Быть Стэнли Кубриком
- 1 year ago
- 0
- 0
Стэ́нли Ку́брик ( англ. Stanley Kubrick [ˈkuːbrɪk] ; 26 июля 1928 , Манхэттен , Нью-Йорк , США — 7 марта 1999 , Чайлдуикбери , Хартфордшир , Англия , Великобритания ) — британский и американский кинорежиссёр , сценарист , кинопродюсер , кинооператор , фотограф . Один из самых влиятельных кинематографистов второй половины XX века. Фильмы Кубрика, в основном экранизации, сняты с большим техническим мастерством. К особенностям его режиссёрского почерка относят специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования , наплыва , а также непривычное употребление популярной и классической музыки. Кубрик часто изображает одиночество человека, его изоляцию от окружающей действительности в собственном, им самим придуманном мире. Лауреат кинопремии « Оскар » и многих других кинопремий.
Кубрик — режиссёр таких знаковых фильмов, как « Космическая Одиссея 2001 », « Заводной апельсин », « Сияние », « Цельнометаллическая оболочка » и др.
11 апреля 2018 года в честь Стэнли Кубрика Международный астрономический союз назвал гору на Хароне ( Kubrick Mons ) .
Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке в еврейской семье, он был первым ребёнком Джейкоба Леонарда Кубрика (21 мая 1902 — 19 октября 1985) и Сэди Гертруды Первелер (28 октября 1903 — 23 апреля 1985). В мае 1934 года родилась его сестра Барбра Мэри. Предками отца были польские, австрийские и румынские евреи; он работал хирургом , окончив в 1927 году Нью-Йоркский медицинский колледж и в тот же год женившись на Сэди, которая была дочерью еврейских эмигрантов из Восточной Галиции . Прадед Кубрика, Герш Кубрик (его фамилия «Kubrick» в различных документах того времени писалась как «Kubrik» или «Kubrike»), прибыл на остров Эллис на корабле из Ливерпуля 27 декабря 1899 года. Ему было 47 лет, и он оставил в Европе жену и двух взрослых детей (один из которых, Элиас, был дедом Стэнли), чтобы начать новую жизнь с молодой женщиной. В 1902 году в США перебрался и Элиас.
Детство Стэнли прошло в Бронксе , в доме 2160 на Клинтон-авеню . В семье, которая по местным меркам считалась довольно богатой, не слишком придерживались еврейской традиции, и Стэнли вырос атеистом .
В двенадцатилетнем возрасте Стэнли научился у отца игре в шахматы (и этой игрой он оставался одержим на протяжении всей своей жизни), а с купленной отцом через год фотокамеры фирмы Graflex началось его увлечение фотографией. В старших классах Кубрик играл на ударных в школьном свинг-коллективе и одно время мечтал стать джаз-музыкантом . Родители очень любили Стэнли и предоставляли ему большую свободу: он много гулял по городу и занимался только тем, что ему было интересно .
Окончив начальную школу, с 1941 по 1945 год Кубрик учился в , в которой высокой успеваемостью не отличался (имел в среднем 67 баллов из 100) , и по окончании школы не смог поступить в высшее учебное заведение, так как не обладал достаточными для этого знаниями. Позже Кубрик пренебрежительно отзывался о своём воспитании и образовании, утверждая, что в школе его ничего не интересовало . Родители отправили его в Лос-Анджелес к родственникам, где он жил в течение года.
Во время учёбы в школе он был официальным школьным фотографом . В 1946 году посещал вечерние занятия в Городском колледже Нью-Йорка ( англ. City College of New York; CCNY ), но затем эти занятия бросил , стал искать работу в качестве независимого фотографа и нашёл её в журнале « Look » (впоследствии стал в нём штатным фотографом ). Кроме того, Кубрик зарабатывал игрой в шахматы в Вашингтон-сквер и шахматных клубах Манхэттена .
Во время работы в журнале « Look » Кубрик женился на Тобе Этте Метц (род. 1930). Свадьба состоялась 29 мая 1948 года. Супруги жили в Гринвич-Виллидж , развелись в 1951 году .
В эти же годы Кубрик посещал показы фильмов в музее современного искусства и кинотеатрах Нью-Йорка . Он был особенно вдохновлён творчеством Макса Офюльса , повлиявшим впоследствии на собственный визуальный стиль Кубрика.
В 1951 году друг Кубрика Алекс Зингер убедил его, что ему следует начать зарабатывать на съёмках короткометражных документальных фильмов для компании « March of Time » — поставщика кинохроники в кинотеатры. Кубрик согласился и в 1951 году на собственные деньги снял короткометражный документальный фильм « День схватки ». В фильме, в частности, был использован необычный стиль съёмки, который стал одним из ярких операторских приёмов [ каких? ] Кубрика . Хотя компания « March of Time » разорилась в том же году, Кубрик продал «День схватки» кинокомпании « RKO Pictures » за 100 долларов. Вдохновлённый своим ранним успехом, Кубрик уволился из журнала « Look » и начал работать над своим вторым короткометражным документальным фильмом, « Летающий падре » (1951), финансируемым « RKO ». Третьей его работой был короткометражный фильм « Морские наездники » (1953), первый цветной фильм Кубрика. Это был 30-минутный рекламный фильм, созданный для международного профсоюза моряков. Эти три фильма составляют единственные сохранившиеся документальные работы Кубрика. Однако, считается, что он участвовал в съёмках и других короткометражных фильмов, которые были утрачены [ источник не указан 1012 дней ] . Ни одна из этих плёнок никогда не была официально выпущена, хотя они широко транслировались, а их фрагменты используются в документальном фильме «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино». Кроме того, «День схватки» и «Летающий падре» были показаны по каналу ТСМ [ источник не указан 1012 дней ] .
