Interested Article - Язычество

Идолы , Николай Рерих , 1901

Язы́чество (от др.-рус. ꙗзычьникъ , ст.‑слав. ѩзычьникъ ) — термин христианского богословия , относящийся к неавраамическим религиям; в исторической литературе часто используется в отношении политеистических дохристианских, доиудейских и доисламских верований. В настоящее время обычно заменяется нейтральными внеконфессиональными терминами, такими как этническая религия . Применяется в качестве самоназвания некоторых новых религиозных движений ( неоязычество ) .

Этимология

Термины др.-рус. ꙗзычьникъ , ст.‑слав. ѩзычьникъ представляют собой церковнославянские производные от ѩзычьнъ , прилагательное от ѩзыкъ , «народ», «племя» — калька греч. ἐθνικός

Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий» .

Связанное по смыслу рус. пога́ный «нечистый, грязный» имеет ряд соответствий в других славянских языках : укр. пога́ний «плохой», др.-русск. поганъ «языческий», ст.-слав. поганъ (в значениях «варвар», «палач», «народ»), поганыни «язычница», болг. пога́нец «язычник, нечестивец», сербохорв. по̀ган «нечистый», словен. роgа̑n «нечистый», чеш., слвц. роhаn «язычник», др.-польск. роgаn, польск. poganin, в.-луж. роhаn — то же. Славянский термин проник в балтские языки : лит. pagõnas, лтш. pagãns «язычник», др.-прусск. вин. мн. роgаnаns. Славянское слово заимствовано из лат. pāgānus «сельский, языческий»: pāgus «округ». По причине отличий в значении и географическом распространении посредство нов.-греч. παγανός «мужицкий» отвергается, вопреки Соболевскому и Максу Фасмеру .

Термин язычество соответствует различным производным терминам от лат. paganus (сельский) в романских и германских языках, которые получили значение «нехристианский» в Западной Римской империи с конца IV — начала V века. На востоке христианского мира использовался греч. термин ῞Ἕλληνες (эллинский) .

В христианском богословии

Термин язычество происходит из славянского перевода Нового завета , в котором под язычниками ( церк.-слав. ꙗзыцы ) понимались народы, противопоставляемые ранним христианским общинам .

Языческими христиане исторически именовали народы, которые, согласно христианским представлениям, отошли от почитания Бога-Творца к поклонению твари (сотворённому). В рамках такого понимания, иудаизм и ислам язычеством не считаются, прочие христианские направления рассматриваются как секты, а все остальные религии могут называться язычеством, в том числе индуизм и буддизм . В отношении ислама и иудаизма термин язычество применялся только отдельными богословами и широкого признания не получил .

В исламском богословии

В исламе язычество и политеизм называют ширком ( араб. ‎) — придание Аллаху сотоварища, а носителей ширка — мушриками. Поклонение другим божествам, а также предметам и людям в исламе — тяжелейший грех (кабира), неверие (куфр) .

В научной литературе

Если основываться на этимологии слова, термин «язычество» равнозначен таким понятиям, как « этническая религия » или «племенной культ». Российская дореволюционная наука, обращаясь к проблематике славянских дохристианских верований , отдавала предпочтение этому термину, его использовали крупнейшие российские историки, этнографы и филологи XIX — начала XX веков ( И. И. Срезневский , 1846, 1848; Д. О. Шеппинг , 1849; Н. С. Тихонравов , 1862; А. А. Котляревский , 1868; А. А. Потебня , 1989; Е. В. Аничков , 1914; Н. М. Гальковский , 1916). Под славянским или русским язычеством российские исследователи этого периода понимали религиозно-мифологические представления и формы их выражения, присущие славянам дохристианского периода .

