Бренц, Анатолий Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Анатолий Дмитриевич Смиранин ( 11 ( 23 ) декабря 1892 — 15 февраля 1971 ) — российский и советский актёр , режиссёр , народный артист Грузинской ССР ( 1946 ).
Родился в Одессе 11 (23) декабря 1892 года, в царствование Александра III . Мальчишкой-юнгой на корабле своего отца-капитана обошёл множество портовых городов Средиземноморья . Гимназистом в 1905 году со своей матерью спасал соседей- евреев во время черносотенных погромов в Одессе. Окончил 5-ю одесскую гимназию в 1909 году. Мальчишками с будущим писателем Валентином Катаевым плавали по одесским лиманам и читали друг другу стихи.
Вопреки воле отца бросил юридический факультет Одесского университета, в 1910 году пришёл на театральную сцену и оставался артистом до последнего дня. Пережил три русских революции, две мировых войны. На первой , уйдя на фронт добровольцем, чуть не погиб. В своей жизни встречался, дружил, работал с интереснейшими людьми своей эпохи и получал их признание.
В 1919 году в Ялте снимался на одной площадке с Иваном Мозжухиным , Натальей Лисенко , Ваграмом Папазяном , с которым дружил долгие годы.
В 1917 – 1919 годах — в товариществе «Русской драмы» ( Одесса ). В 1920 – 1922 — в театре Политуправления Морских сил. В 1922 году в Батуми срочно вводится в спектакль великих русских трагиков братьев Адельгейм и после спектакля принимает слова благодарности, а на последовавшем вскоре собственном бенефисе — их слова признания. Играл с Александром Южиным , гастролировавшим по югу России, в роли Шейлока.
В 1922 – 1936 — в театрах Сухуми , Батуми , Краснодара , Ростова-на-Дону , Саратова . С 1936 года — в Театре им. Грибоедова ( Тбилиси ).
Анатолий Смиранин считал своими учителями Николая Собольщикова-Самарина , у которого работал в начале 1920-х в Одессе , Бориса Глаголина , с которым гастролировал в середине 1920-х годов, и Ивана Слонова , с которым служил в Саратовском театре драмы . В 1928 году , снимаясь на одесской кинофабрике ВУФКУ, он подружился с Александром Довженко , который стал частым гостем в его доме. В 1929 году на гастролях в Харькове встретился с видевшим его в спектакле Мейерхольдом по поводу исполнения роли Кирсанова в планировавшейся Всеволодом Эмильевичем постановке фильма « Отцы и дети ».
С 1929 года , работая в ростовском драматическом театре, Анатолий Смиранин получает от Таирова , приезжавшего в Ростов-на-Дону на постановку, приглашение в московский Камерный театр , от Евсея Любимова-Ланского — в возглавляемый им МГСПС , а Юрий Завадский , приехавший в Ростов-на-Дону и формирующий коллектив Большого драматического театра им. Горького , приглашает его в свою труппу. Болезнь и смерть трёхлетней дочери выбили Смиранина из колеи, и душевное равновесие он обрёл только после отъезда на Кавказ в Грузию , откуда ему тоже поступило приглашение.
С 1936 года , служа в Тбилиском русском драматическом театре имени Грибоедова , является ведущим актёром, ставит спектакли. В 1946 году ему присвоено звание народного артиста Грузинской ССР. Играет ведущие роли в спектаклях начинающего свой путь в театре Георгия Товстоногова , а в 1961 году юный Роберт Стуруа , в дипломном спектакле которого он занят, пишет ему восторженную открытку со словами восхищения и благодарности.
Стоял у истоков российского кинематографа. В 1916 году в Москве попал на кинофабрику Ханжонкова , а затем — Ермольева , у которого снимался в Ялте в 1919 году с Иваном Мозжухиным , Натальей Лисенко , Владимиром Стрижевским .
В 1920-е годы снимается на киностудиях ВУФКУ , Межрабпомфильм , в 1940-е и 1950-е — на « Грузия-фильме » и « Арменфильме ». В 1961 году на « Ленфильме » он снимается с молодым Михаилом Козаковым и совсем юной Анастасией Вертинской в ставшем знаменитым впоследствии фильме « Человек-амфибия ». Последний партнёр в кино — тогда ещё молодой Валентин Гафт , с которым Смиранин в последний раз вышел на съёмочную площадку в октябре 1970 года , за четыре месяца до смерти.
Вторая жена — актриса Елена Сергеевна Смиранина (Пирумова). Сын и внук, которых обоих зовут Анатолиями, также стали актёрами.