Кубрик перешёл на съёмки фильмов с картины «Страх и вожделение» (1953), рассказ о команде солдат, пойманных в тылу врага во время боевых действий. Хоть картина «Страх и вожделение» получила положительные отзывы, в результате фильм провалился в прокате. В более поздние годы Кубрик смущался от упоминания этого фильма, который он стал называть любительской работой. Он отказывался показывать свой фильм по телевидению и сделал всё возможное, чтобы убрать этот фильм из общественного обращения . Но по крайней мере один экземпляр остался в руках частного коллекционера, и впоследствии (после смерти режиссёра) фильм был издан на VHS-кассетах, а позднее на DVD.
Во время работы над фильмом «Страх и вожделение» распался брак Кубрика с Тобой Мец. Он встретил свою вторую жену, танцовщицу и театральную художницу австрийского происхождения Рут Соботка, в 1952 году. Они жили вместе в Ист-Виллидж с 1952 года до их свадьбы, состоявшейся 15 января 1955 года. Тем же летом они переехали в Голливуд. Соботка сыграла эпизодическую роль в следующем фильме Кубрика «Поцелуй убийцы» (1955), также была арт-директором на съёмках фильма «Убийство» (1956).
Так же, как и «Страх и вожделение», «Поцелуй убийцы» стал короткометражным художественным фильмом, продолжительностью чуть более часа. Фильм был встречен ограниченным коммерческим и критическим успехом. Фильм рассказывает о молодом боксёре-тяжеловесе, находящемся в конце своей карьеры, он попадает в любовный треугольник, в котором его соперник замешан в криминальных делах. Оба фильма («Страх и вожделение» и «Поцелуй убийцы») были сделаны на собственные деньги Кубрика и пожертвования друзей .
Алекс Зингер представил молодого Кубрика продюсеру по имени Джеймс Б. Харрис, и они стали близкими друзьями , а их компания « Harris-Kubrick Productions » профинансировала последующие три фильма Кубрика. Они вместе купили права на роман Лайонела Уайта под названием «Перерыв на чистку», который Кубрик превратил в сценарий к фильму «Убийство». Несмотря на восхищённые рецензии и отзывы критиков, фильм не имел финансового успеха. Во многих отношениях фильм «Убийство» следовал концепциям фильмов-нуар . Хотя жанр нуар достиг рекордной популярности в 1940 году, сюжет, режиссёрские приёмы и кинематографичность картины «Убийство» вызвали возрождение этого жанра, и сейчас она считается одной из лучших картин в этом жанре .
Широкая известность фильма «Убийство» заинтересовала компанию « Metro-Goldwyn-Mayer » . Студия предложила Харрису и Кубрику свою богатейшую коллекцию купленных прав на экранизацию рассказов, из которой Кубрик мог выбрать свой следующий проект. За это время Кубрик также сотрудничал с Колдером Уиллингтоном по экранизации австрийского романа «Жгучая тайна» .
Следующим фильмом Кубрика стал «Тропы славы» ( 1957 ), в основу которого лёг роман, написанный в 1935 году Хэмфри Коббом. Речь в романе (как и в фильме) идёт о французском офицере, которому высокопоставленное начальство приказало вести своих людей на смертельное задание. В результате провала миссии трёх невинных солдат обвиняют в трусости и собираются казнить в назидание другим. Кирк Дуглас , исполнитель главной роли, сыграл её и в поисках и обеспечении финансирования амбициозного производства. Фильм не имел значительного коммерческого успеха, но кинокритиками был вполне признан в своей категории, а самого Кубрика после съёмок фильма стали воспринимать как одного из самых перспективных молодых режиссёров Стивен Спилберг называл этот фильм одним из своих любимых у Кубрика .
В ходе производства «Тропы славы» в Мюнхене Кубрик встретил молодую романтическую немецкую актрису Кристиан Харлан (она родилась в 1932 году в Германии, принадлежала к театральной семье и училась на актрису; в титрах было указано её сценическое имя: Сюзанна Кристиан), которая играла в фильме единственную женскую роль. Кубрик развёлся со своей второй женой Рут Соботка в 1957 году и уже в следующем году женился на Кристине . Они оставались вместе до самой смерти Стэнли Кубрика в 1999 году. После замужества Кристина выбрала карьеру художницы.
После своего возвращения в США Кубрик работал в течение шести месяцев над вестерном с Марлоном Брандо под названием « Одноглазые валеты » (1961). Но их представления расходились по поводу целого ряда решений, Брандо в конечном итоге уволил Кубрика и решил собственноручно закончить фильм. Кубрик работал над рядом непродюсируемых киносценариев, в том числе над сценарием к фильму «Помешанный на свободе» , пока Кирк Дуглас не попросил его взять на себя режиссёрские обязанности по производству фильма «Спартак» (1960), продюсируемого самим Дугласом. Первоначально режиссёрское кресло занимал Энтони Манн , но он был уволен студией спустя две недели после начала съёмок.
Фильм, основанный на реальной истории обречённого восстания рабов Римской империи, был трудным проектом. Между Кубриком и Дугласом постоянно возникали творческие разногласия, которые выливались в открытые конфликты. Столкнувшись с отсутствием полной творческой свободы, Кубрик впоследствии негативно оценил результат своего участия в создании фильма, что ещё больше разозлило Дугласа . Дружба двух великих кинодеятелей, родившаяся на съёмках «Троп славы», была уничтожена в процессе съёмок «Спартака». Годы спустя Дуглас назвал Кубрика «талантливым дерьмом» ( англ. a talented shit ) .
Несмотря на череду разногласий, «Спартак» получил четыре премии «Оскар», окупил себя и сделал Кубрику громкое имя. После «Спартака» Кубрик искал новые варианты финансирования своих фильмов, чтобы оставаться независимым от голливудских продюсеров.
