Interested Article - Аппиани, Андреа

Джова́нни Андре́а Мелькьо́рре Аппиа́ни ( итал. Giovanni Andrea Melchiorre Appiani ; 23 мая 1754 , Милан , Ломбардия 8 ноября 1817 , Милан) — итальянский живописец неоклассического направления. Известен как «Аппиани Старший», в отличие от своего внучатого племянника Андреа Аппиани Младшего (1817—1865), художника исторической живописи из Рима . По фамилии Аппиани известен ещё один итальянский художник, родившийся в Мюнхене и работавший в Германии: Джузеппе (Йозеф Игнац) Аппиани (1706—1787), последователь Якопо Амигони .

Биография и творчество

Андреа Аппиани родился в Милане в семье врача Антонио Аппиани и Марты Марии Ливерты. Крещён в приходе Сан-Карпофоро с именами Джованни, Андреа и Мельхиорре . Отец надеялся сделать из него хорошего врача, но заметив его художественные способности, в 1769 году определил мальчика сначала под руководство «весьма посредственного учителя», а затем в частную школу Карло Мария Джудичи, живописца и скульптора, который пользовался в городе известностью, главным образом благодаря сотрудничеству с Антоном Рафаэлем Менгсом . Два года (1783—1784) Андреа изучал рисунок и копировал гравюры. В годы ученичества Андреа копировал также работы мастеров эпохи Высокого Возрождения , таких как Рафэль Санти и Джулио Романо .

В 1776 году Аппиани продолжил образование в классе фресковой живописи миланской Академии Амброзиана (Accademia Ambrosiana) под руководством Джорджо Антонио де Медичи. Затем он перешел в мастерскую Мартина Кноллера, который обучал его технике фрески и моделирования формы светотенью . Затем Андреа Аппиани перешёл от Кноллера к Джулио Трабаллези. Совершил поездку во Флоренцию и Болонью , где особое внимание обратил на произведения Доменикино . Изучал античную скульптуру и живопись в Риме и Неаполе . Посетив Парму в 1795 году , он познакомился с искусством Корреджо . Постоянно работал в Милане с 1792 года . Среди наиболее известных произведений Аппиани — фрески с изображением четырех евангелистов и Отцов церкви в куполе и пандативах церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Чельсо (1795), а также фреска «Парнас» с изображениями Аполлона и муз для королевской виллы в Милане (ныне в Галерее современного искусства, Милан).

Со смертью отца Андреа Аппиани пережил трудный период, ему пришлось добывать средства к существованию: он создавал декорации и костюмы для театра Ла Скала , украшал кареты с росписями цветами по шёлку. Между 1786 и 1790 годами Аппиани выполнял заказы на декоративные росписи, в частности в соборе и на Королевской вилле Монцы , а также в Палаццо Буска алле Грацие, в Палаццо Литта, в доме Орсини Фалько, в Палаццо Греппи, в Ротонде делле Серре, в которой он выполнил основной цикл фресок «Истории Амура и Психеи» (Storia d’Amore e Psiche) для эрцгерцога Фердинанда Габсбургского .

Между тем, в 1791 году он смог снова посетить Парму, Болонью и Флоренцию в ходе девятимесячного путешествия, после чего прибыл в Рим (где восхищался Рафаэлем и «нежной грацией и прямолинейной простотой» картин Менгса, хранившихся в то время в Библиотеке Ватикана) и, наконец, в Неаполь, где он был впечатлен собранием античной скульптуры из коллекции герцогов Фарнезе .

Андреа Аппиани был членом масонской ложи «Конкордия», основанной в 1783 году Иоганном Йозефом Вильчеком, где он фигурирует в списке членов 1785 года .

Однако слава пришла к художнику только в период Цизальпинской республики . В 1796 году Андреа Аппиани был назначен комиссаром по делам изобразительных искусств. В этой должности он руководил миланской Академией художеств и Пинакотекой Брера . Выполнял заказы Наполеона Бонапарта — писал портреты и аллегории, прославлявшие императора и его маршалов .

