуэтов и трио , также встречается в квартетах , квинтетах , , септетах , октетах , нонетах и для струнных инструментов , для фортепиано со струнными инструментами, для струнных инструментов с духовыми инструментами . Все эти сочинения относятся к области камерной музыки. Соната применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а также в симфониях. Йохан Кунау (первая половина XVIII века ) вводил в сонаты поэтический программный элемент. Значительное развитие у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Иоганнеса Брамса получила соната-дуэт для сольного инструмента (скрипки, виолончели, кларнета , валторны ) и фортепиано .
Несколько известных сонат
- Соната для фортепиано № 11 ля мажор K. 331 , Вольфганга Амадея Моцарта , — оканчивающаяся рондо «Турецкий марш» ( 1783 );
- Соната для фортепиано № 8 до минор, op. 13 («Патетическая») Людвига ван Бетховена ( 1799 );
- Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27, № 2 («Лунная») Бетховена ( 1800 - 1801 );
- Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор, op. 47 («Крейцерова») Бетховена ( 1802 );
- Соната для фортепиано № 21 до мажор, op. 53 («Вальдштейновская» или «Аврора») Бетховена ( 1805 );
- Соната для фортепиано № 23 фа минор, op. 57 («Аппассионата») Бетховена ( 1807 );
- Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35 Фредерика Шопена ( );
- Соната для фортепиано си-минор S.178 Лист, Ференц ( - );
- Соната № 7 для фортепиано си-бемоль мажор, ор. 83 Сергея Сергеевича Прокофьева (1942);
- Соната № 8 для фортепиано си-бемоль мажор, ор. 84 Сергея Сергеевича Прокофьева (1944).
См. также
- Сонатная форма
- Сонатина — маленькая соната (отсутствует разработка).
- Трио-соната
Примечания
- : [ 9 июля 2021 ] / Е. В. Щербаков // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 698. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5 .
- ↑ . Дата обращения: 25 марта 2010. 9 февраля 2013 года.
Литература
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-07-06
- 2