В 1962 году Кубрик переехал в Англию для съёмок своего следующего фильма «Лолита». Здесь он и провёл всю оставшуюся жизнь. Основной причиной для переезда послужило то, что «Лолиту» можно было снимать только в стране с более мягкой цензурой, чем США. Но и после «Лолиты» Кубрику пришлось оставаться в Англии — сначала для съёмок фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», так как Питеру Селлерсу было запрещено в тот период покидать Англию (в связи с бракоразводным процессом), а затем — при работе над «Космической одиссеей 2001 года», для которой требовалась мощность звука, недоступная тогда в Америке. Впрочем, после съёмок «Лолиты» и «Доктора Стрейнджлава», уже на ранних этапах планирования «Космической одиссеи 2001 года» Кубрик решил поселиться в Англии навсегда.
Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалёку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесённом высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть своё двойное гражданство, режиссёр сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.
«Лолита» стала первым фильмом Кубрика, породившим общественные споры . Книга русско-американского писателя Владимира Набокова , написанная в 1955 году, рассказывает о романе между зрелым мужчиной по имени Гумберт и его двенадцатилетней падчерицей. Роман был уже печально известен как «непристойный» и породил знаменитый судебный процесс. Кубрик попросил Набокова адаптировать свой роман для кино (это была первая в истории экранизация произведений Набокова). Писатель изначально подготовил 400-страничную версию сценария, который он затем сократил до 200 страниц. Окончательную версию сценария дописал сам Кубрик, а вариант Набокова вошёл в фильм лишь на 20 % . Набоков опубликовал свой оригинальный сценарий под названием «Лолита: сценарий».
До выпуска фильма Кубрик понял, что для получения одобрения со стороны Производственного кодекса сценарий не должен быть чрезмерно провокационным, поэтому некоторые скользкие моменты в картине были приглушены и лишь намекали на сексуальные отношения Гумберта и Лолиты.
После премьеры фильма оценки кинокритиков были крайне полярными: одни хвалили его за смелые решения, а другие были удивлены отсутствием близости между Лолитой и Гумбертом. 15-летняя дебютантка Сью Лайон получила премию «Золотой глобус» в номинации «самая многообещающая начинающая актриса». Кроме того, картина была номинирована на семь наград Киноакадемии.
Следующий фильм Кубрика, «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964), стал культовым, а с годами приобрёл статус классики. Роджер Эберт написал, что это лучший сатирический фильм, когда-либо сделанный . Сценарной основой фильма послужил роман «Красная Тревога», написанный бывшим капитаном авиации ВВС США Питером Джорджом. «Красная тревога» является серьёзной поучительной историей о случайной ядерной войне. Тем не менее, Кубрик представил условия, ведущие к ядерной войне, настолько абсурдно, что эта история стала чёрной комедией.
Интересным является и то, что актёр Питер Селлерс , сыгравший эпизодическую, но ключевую роль в «Лолите», в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трёх разных персонажей: президента США Меркина Маффли, самого доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка (Селлерс должен был играть и четвёртую роль, но в итоге от этой идеи отказались [ источник не указан 1012 дней ] ). Кубрик позже назвал Селлерса «Невероятным», но выразил сожаление из-за того факта, что маниакальной энергии актёра редко хватало более чем на два или три дубля. Чтобы преодолеть эту проблему, Кубрик снимал двумя камерами одновременно, давая Селлерсу импровизировать .
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» стал прообразом антивоенных движений в поздних 1960-х годах (через несколько лет после выпуска фильма). В фильме было показано в высшей степени скептическое отношение к военной политике США, которая считалась идеальной (в США) до момента выпуска фильма.
Кубрик потратил пять лет на разработку своего следующего фильма, «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Кубрик написал сценарий совместно с писателем- фантастом Артуром Кларком , расширив сюжетную линию рассказа Кларка «Часовой». «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», — рассказывал Кларк [ источник не указан 1011 дней ] .
Новаторские визуальные эффекты были созданы под надзором Кубрика, им была собрана команда, которая включала молодого Дугласа Трамбала, который позже получил известность благодаря работе над фильмами « Молчаливый бег » и « Бегущий по лезвию ». Во время съёмок Кубрик широко использовал метод блуждающей маски для запечатления космических полётов, эта же методика использовалась также девять лет спустя Джорджем Лукасом в создании фантастической саги « Звёздные войны », хотя фильм Лукаса также использовал и другие эффекты, такие как motion control , которые были недоступны для Кубрика в середине 1960-х годов. Яркой была работа легендарного британского оператора Джеффри Ансуорта , который позже снимал классические фильмы, такие как « Кабаре » и « Супермен ». Производственным компаниям были даны консультации относительно того, каков будет дизайн специального оборудования и бытовых предметов в недалёком будущем. Редкий случай для кино: в фильме был отражён такой специфический момент, как полная тишина космического вакуума; кроме того, в нём была реалистично изображена невесомость.
Фильм известен благодаря уместному использованию классической музыки Рихарда Штрауса « Так говорил Заратустра » и вальса Иоганна Штрауса « Голубой Дунай », сделав их на некоторое время нестираемо связанными с фильмом, особенно первого, остававшегося неизвестным широкой публике до выхода фильма. Кубрик также использовал музыку современного венгерского авангардиста-композитора Дьёрдя Лигети , хотя некоторые части его композиций были изменены без согласия Лигети .
Хотя в конечном итоге фильм имел огромный успех, он изначально не был принят как неоспоримый хит. Первоначальная реакция критиков была крайне враждебной, они опирали свои нападки на отсутствие частых диалогов, медленность действия, и, казалось бы, недоступный сюжет для фильма. Одним из немногих защитников фильма была Пенелопа Гиллиатт которая назвала его (в рецензии журнала « The New Yorker ») «в каком-то роде великое кино» ( англ. some kind of a great film ). Фильм получал положительные отзывы молодой аудитории, особенно относящейся к контркультуре 1960-х годов, за сцены кажущегося психоделичным путешествия в бесконечном течении космоса — всё это сделало фильм хитом. Оставшись без наград в номинациях за лучшую режиссуру, лучшую работу сценариста, а также продюсерскую работу, единственный «Оскар» Кубрик получил за визуальные эффекты к фильму «Космическая одиссея 2001». Сегодня, однако, многие считают «Космическую одиссею 2001» величайшим научно-фантастическом фильмом всех времён .
