Interested Article - Генерал-бас
- 2021-02-17
- 1
Генера́л-бас ( нем. Generalbaß , букв. «общий бас»), ба́ссо конти́нуо ( итал. basso continuo — «непрерывный бас») , цифрованный бас ( итал. basso numerato ) — басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия — интервалы и аккорды ), на основе которых исполнитель строит (в известной мере импровизирует ) аккомпанемент .
История
Генерал-бас окончательно сложился в итальянской музыке конца XVI века. Термин (в форме basso continuato ) впервые отмечается в предисловии к сочинению Э. Кавальери «Представление о душе и теле» (1600) . Получил всеобщее распространение в гомофонной и полифонической музыке XVII — середины XVIII веков, особенно в эпоху барокко . Начиная с венской классической школы , ограничившей масштаб исполнительского «волюнтаризма», генерал-бас вышел из композиторской практики.
Учебники «о генерал-басе» XVIII—XIX веков излагали практическое учение о (мажорно-минорной) гармонии (практический курс гармонии).
В XX веке генерал-бас возродился в виде «цифровки», то есть сокращённой записи аккомпанемента в джазовой и эстрадной музыке в виде стандартных буквенно-цифровых обозначений основных аккордов и созвучий.
Интерпретация цифрованного basso continuo в англоязычной литературе XX—XXI вв. называется «реализацией» ( англ. realization ). Реализация может быть выписана (композитором или музыкальным редактором) в нотах, по которым затем играет исполнитель (известны реализации собственных сочинений А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя и других барочных композиторов). Опытные исполнители способны реализовать basso continuo в реальном времени; в таком случае говорят об « импровизации » basso continuo.
См. также
Примечания
- .
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Катунян М. Нотация бассо континуо… с. 69 (см. полное библиографическое описание ниже).
Литература
- // Большая российская энциклопедия. Том 6. — М. , 2006. — С. 540.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 1. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Стб. 958—962.
- // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
- // Большая российская энциклопедия. Том 3. — М. , 2005. — С. 94.
- Катунян М. И. Нотация бассо континуо: текст и контекст (к истории барочной композиции) // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире. М., 1997, с. 63—80.
- Johann Sebastian Bach: Vorschriften und Grundsätze zum vierstimmigen Spielen des General-Bass oder Accompagnement für seine Scholaren in der Music. Leipzig 1738; пер. на англ.: J. S. Bach’s Precepts and principles for playing the thorough-bass or accompanying in four parts. Translated with facsimiles, introduction and explanatory notes by Pamela L. Poulin. Oxford, 1994. ISBN 0-19-816225-1 .
- Albrechtsberger J.G. Sämmtliche Schriften über Generalbaß, Harmonie-Lehre und Tonsetzkunst. 3 Bände. 2. sorgfältig revidierte Auflage. Wien: Haslinger, 1837.
- Riemann H. Anleitung zum Generalbaß-Spielen. Handbuch des Generalbass-Spiels 3. Aufl. Leipzig, 1909.
- Freiberg I. Der frühe italienische Generalbass dargestellt anhand der Quellen von 1595 bis 1655. 2 Bände (Bd 1: Traktate und Vorworte; Bd. 2: Notenbeispiele). Hildesheim: Olms, 2004. ISBN 3-487-12689-3 (Bd. 1), ISBN 3-487-12690-7 (Bd. 2).
- Thorough bass // Jackson R. Performance practice. N.Y.: Routledge, 2005, p. 389—395.
- 2021-02-17
- 1