Наполеон Бонапарт вошёл в Милан 15 мая 1796 года. Аппиани завоевал его расположение удачным портретом углем и мелом. Бонапарт присвоил художнику звание «высшего уполномоченного» по отбору лучших ломбардско-венецианских произведений искусства для отправки в Париж , в «Музей Наполеона» (позднее: Музей Лувра ). Этой обязанности Аппиани избегал, сославшись на болезнь, охватившей его в Вероне). Наполеон доверил Аппиани оформление газет, патентов, республиканских аллегорий для прокламаций, официальных бумаг и медалей. В следующем году подарил ему дом на Навильо-ди-Сан-Марко. В этот период художник создал значительное количество произведений: фрески с изображением Аллегорий добродетелей и других, посвященных Наполеону, в залах Королевского дворца в Милане, рисунки к памятным медалям, посвящённым событиям наполеоновских войн, картины «Венера и любовь» и «Ринальдо в саду Армиды». Однако самым известным произведением Аппиани этого времени была серия фресок Королевского дворца, кульминацией которых стал «Апофеоз императора», завершённый в 1808 году и воспетый Стендалем , который писал, что «Франция никогда не производила ничего равного». Эта работа уничтожена во время бомбардировки в годы Второй мировой войны . Аппиани писал портреты, исторические композиции, по заказу вице-короля Италии Евгения Богарне создал росписи на Королевской вилле в Милане. Аппиани написал большую картину «Встреча Рахили и Иакова» для церкви в Альцано. В Палаццо Брера есть фреска Аппиани, изображающая Олимп . Академические должности, полученные художником в последние годы, также умножились: в 1802 году он был назначен Генеральным комиссаром изящных искусств, в 1804 году — назначен первым художником вице-короля Италии. В 1807 году Наполеон назначил Аппиани директором Пинакотеки Брера. Он стал членом Академии Брера , кавалером орденов Почётного Легиона и Железной Короны . 28 апреля 1813 года художника внезапно поразил удар. Сказалось напряжение последних лет. Его двигательные способности стали ослабевать, а затем привели к параличу. После падения итальянского Королевства в 1814 году художник остался без содержания. Он провёл остаток своей жизни в миланском доме на Корсо Монфорте. Аппиани умер 8 ноября 1817 года, через два года после заката наполеоновской эпохи. Среди его учеников были Антонио Де Антони, Карло Прайер, и Джузеппе Босси .

Признание

Смерть Андреа Аппиани вызвала единодушные соболезнования, как среди его современников, так и среди учеников, настолько, что его дом в те дни представлял огромное скопление людей . Похороны 10 ноября 1817 года на кладбище Сан-Грегорио за пределами Порта-Венеция в Милане, были торжественными (позднее кладбище было снесено). Итальянский поэт Джованни Берше произнёс на похоронах трогательную речь: «Этот человек, который нас собрал, представляет национальную честь и создаёт энтузиазм восхищения… Инсульт апоплексического удара сломал наши надежды, и этого человека больше нет. Ясность изобретательности, кротость нрава, семейные и общественные добродетели, изысканное искусство, словом, всё то, что делает эту землю более прославленной, всё это — Андреа Аппиани» .

В 1826 году, как свидетельство признания заслуг художника, в Академии Брера был установлен мраморный памятник работы Б. Торвальдсена . Там же, рядом с бюстом Кановы , был выставлен ещё один бюст, изображающий Аппиани, на этот раз сделанный Маркези. Поэт Франческо Джанни в «Портрете рыцаря Андреа Аппиани» дал яркое описание личности художника.

Аппиани считают одним из лидеров искусства неоклассицизма в Италии, представителем периода между эпохой Просвещения и наполеоновскими войнами в Европе. Поэтому его творчество причастно и стилю ампир . В то же самое время Андреа Аппиани за его мягкую живописную манеру называли «живописцем граций» .

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Andrea Appiani // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #119060558 // (нем.) — 2012—2016.
  5. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  6. Chisholm H. Appiani, Andrea. — Encyclopædia Britannica. Vol. 2 (11th ed.). — Cambridge University Press, 1911. — Р. 222
  7. Forcella V. Iscrizioni delle chiese e degli altri edifici di Milano dal secolo VIII ai giorni nostril. — Milano: Tip. Bortolotti di G. Prato, 1889
  8. Bergamaschi G. Le Opere di Andrea Appiani. — Milano, 1849
  9. Francovich C. Storia della Massoneria in Italia, i Liberi Muratori italiani dalle origini alla Rivoluzione francese. —Milano: Ed. Ghibli, 2013. — Р. 367
  10. Дата обращения: 11 июня 2020. 11 июня 2020 года.
  11. Ottino Della Chiesa А. APPIANI, Andrea // Dizionario biografico degli italiani, vol. 3, Roma. Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 1961. URL consultato il 21 marzo 2016. Modifica su Wikidata от 23 сентября 2022 на Wayback Machine
  12. Caimi А. Delle arti del disegno e degli artisti nelle provincie di Lombardia dal 1777—1862. — Milano: Presso Luigi di Giacomo Pirola, 1862
  13. Berchet G. Allocuzione di Giovanni Berchet nei funerali del pittore Andrea Appiani: celebrati nella Chiesa della Passione il giorno 10 di novembre 1817, Ferrario, 1817
  14. Власов В. Г. Аппиани, Андреа // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 35. — ISBN-5-88737-005-X

См. также

Палаццина Аппиани

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. Ia. — С. 921.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 1890. Т. 1.
  • Fernando Caruso. Andrea Appiani: (1754—1817). Paris 1990.
  • Erwin Redlinger. Andrea Appiani: ein Maler des italienischen Empire. Dissertation an der Universität Würzburg, 1922.
  • Alessandra Zanchi. Andrea Appiani. CLUEB, Bologna 1995. (arte contemporanea; 8) ISBN 88-8091-162-7 .
Источник —

Same as Аппиани, Андреа