В художественном плане «Космическая одиссея 2001 года» радикально отличалась от предыдущих работ Кубрика. Фильм содержит всего 45 минут диалога в течение всего фильма продолжительностью 140 минут. Наиболее памятные в фильме слова принадлежат компьютеру HAL 9000 в его диалогах с Дэйвом Боуманом. Некоторые утверждают, что Кубрик противопоставляет гуманизм будущего стерильному миру машин . Неоднозначный конец фильма продолжает поражать современных зрителей и критиков. После этого фильма Кубрик больше никогда не будет столь радикально экспериментировать со спецэффектами и повествовательной формой, однако его последующие фильмы будут поддерживать некоторый уровень неопределённости, который был заложен в «Космической одиссее».
Интерпретации фильма многочисленны и довольно разнообразны. Несмотря на то, что картина была выпущена в 1968 году, она всё ещё порождает дискуссии. А когда критик Джозеф Гэльмис спросил Кубрика о смысле фильма, тот ответил :
Эти вопросы я предпочитаю не обсуждать, потому что они очень субъективны и ответы на них будут меняться от зрителя к зрителю. В этом смысле фильм становится всем тем, что зритель видит в нём. Если фильм вызывает эмоции и проникает в подсознание зрителя, если он стимулирует какие бы то ни было, пусть зачаточные, мифологические и религиозные стремления и импульсы, то это его успех.
Оригинальный текст (англ.)They are the areas I prefer not to discuss, because they are highly subjective and will differ from viewer to viewer. In this sense, the film becomes anything the viewer sees in it. If the film stirs the emotions and penetrates the subconscious of the viewer, if it stimulates, however inchoately, his mythological and religious yearnings and impulses, then it has succeeded.
«Космическая одиссея 2001 года», пожалуй, самый известный и влиятельный фильм Кубрика. Стивен Спилберг назвал его «Большим Взрывом» ( англ. Big Bang ) поколения , сосредоточившим своё внимание на космической гонке. Он был предшественником взрыву кинорынка научной фантастики девять лет спустя, который начался с выпуска фильмов « Звёздные войны » и « Близкие контакты третьей степени ». Но вышел на два года позже известнейшего « Звёздного пути ».
После фильма «2001: Космическая одиссея» Кубрик начал работать на « Warner Bros.-Seven Arts » и снимать для неё фильмы. Сначала были попытки сделать фильм о жизни Наполеона Бонапарта. К сожалению, проект не получил финансирования, и Кубрик отправился на поиски проекта, который он может снять быстро на небольшой бюджет. В итоге он остановился на «Заводном апельсине» (1971). Его адаптация одноимённого романа Энтони Бёрджесса — «тёмное, шокирующие исследование насилия в человеческом обществе». Фильм был выпущен с рейтингом X (NC-17) на территории США, что вызвало значительные споры. А афиша фильма была создана легендарным дизайнером Биллом Голдом.
Действие фильма происходит в футуристической версии Великобритании, которая имеет авторитарный и хаотический характер. Центральный персонаж фильма — подросток-хулиган по имени Алекс ДеЛардж (роль исполняет Малкольм Макдауэлл ), который вместе со своей шайкой «другов» получает наслаждение от драк, грабежей, пыток и изнасилований, совершая их без совести и раскаяния. Однако жестокое избиение и убийство пожилой женщины, наконец, привело Алекса в тюрьму. Там он подвергается экспериментальному лечению отвращением, так называемой «технике Людовико», которое подавляет его стремление к агрессии, не оставляя ему свободного выбора. При публичной демонстрации этого метода с Алексом жестоко обращаются, но он не сопротивляется — «лечение» сделало своё дело. Побочным эффектом стало отвращение к классической музыке, любовь к которой была одной из немногих человеческих черт Алекса. После освобождения он встречает своих бывших друзей, которые предают и избивают его. Алекс становится пешкой в политической игре.
Обществом лента иногда воспринималась как коммунистическая (как отметил Мишель Симан в интервью с Кубриком [ источник не указан 1011 дней ] , хотя сам режиссёр не считал фильм таковым) из-за её некоторой связи с русской культурой. Подростковый сленг имеет сильно выраженную лексику русского языка, что можно отнести к первоисточнику Бёрджесса. Существует несколько свидетельств того, что общество в фильме является социалистическим, или, возможно, обществом, переживающим кризис, или государством фашистского строя. В романе улицы изображены в стиле русского социалистического искусства, и в фильме есть фреска социалистического уклона — работа с ненормативной лексикой. Позже в фильме, когда новое правое правительство приходит к власти, атмосфера, безусловно, становится более авторитарной, чем анархистское настроение в начале фильма. Ответ Кубрика на вопрос Симена остаётся неоднозначным: непонятно, какое точно общество представлено в фильме. Он считал, что в фильме представлено сравнение между двумя партиями политического устройства — левой и правой, — и что между ними существует довольно малая разница. Кубрик заявил, что «министр, которого сыграл Энтони Шарп, явно фигура правой партии. Писатель, Патрик Маги, это сумасшедший левый. … Они отличаются только в их догмах. Их Средства и методы почти ничем не отличаются» .
Кубрик снял «Заводной апельсин» быстро и почти всё время находясь в Лондоне и его окрестностях. Несмотря на низкий технологический уровень фильма (по сравнению с фильмом «2001: Космическая Одиссея»), Кубрик и здесь продемонстрировал свой талант инноватора; с целью добиться определённого эффекта при съёмках одной сцены он кинокамеры (модели «Ньюмен Синклер», с пружинным мотором) бросал с крыши .
