Interested Article - Галантный век

Галантная сцена работы О. Фрагонара

«Гала́нтный век» ( фр. Fêtes galantes , буквально «галантные празднества») — условное обозначение периода Ancien Régime , который пришёл на смену « великому веку » Людовика XIV . Охватывает временной отрезок с 1715 по 1770-е годы, то есть всё время правления Людовика XV . Некоторые авторы продлевают его до самого начала Великой Французской революции (1789). Понятие «Галантный век» используется в художественной и популярной исторической литературе, в работах по и истории костюма. Близкое понятие истории искусств: Галантная сцена .

Отличительные черты

  1. Расцвет абсолютизма .
  2. Фаворитизм , могущество официальных фавориток (и фаворитов).
  3. Обособленность королевского ( императорского ) двора от остального населения.
  4. Культ наслаждений как основной жизненный принцип.
  5. Развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений.
  6. Галантность как основа взаимоотношений мужчины и женщины. Это понятие включало в себя такие резко противоположные тенденции, как провозглашение женщины «богиней» и «властительницей дум», и, с другой стороны, — использование её же в качестве бесправного объекта, «орудия» для получения удовольствий.
  7. Общеевропейская галломания , признание за Францией , а точнее — за Версальским двором, абсолютного приоритета в области искусств, моды, а также — образования и воспитания личности.

Галантность

«Общество в парке». Работа Ж. Ф. де Труа

Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего, к отношениям мужчины и женщины из аристократической (главным образом, придворной) среды. Галантность в переводе с французского языка означает изысканную вежливость , чрезвычайную обходительность.

В XVII XVIII веках под галантностью подразумевалась не только крайняя степень уважения к женщине, но и поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов. Однако между средневековой куртуазностью и галантностью придворного франта была существенная разница: последний был не обязан совершать подвиги во имя Дамы. Рыцарские турниры тоже стали достоянием истории. Вместе с тем, как и в Средние века , женщина оставалась фактически бесправной, а её благополучие полностью зависело от мужчины .

Образцом для подражания, разумеется, выступал правитель — король , курфюрст , герцог , непременно уподоблявшийся Богу . Считалось хорошим тоном содержать фаворитку , давать в её честь балы , концерты и маскарады.

Ряд исследователей видят в этой системе «выродившийся средневековый культ Прекрасной Дамы». Основа галантных отношений — изысканный флирт , зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: « язык вееров », « язык мушек », « язык цветов ».

На содержание дворов «галантные» европейские монархи тратили больше средств, чем даже на военные расходы (и это в условиях частых войн XVII XVIII веков ). Редкое исключение составляли правители Пруссии , Австрии и Российской Империи (см. Священный союз ).

Постепенно термин «галантность» распространился на стиль жизни в целом. «Галантным» признавался человек, чьи манеры, речь и костюм были безукоризненны, чьи познания говорили об интересе к наукам и искусствам . Следуя этому постулату, дети из аристократической среды получали разностороннее, но поверхностное образование. «Галантный кавалер» и «галантная дама» продумывали каждый свой жест, взгляд, слово до мелочей. Впоследствии этот стиль жизни послужил основой для дендизма .

Единственный в Европе журнал , посвящённый моде и стилю, назывался «Галантный Меркурий», в живописи возник целый жанр — « галантная сцена », на подмостках ставились «галантные балеты ».

Психология Галантного века

«Поцелуй украдкой». Работа О.Фрагонара
Елизавета Петровна в мужском костюме

Главной психологической особенностью человека Галантного века была инфантильность . Он не просто боялся старости — он не хотел взрослеть. Постоянное желание праздника, отсутствие продуктивной деятельности, жажда ежедневных перемен, осознание возможности жить за счёт других — это норма именно детского поведения . Недаром одно из любимых слов Галантной Эпохи — каприз, то есть детская на неудовлетворённую потребность .

