Музыкальное произведение
- 1 year ago
- 0
- 0
«Музыкальное приношение» ( нем. Das Musikalische Opfer ), BWV 1079, — это цикл канонов , фуг и других музыкальных произведений , написанных И. С. Бахом , основанных на теме , продиктованной Баху прусским королём Фридрихом II , и посвящённых ему. Поскольку инструментовка почти нигде не указана Бахом, сегодня этот цикл можно услышать исполненным на самых разных инструментах.
История создания цикла началась в день встречи Баха с прусским королём Фридрихом II 7 мая 1747 года . Сын Баха, Карл Филипп Эммануил , с 1740 года работал клавесинистом в капелле короля, и через него Фридрих передал приглашение Иоганну Себастьяну. Как только Бах приехал, король сразу позвал его в потсдамский дворец, отменив концерт (он играл на флейте ). Во время встречи Баху была показана новинка, пианофорте Зильбермана — ранняя разновидность фортепиано . У короля имелось несколько экземпляров этого инструмента. Бах, переходя из комнаты в комнату, импровизировал на них, а затем, желая удивить короля, попросил дать ему тему, чтобы тут же сочинить на неё фугу. Фридрих дал ему следующую тему (впоследствии названную королевской , или ( лат. ) Thema Regium ):
Получив тему, Бах незамедлительно сочинил на неё трёхголосную фугу. На просьбу сочинить шестиголосную фугу на ту же тему Бах ответил, что не всякая тема подходит для такой цели, и предложил свою тему . Однако позже он всё-таки исполнил и это желание короля.
Два месяца спустя Бах опубликовал цикл произведений на «Королевскую тему», который сейчас известен как «Музыкальное приношение». Бах озаглавил цикл так: « R egis I ussu C antio E t R eliqua C anonica A rte R esoluta» (данная повелением короля тема и прочее, исполненное в каноническом роде) — акростих , первые буквы которого образуют слово ричеркар (старинное название фуги).
В окончательном виде «Музыкальное приношение» состоит из:
Исключая трио-сонату, написанную для флейты, скрипки и генерал-баса , в пьесах стоит мало указаний относительно инструментов, на которых их предполагается исполнять.
Обычно ричеркары и каноны играются следующим образом: ричеркары исполняются на клавишных инструментах , разными группами инструментов камерного ансамбля, в то время как каноны исполняются инструментами трио-сонаты. Но известны записи этого произведения на одном инструменте (фортепиано, клавесин ) или, наоборот, в оркестрованном варианте.
В современном исполнении порядок следования пьес обычно таков: трёхголосный ричеркар — 6 канонов — каноническая фуга — шестиголосный ричеркар — 2 канона — трио-соната — канон.
В оригинале некоторые каноны из «Музыкального приношения» представлены не более чем короткой одноголосной мелодией размером в несколько тактов, сопровождаемой более или менее загадочной фразой на латыни. Эти части произведения иногда называют загадочными канонами . Исполнитель должен разгадать загадку, правильно проинтерпретировав мелодию с надписью как многоголосное произведение. Было показано, что у некоторых загадок имеется не одно решение, хотя сегодня обычно публикуются более или менее стандартные решения, так что исполнитель может просто играть, не задумываясь о загадках автора.
Один из этих загадочных канонов, «in augmentationem» (то есть с увеличением длительности нот), подписан «Notulis crescentibus crescat Fortuna Regis» (пусть удача короля увеличится, как эти ноты), а модулирующий канон, заканчивающийся на тон выше, чем он начинался, надписан «Ascendenteque Modulatione ascendat Gloria Regis» (и пусть слава короля растёт по мере того как восходит модуляция ). О том, как Фридрих воспринял посвящённое ему произведение, играл ли он его и пытался ли разгадать хоть одну загадку, мало что известно.
«Ричеркар на 6 голосов» сам по себе был многократно аранжирован, наиболее известна аранжировка Антона Веберна , который в 1935 году представил версию для небольшого оркестра , известную своим стилем (все мелодические линии передавались от инструмента к инструменту после каждых нескольких нот, так что каждая нота получала свой тембровый оттенок). Одночастный концерт ( Offertorium ) С. Губайдулиной для скрипки с оркестром также основан на теме прусского короля (первое исполнение в первой редакции в 1981 году) .