Огромное значение для сюжета играл тот факт, что главный герой — Алекс — любит классическую музыку, и что «промывка мозгов» после лечения Людовико случайно у него вызывает отвращение к его любимой девятой симфонии Бетховена . Таким образом, было естественно для Кубрика продолжать традиции, начатые в «2001: Космическая одиссея», по использованию множества классических композиций в фильме. Тем не менее, в этом фильме классическая музыка сопровождает сцены насилия и хаоса. Критики Полин Кейл (которая в целом не любила Кубрика) и Роджер Эберт (который часто хвалил Кубрика) нашли неприятным в использовании Кубриком классической музыки как сопровождающего фона для насилия в этом фильме; Эберт называл это «милое, дешёвое, тупиковое измерение» ( англ. cute, cheap, dead-end dimension ) , а Кейл — «большим самомнением» ( англ. self-important ) . Бёрджесс же считал, что любовь к классической музыке — это то, что в конечном итоге спасло Алекса.
Ни один фильм за последнее десятилетие (а возможно, и за всю историю кинематографа) не содержит таких изысканных и пугающих пророчеств о будущей роли культурных объектов — живописи, архитектуры, скульптуры, музыки — в нашем обществе…
Фильм был очень спорным из-за изображения подросткового группового изнасилования и насилия. Он был выпущен в том же году, что и фильм Сэма Пекинпа « Соломенные псы » и Дона Сигела « Грязный Гарри », эти три фильма вызвали яростный спор в средствах массовой информации о социальном эффекте кинематографического насилия. Споры обострились, когда похожие преступления были совершены в Англии, преступники носили те же наряды, что и герои «Заводного апельсина». Британские читатели романа отметили [ источник не указан 1011 дней ] , что Кубрик опустил заключительную главу (которая также исключалась из американского издания книги), в котором Алекс находит успокоение, смирение и приобретает здравый смысл.
После угроз убийства его и его семьи Кубрик пошёл на необычный шаг — изъять фильм из показа в Великобритании. Он был недоступен в Соединённом Королевстве до своего переиздания в 2000 году, через год после смерти Кубрика, хотя фильм был разрешён в континентальной Европе. Кинотеатры «Scala» (Кингс-Кросс, Лондон) показали фильм в начале 1990-х годов (без разрешения режиссёра), и по настоянию Кубрика кинотеатрам был предъявлен иск, в результате которого они были закрыты, тем самым лишив Лондон одних из своих немногих независимых кинотеатров.
В середине 1990-х годов документальный фильм под названием «Запретный плод» о вопросе цензуры был выпущен в Великобритании. Кубрик не смог предотвратить использование документалистами кадров из «Заводного апельсина» в фильме.
Следующий фильм Кубрика, вышедший в 1975 году, был адаптацией романа Уильяма Мейкписа Теккерея «Удача Барри Линдона» ( англ. The Luck of Barry Lyndon ), также известного как «Барри Линдон», плутовского романа о приключениях и злоключениях ирландского игрока и авантюриста XVIII века.
Полин Кейл, которая враждебно отзывалась о предыдущей работе Кубрика, нашла «Барри Линдона» холодным, медлительным и безжизненным кино . Хронометраж фильма длиной более трёх часов отпугнул многих американских критиков и зрителей, хотя и получил [ прояснить ] множество положительных отзывов от Рекса Рида и Ричарда Шикела. Журнал « Time » опубликовал рецензию на фильм, а Кубрик был выдвинут на три награды Академии. Фильм в общем был номинирован на 7 наград Академии, и выиграл четыре — больше, чем любой другой фильм Кубрика. Несмотря на это, «Барри Линдон» не был успешен в США, но привлёк большую аудиторию в Европе, особенно во Франции.
Как и в случае с большинством фильмов Кубрика, репутация «Барри Линдона» росла на протяжении многих лет, особенно среди других режиссёров. Режиссёр Мартин Скорсезе назвал его своим любимым фильмом из всего творчества Кубрика.
Как и в других фильмах Кубрика, методы освещения сцен были весьма новаторскими. Самый известный приём заключался в том, что интерьеры сцен снимались с помощью специально адаптированного сверхсветосильного объектива f /0,7 Zeiss и камеры, изначально разработанной для NASA. Это позволило включить в фильм сцены, снятые только при свечах, создавая рассеянное освещение, в результате многие сцены фильма напоминают картины XVIII века.
Как и два предшествующих, фильм не имеет оригинальной музыки. Для создания партитуры к фильму композитор Леонард Розенман использовал ирландские народные песни (в исполнении «Chieftains») в сочетании с такими произведениями, как виолончельная соната e-moll RV 40 Антонио Вивальди , двойной концерт для скрипки и гобоя И. С. Баха , клавирное трио Es-dur и c-moll’ный экспромт Франца Шуберта , а также фрагменты сочинений Вольфганга Моцарта и Джованни Паизиелло . За создание этих аранжировок Розенман получил «Оскар».
В 1976 году художник Кен Адам, который работал с Кубриком над «Доктором Стрейнджлавом» и «Барри Линдоном», попросил Кубрика посетить недавно завершившийся этап съёмок фильма из серии об агенте 007 в студии Пайнвуд и дать рекомендации по работе над готовящимся фильмом о Джеймсе Бонде « Шпион, который меня любил ». Кубрик согласился проконсультировать с условием, что никто никогда не узнает о его причастности к фильму. Этот факт был раскрыт лишь после смерти Кубрика в 1999 году, когда в 2000 году он был обнародован Адамом в документальном фильме о создании фильма «Шпион, который меня любил» на специальном издании DVD из серии фильмов об агенте 007.