В ранний советский период исследования религии, и, в частности, славянского язычества, были свёрнуты. По этой причине в науке термин «язычество» стал употребляться редко и мог подвергаться жёсткой критике. Так, этнограф С. А. Токарев писал, что этому термину место «лишь в церковно-миссионерской литературе, а никак не в научной», «за неимением лучшего» предлагая заменить его термином «племенные культы». Слово «язычество» вновь было введено в советский научный оборот Б. А. Рыбаковым (1981, 1987) . Признавая «расплывчатость и неопределённость» этого термина, он видел преимущество его применения именно в полисемантичности .

В отношении верований населения Киевской Руси накануне Крещения , термин «язычество» активно применяется российскими учёными до настоящего времени (М. А. Васильев, 1999; Н. И. Толстой , 2003; Л. С. Клейн , 2004; А. В. Карпов, 2008 и др.) . Однако и в современной научной исторической литературе употребление термина «язычество» может рассматриваться как спорное, как ввиду негативной коннотации (в частности, по аргументу С. А. Токарева), так и по причине, что применение термина к славянским верованиям прямо противоположно первоначальному смыслу слова «языческий» как «иноземный» .

С. М. Толстой в этнолингвистическом словаре « Славянские древности » понятие «язычество» в отношении славян определяется как «реконструируемая по данным языка, фольклора , обрядов , обычаев и верований славян система дохристианских представлений о мире и человеке, основанная на мифологии и магии » .

Неоязычество

Религиоведы A. B. Гайдуков и Е. Ю. Скачкова писали, что в современной науке не существует единого определения религиозного направления, именуемого неоязычеством . « Британская энциклопедия религий мира» (2006) определяет неоязычество (Neo-paganism) как «любое из духовных движений, пытающихся возродить древние политеистические религии Европы и Ближнего Востока», которое в отличие от ритуальной магии и современного колдовства, стремится к возрождению подлинного пантеона и обрядов древних культур, часто с помощью эклектики и реконструкции . Маркус Давидсен ( Лейденский университет ) считает, что термин неоязычество (современное язычество) относится к широкому религиозному движению, включающему викку , неодруидизм , Heathenry и ряд других направлений, которые возникли в 1950-е годы . А. В. Гайдуков определяет неоязычество как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые в своей деятельности обращаются к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимаются их возрождением и реконструкцией» . Цель данных конструкций или реконструкций может быть разной, религиозной или политической .

Примечания

  1. , с. 551.
  2. , с. 656.
  3. , с. 468.
  4. , с. 294.
  5. .
  6. , с. 43.
  7. , с. 300.
  8. , с. 13.
  9. , с. 616.
  10. , с. 84.
  11. , pp. 794—795.
  12. , pp. 183—199.
  13. .
  14. .

Литература

Неоязычество

  • Бесков А. А. // Colloquium heptaplomeres : научный альманах / Научно-исследовательской лаборатория «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы». Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина . — Н. Новгород : НГПУ , 2014. — № 1. Язычество в XX—XXI веках : российский и европейский контекст . — С. 11—23 .
  • Гайдуков A. B. / дисс. … канд. филос. наук : 09.00.06. — СПб. : РГПУ имени А. И. Герцена , 2000b. — 164 с.
  • Гайдуков A. B. // Язычество в современной России : опыт междисциплинарного исследования / под ред. Р. В. Шиженского . — Нижний Новгород: Мининский университет , Типография Поволжье, 2016. — С. 24—46.
  • Гайдуков A. B. // Colloquium heptaplomeres : научный альманах / Научно-исследовательской лаборатория «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы». Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина . — Н. Новгород : НГПУ , 2016б. — № 3 . — С. 43—47 .
  • Гайдуков A. B. , Скачкова Е. Ю. // Социология религии в обществе позднего модерна. — 2021. — № 10 . — С. 83—89 .
  • Davidsen, M. A. (2012). "What is Wrong with Pagan Studies? A Review Essay on the Handbook of Contemporary Paganism". Method and Theory in the Study of Religion . Leiden: Brill (24): 183—199.
  • Neo-paganism // Britannica Encyclopedia of World Religions. — 2006. — P. 794—795.

Ссылки

Источник —

Same as Язычество