Главный враг человека Галантного века — скука. Ради её преодоления он готов на всё: маркиза де Помпадур учреждает для Людовика XV так называемый « Олений парк » — место встреч короля с юными девушками. Анна Иоанновна устраивает свадьбу шутов в Ледяном доме . Человек Галантной Эпохи, как и ребёнок, жил сегодняшним днём: « после нас хоть потоп! ».

В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша — «превращается» в девушку, служанка — в госпожу… и так далее. Екатерина II в своих мемуарах даёт описание маскарадов при дворе Елизаветы Петровны , во время которых мужчины облачались в женское платье, а женщины — в мужское. Ещё одно излюбленное слово Галантного века — игра. То есть человек не жил, а, можно сказать, играл в жизнь.

Психологи отмечают, что подобный инфантилизм характерен для людей, испытывающих страх перед ответственностью и перед принятием волевых решений. В условиях абсолютизма такое поведение аристократии вполне объяснимо: от королевского каприза зависела не только их карьера, но, зачастую, и жизнь. Вместе с тем, монарх был единственным защитником и покровителем аристократа, своеобразным «отцом», которому дозволено карать, но и до́лжно опекать. В этом можно видеть отголоски средневековой системы сюзеренитета вассалитета .

Эстетический идеал Галантного века

Людовик XV
Придворная дама

Эталон красоты на протяжении 130 лет постоянно менялся, однако, можно проследить одну неизменную тенденцию: красивым признаётся утончённый сибарит . Этот «идеал» мог быть величественным и стройным, как в барочную эпоху Людовика XIV, а мог иметь хрупкое, и, вместе с тем, пухлое тело — во вкусе рококо , но смысл всё равно сводится к тому, что это — красота человека, не знающего никакого труда. Тренированность, загар, грубые черты лица считались неприемлемыми даже для мужчины, ибо это — черты презираемого труженика .

Человек Галантного века спокойно относился к отсутствию у него природной красоты. «Красивая внешность — лишь игра случая» — цитата из эпистолярного романа « Опасные связи » в полной мере отражает общественное мнение. Красота вполне достижима при помощи румян, пудры, мушек , парика и корсета . Существовали даже «накладные икры» для мужчин, а некоторые дамы клали специальные шарики за щёки для придания лицам округлости.

В женщине ценится не «холодная» красота, не правильные черты лица, а пикантность: осиная талия , узкие бёдра, маленькие ступни, круглое лицо. Женщина Галантного века должна была напоминать изящную статуэтку.

Стремление к необременительным наслаждениям, к постоянному празднику жизни породили культ «вечной» молодости. В результате, благодаря активному использованию декоративной косметики, все казались примерно одного возраста. Портреты Галантного века практически не дают нам представления о пожилых людях .

Постепенно происходила и феминизация облика мужчины. В арсенале придворного кавалера — яркая косметика , а пудреный парик и обилие кружев ещё больше подчёркивали женственность образа. Подчас мужской туалет превосходил по своей роскоши и стоимости женский .

В результате, внешне все были не только одного возраста, но как бы и «одного пола». Эта своеобразная унисекс — мода сделала возможным появление такого феномена, как знаменитый кавалер де Эон , чья половая принадлежность до сих пор является предметом исследовательских споров.

Мода галантного века

Искажение естественных линий тела при помощи костюма

Никогда костюм аристократии не был столь красив и живописен, как в эту эпоху. Мода Галантного века — это рафинированность и максимальная неестественность. Костюм не подчёркивает, а, скорее, искажает естественные линии тела. Силуэт эпохи — два «треугольника», вершины которых соединены в области талии. Основа «галантной» эстетики — корсет (его носили не только женщины, но и многие мужчины). Он зрительно сужает талию, расширяет плечи и делает спину идеально прямой. Одеяние многослойно и состоит из большого количества деталей, создающих единый образ. Костюм Галантного века — это одежда, словно специально созданная для праздности. Кружевные манжеты, почти полностью скрывающие кисти рук, высокие каблуки, пышные жабо , узкие камзолы и штаны- кюлоты не дают возможности даже для энергичного движения. Основная особенность женской моды этого периода — женственность и подчёркнутый эротизм .