Темпы работы Кубрика значительно замедлились после «Барри Линдона», и он делал ещё один фильм на протяжении пяти лет. Картина «Сияние», выпущенная в 1980 году, основана на одноимённом бестселлере писателя Стивена Кинга . Главную роль исполнил Джек Николсон . Его персонаж — Джек Торранс — писатель, испытывает материальные затруднения, поэтому принимает предложение стать смотрителем отеля «Оверлук» в межсезонье. Отель-курорт расположен в горах Колорадо и зимой из-за снега отрезан от остального мира. Джеку с семьёй — женой Венди ( Шелли Дюваль ) и сыном Дэнни — предстоит провести всю зиму в полной изоляции. Дэнни, обладающий даром видения — «сиянием», обнаруживает в отеле «гостей» — призраков, населяющих это место, бывшее когда-то индейским кладбищем. Отель открывает всё более ужасные образы не только для Дэнни: его отец медленно сходит с ума.
Фильм был снят полностью в лондонских павильонах. Для того, чтобы передать приступы клаустрофобии, угнетение и преследования в гостинице, Кубрик часто использует недавно изобретённую технологию « Стедикам », тяжелосбалансированную поддержку камеры, что позволило добиться плавных движений камеры в закрытых помещениях.
Больше, чем любой из его фильмов, «Сияние» породило легенду о Кубрике как перфекционисте с манией величия. Как сообщается, он потребовал сотни дублей некоторых сцен (около 400 километров плёнки было потрачено впустую) [ источник не указан 1011 дней ] . Бесконечное повторение дублей особенно сложно давалось актрисе Шелли Дюваль, которая привыкла к импровизационному режиссёрскому стилю Роберта Олтмена .
После премьеры «Сияние» получил в основном негативные отзывы, но оказался коммерчески успешен. Как и с большинством фильмов Кубрика, реакция критиков со временем менялась в положительную сторону. Он часто появляется в верхней части различных списков лучших фильмов ужасов вместе с « Психо » (1960), « Изгоняющий дьявола » (1973) и другой классикой фильмов ужасов. Некоторые из сцен в фильме, такие как поток крови из старинного лифта, являются одними из самых узнаваемых и широко известных сцен, созданных Стэнли Кубриком. Финансовый успех «Сияния» вновь подарил кинокомпании «Уорнер бразерс» «веру в способность Кубрика сделать художественно удовлетворительные и прибыльные фильмы после коммерческого провала „Барри Линдона“ в Соединённых Штатах» [ источник не указан 1011 дней ] .
Самому Стивену Кингу фильм не понравился. Он назвал Кубрика «человеком, который слишком много думает, а чувствует слишком мало», а про сам фильм сказал: «Я написал книгу о том, как Джек Торренс борется со своими демонами, а Стенли Кубрик снял фильм о том, как Джек Николсон сходит с ума». В 1997 году Кинг решил поработать с Миком Гаррисом для создания мини-сериала по мотивам романа , который более соответствовал оригинальному тексту, однако также получивший в основном негативные отзывы как и от критиков, так и от зрителей [ источник не указан 1011 дней ] .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Прошло семь лет, прежде чем Кубрик снял следующий фильм. «Цельнометаллическая оболочка» (1987) — адаптация романа Густава Хасфорда о войне во Вьетнаме « Старики ». В главной роли снялся Мэтью Модайн .
Фильм начинается в учебном центре корпуса морской пехоты, в штате Южная Каролина, США, где старший инструктор сержант Хартман жёстко тренирует новобранцев, с тем чтобы превратить их из бесполезных «червей» в мотивированных и дисциплинированных убийц. Рядового Лоренса сержант Хартман гнобит по поводу его избыточной массы тела, недалёкости и неуклюжести; Хартман даёт ему прозвище «Гомер Пайл» ( англ. Gomer Pyle , в некоторых вариантах перевода «Гомер Куча»). Гомер отчаивается справиться с подготовкой. При помощи командира взвода рядового Шутника ( англ. Joker , в других переводах — Джокера) он становится образцовым курсантом корпуса Морской пехоты США, постепенно сходя с ума. В последний день «учебки» Куча пристреливает Хартмана, после чего кончает с собой.
В характерном для Кубрика стиле вторая половина фильма переносит зрителя во Вьетнам вместе с сержантом Шутником (Джокером). Шутник отправляется туда в качестве корреспондента военной газеты «Звёзды и полосы». Хотя он морской пехотинец, на фронте он журналист, и, следовательно, вынужден соблюдать этику своей профессии.
Съёмки фильма полностью проходили в Англии, что было очень сложно для Кубрика и его съёмочной группы. Большая часть съёмок велась в Докланде, районе Лондона, а разрушенный город большей частью был создан художником-постановщиком Антоном Фёрстом. В результате фильм визуально очень отличается от других фильмов о войне во Вьетнаме, таких как « Взвод » и « Гамбургер-Хилл », большинство из которых были сняты на Дальнем Востоке. Вместо того, чтобы снимать фильм в тропических юго-азиатских джунглях, режиссёр разворачивает действие второй половины фильма в городе, освещая ведение войны в городских условиях. Бои во Вьетнаме часто изображались (и, следовательно, воспринимались) как сражения в джунглях, несмотря на большое количество боёв в жилых кварталах. Рецензенты и комментаторы считали, что это способствовало мрачности и серьёзности фильма. Во время съёмок фильма Кубрику помогал и Ли Эрми , который выступал в качестве военного консультанта и исполнил роль сержанта Хартмана.
«Цельнометаллическая оболочка» получила различные критические отзывы после выхода, но собрала и достаточно большую аудиторию, несмотря на сильную конкуренцию со стороны «Взвода» Оливера Стоуна и фильма Клинта Иствуда « Перевал разбитых сердец ». Как и у других фильмов Кубрика, репутация его возросла с момента первоначального выпуска.
Родители Кубрика, уединённо жившие в Калифорнии, умерли во время его работы над этим фильмом: Герт — 23 апреля 1985 года, Джек — 18 октября.
Только в 1997 году Кубрик приступил к съёмкам мрачной семейной драмы « С широко закрытыми глазами ». Этот фильм стал последним фильмом в его карьере. Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман , бывшие в то время супругами; они сыграли роль богатой супружеской пары. Кубрик приобрёл права на экранизацию « Новеллы о снах » ( 1926 ) австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году. Место действия было перемещено из Вены 1920-х годов в Нью-Йорк 1990-х годов. Фильм снимался в течение почти двух лет в обстановке строжайшей секретности, а два основных члена актёрского состава, Харви Кейтель и Дженнифер Джейсон Ли, были заменены в ходе съёмок. Хотя действие картины и происходит в Нью-Йорке, фильм в основном был снят в павильонах Лондона. Из-за секретности работ над фильмом среди прессы ходили в основном неточные слухи о содержании сюжета и подробностей фильма [ источник не указан 1011 дней ] .
Из-за обилия сексуального содержания фильм вызвал множество споров, некоторые журналисты утверждали, что это будет «самый сексуальный фильм, когда-либо сделанный» . «С широко закрытыми глазами», как «Лолита» и «Заводной апельсин», подвергся жёсткой цензуре ещё до премьеры. В США и Канаде некоторые сцены фильма (в основном сцены сексуальной оргии) были подвергнуты компьютерному ретушированию, чтобы скрыть откровенные сцены и обеспечить рейтинг R от MPAA . В Европе и остальном мире фильм был выпущен в режиссёрской версии (в своём первоначальном виде). В октябре 2007 года на рынок вышло переиздание фильма на DVD (эта версия содержала режиссёрскую версию фильма, что сделало её доступной для североамериканских зрителей). Мнения о картине разошлись кардинально — от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века».
Киноэксперты долго спорили [ источник не указан 1011 дней ] , закончил ли Кубрик фильм или же, будь он жив, предпочёл бы внести ещё некоторые изменения в монтаж.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Спустя четыре дня после окончания работы над монтажом фильма « С широко закрытыми глазами », 7 марта 1999 года , Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за любимым деревом в имении Чайлдуикбери в английском графстве Хартфордшир , где он жил более 20 лет. Сейчас в имении проживает его вдова.
Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте . Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого человека, однако не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвящённых Наполеону [ источник не указан 1429 дней ] .
В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской академии человеку года» (премия BAFTA за большой вклад в режиссёрское содружество). В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм « Искусственный разум », воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины — морские волны, разбивающиеся о берег — были сняты самим Кубриком).
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
«Искусственный разум» был одним из немногих проектов Кубрика, законченных другим режиссёром. В течение 1980-х и начала 1990-х годов Кубрик вместе с писателями начал писать сценарий к фильму, на тот момент носивший название «Пиноккио» или «Искусственный разум». Сюжет фильма основывался на коротком рассказе Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето» (в другом переводе — «Супер-роботы живут всё лето») ( англ. Super-Toys Last All Summer Long ), который Кубрик превратил в длинный рассказ, состоящий из трёх актов. Сюжет рассказывал сказку о роботе-андроиде, пытающемся понять людей, их чувства и эмоции.
Кубрик послал телеграмму Стивену Спилбергу с просьбой снять фильм, на что Спилберг согласился. В 2001 году, после смерти Стэнли Кубрика, фильм был выпущен на экраны и получил множество одобрительных отзывов.
В 1956 году, когда « United Artists » приостановила съёмки фильма «Тропы славы», Кубрик заинтересовался новеллой Стефана Цвейга «Жгучая тайна», которая была написана перед Первой мировой войной (1911). Кубрик выбрал новеллу для следующей экранизации. Он нанял писателя Колдера Виллингтона для написания сценария по книге. Но кодекс Хейса сделал экранизацию этой новеллы невозможной .
Ранее Кубрик хотел экранизировать роман Кальдера Виллингтома «Внебрачный ребёнок», но быстро понял, что фильм не может быть снят из-за производственного кодекса .
В 2006 году было объявлено [ источник не указан 1010 дней ] , что Стэнли Кубрик собирался поставить фильм, основанный на романе «Помешанный на свободе» писателя Джима Томпсона , ещё в 1950-х годах. Но этот проект так и не был им реализован.
После успеха фильма «2001» Кубрик запланировал крупномасштабные подготовки к экранизации биографии Наполеона Бонапарта . Он сделал многочисленные исследования, читая книги о французском императоре, и написал предварительный сценарий. Для удобства он скрупулёзно создал карту-каталог основных посещённых мест и сделанных дел Наполеона в течение его долгой жизни.
В примечаниях для его финансовых покровителей, сохранившихся в личном архиве, Кубрик сказал, что не уверен в том, как его фильм о Наполеоне будет принят публикой, однако, он ожидает, что этот фильм станет лучшим из всех, что он делал. В конечном итоге, проект был отменён по трём причинам:
Сценарий Стэнли Кубрика для этого фильма был опубликован в Интернете. Значительная часть его исторических исследований проявилась в фильме « Барри Линдон » (1975), события которого происходят в конце XVIII века незадолго до наполеоновских войн.
На роль Наполеона первоначально был заявлен Джек Николсон , после того, как Кубрик увидел его в фильме « Беспечный ездок ». Кубрик и Николсон в конечном итоге работали вместе над фильмом « Сияние ».
Перед тем, как снять фильм « Барри Линдон », Кубрик был заинтересован в проекте по экранизации другого романа Теккерея — « Ярмарка тщеславия ». Но он отказался от проекта в 1967 году, когда телеканалом BBC была выпущена телевизионная версия. Позже Кубрик сказал :
Однажды «Ярмарка тщеславия» заинтересовала меня как возможный фильм, но в конце концов я решил, что история не могла хорошо уместиться в полнометражный фильм… Вскоре я прочитал «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим» и был очень заинтересован им.
Уже в 1976 году Стэнли Кубрик хотел сделать фильм о Холокосте . Он пытался убедить Исаака Башевиса-Зингера в содействии в работе над сценарием. В начале 1990-х годов Кубрик начал работать над фильмом. В основу сценария лёг роман Луиса Бегли « » — история мальчика и его тётушки, скрывающихся во время Холокоста. Первый проект сценария под названием «Арийские документы» был написан самим Кубриком.