Галантный век и «Мир искусства»

К.Сомов «Книга Маркизы»

Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике барокко и рококо , к образам времён Людовика XIV , к навсегда ушедшей галантной эпохе. Это было связано с естественным желанием человека (и прежде всего — художника) найти в привлекательных картинах прошлого успокоение от всё ускоряющегося ритма жизни.

Художники объединения « Мир искусства » — Константин Сомов , Евгений Лансере и Александр Бенуа создают сказочный, и, вместе с тем, печальный образ Галантного века. В их картинах ощущается грусть людей, знающих судьбу Марии-Антуанетты и её утончённых придворных. «Версальская» серия Бенуа, « Книга Маркизы » Сомова, ретроспективно-стилизаторские работы Лансере не преследовали задачи реконструировать прошлое — это был взгляд человека XX столетия на яркий и беспечный мир балов и любовных приключений.

Картины «мирискуссников» выдают крайне идеализированное представление об эпохе, но от этого не становятся менее значимыми для искусства.

Среди поэтов также наблюдается «возврат» к образам Галантного века. Наибольший интерес представляют ироничные стихи Николая Агнивцева .

Галантный век в кинематографе

Обращение к образам Галантного века произошло ещё в эпоху немого кино . В прокате появились многочисленные экранизации, повествующие о жизни Казановы , Марии-Антуанетты , Людовика XV и его фавориток. Примечателен кинофильм « », в котором снялись звёзды немого кино — Эмиль Яннингс и Пола Негри .

В довоенном кино интересны работы « » в главной роли с Нормой Ширер ( США ) и « » с Марикой Рёкк ( Германия ), « Кровавая императрица » с Марлен Дитрих в роли Екатерины II ( США ).

В 1960 -е годы наметился всплеск интереса к костюмным мелодрамам . На экраны выходит знаменитая « Анжелика » с Мишель Мерсье в роли блистательной красавицы Версальского двора — Анжелики де Сансе.

Настоящим шедевром признана кинолента Феллини — « Казанова » ( 1976 ).

В 1988 году на экраны вышла добротно сделанная голливудская экранизация « Опасные связи ». В фильме были задействованы звёзды кино — Джон Малкович и Мишель Пфайффер . В этой киноленте снялась и восемнадцатилетняя Ума Турман .

Из отечественных кинокартин наибольший интерес представляет кинотрилогия Светланы Дружининой — « Гардемарины ».

За редким исключением, фильмы, отображающие реалии Галантного века, искажают историческую правду, максимально идеализируют события.

Примечания

  1. , с. 77.
  2. , с. 27, 61.
  3. С. Е. Кургинян от 2 марта 2022 на Wayback Machine
  4. , с. 82—83.
  5. , с. 89.
  6. , с. 157.
  7. , с. 111—164.

Литература

  • Эдуард Фукс. Галантный век // Иллюстрированная история нравов / Пер. с нем. В. М. Фриче . — М. : Республика , 1994. — 479 с. — 51 000 экз. ISBN 5-250-02359-2 .
  • Шоссинан-Ногаре Г. [web.archive.org/web/20070224160349/ Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей]. — 2003.
  • Жорж Ленотр. Версаль при королях. — М. , 2003.
  • Альфред Зимерау, Пауль Цайдлер. Великие куртизанки. — М. , 1992.
  • Нэнси Митфорд. Мадам де Помпадур. — М. , 1998.
  • Филипп Боссан. Людовик XIV. Король-артист. — М. , 2003.
  • Мария Мерцалова. История костюма. — М.-Спб, 1999.
  • Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. — М. , 2006.
Источник —

Same as Галантный век