Сосценарист фильма « Цельнометаллическая оболочка » Майкл Херр на пробах рассматривал кандидатуры Джулии Робертс и Умы Турман на роль тётушки. В конце концов, на эту роль была выбрана , а на роль мальчика — Джозеф Маццелло . Также режиссёр выбрал чешский город Брно в качестве возможного места для съёмок военных действий в Варшаве .
Кубрик предпочёл не делать фильм из-за выхода фильма « Список Шиндлера » Стивена Спилберга . Кроме того, сам Кубрик стал слишком удручён трудной для режиссёра работой. В конечном итоге он бросил проект в 1995 году.
Большое число идей и сценариев, которые не были развиты в полноценный кинофильм или к которым в дальнейшем Кубрик потерял интерес в создании, включая сценарий «Немецкий лейтенант» (в соавторстве с Ричардом Адамсом), рассказывавший про группу немецких солдат, посланных на задание в последние дни Второй мировой войны. Кубрик планировал создать фильм под названием «Я украл 16 миллионов долларов», основанный на истории пресловутого грабителя 1930-х годов Вилли Саттона . Саттона должен был сыграть Кирк Дуглас , но, по мнению Дугласа, сценарий оказался плохо проработанным. Кубрик также пытался заинтересовать ролью Кэри Гранта , однако фильм так и не был снят. В 1950-х годах Кубрик также написал сценарий к фильму о Мосби Рейнджере , герое гражданской войны в Америке (на стороне южан ), известном под кличкой Серый Призрак. В результате от проекта остался лишь черновой набросок сценария.
После смерти режиссёра был найден сценарий « Сумасшедший на свободе », написанный Джимом Томпсоном. В 2021 году должны начаться съёмки фильма по этому сценарию .
Стэнли Кубрик в большинстве своих фильмов в качестве основы сюжета выбирал существующий роман, затем договаривался и вместе с автором редактировал сюжет для будущей экранизации. Во многих его фильмах можно услышать закадровый голос (в основном от лица главного героя), комментирующий некоторые сцены.
Начиная с фильма « Космическая одиссея 2001 года » во всех его фильмах, за исключением « Цельнометаллической оболочки », используются предварительно подготовленные записи классической музыки . Кроме того, он часто использует весёлое звучание поп-музыки в сценах, изображающих разрушение и уничтожение, особенно в заключительных титрах или последних кадрах фильма .
В своём обзоре фильма «Цельнометаллическая оболочка» Роджер Эберт отметил, что во многих фильмах Кубрика встречаются крупные планы, где голова персонажа наклонена вниз, а его глаза обращены вверх . Кубрик также активно использует , характер отслеживания съёмки, специфическое использование крупных планов , необычное панорамирование, наплыв и использование кадров с длинными параллельными стенами.
Многие фильмы Кубрика содержат отсылки к предыдущим фильмам Кубрика. Наиболее известным примером этого является появление альбома с саундтреком фильма «2001 год: Космическая одиссея» в магазине «Мелодия» в фильме « Заводной апельсин ». Менее очевидным является ссылка на художника с именем Людовик в « Барри Линдоне » из фильма «Заводной апельсин».
Кубрик тщательно следил за выпусками своих фильмов в других странах. Режиссёр не только оставлял за собой полный контроль над процессом дубляжа на иностранные языки; иногда он отдельно снимал альтернативный материал для разных стран. Так, например, в «Сиянии» текст для пишущей машинки Джека был снят на разных языках, причём на каждом языке была подыскана подходящая поговорка. В фильме «С широко закрытыми глазами» для разных стран заголовки газет и бумажные записки были таким же образом сняты на разных языках. После смерти Кубрика лицензионным издателям его фильмов не разрешается создавать новые голосовые переводы к фильмам, над которыми он имел творческий контроль; в странах, где не существует авторизированных дубляжей (в их число входит и Россия), в качестве перевода допущены только субтитры . Кроме того, Кубрик дотошно следил за качеством перевода сценария на иностранные языки; как правило, он заставлял переводить иностранные версии диалогов обратно на английский язык для сравнения с оригиналом.
Стэнли Кубрик перед съёмками своих фильмов проводил тщательные исследования на их тему, и после его смерти в его поместье были найдены тысячи коробок с материалами этих исследований. В 2007 году его жена, Кристиана Кубрик , передала весь архив лондонскому университету искусств.
В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Kubrickian было включено в Оксфордский словарь английского языка .
На съёмках фильма «Тропы славы» Стэнли Кубрик встретил немецкую певицу Кристиану Харлан — девушку, поющую в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Стенли это была уже третья жена после Руз Соботки и Тобы Метц. К этому времени у Кристианы была маленькая дочь — Катерина. Позже она родила ещё двух дочерей: Анну и Вивиан. В 2009 году Анна умерла от рака, а её сестра Вивиан стала саентологом и прекратила всякое общение со своей семьёй .
Стэнли не был сумасшедшим в медицинском смысле. Он не был безумцем. Он был одним из умнейших когда-либо живших людей.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Стэнли Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нём. В то время как режиссёр снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нём, как о безумном гении или о сумасшедшем. После его смерти его семья и близкие отрицали эти утверждения.
Авиаперелётов Кубрик боялся с того момента, когда в 1950-х годах чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полёта. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях. После переезда в Англию он редко покидал страну в течение последних сорока лет жизни.
Кубрик в последние годы жизни мало появлялся на публике, из-за чего у общественности не было представления о внешнем виде режиссёра. Это дало авантюристу Алану Конуэю повод появляться в клубах под именем Стэнли Кубрика. Конуэй стал прототипом главного героя фильма « Быть Стэнли Кубриком ».
Кубрик помимо фотоискусства увлекался шахматами и часто играл в них на съёмках со съёмочной группой.
Дочь Стэнли Кубрика, Вивиан, снялась в камео-роли в «2001: Космическая Одиссея» (в роли дочери Хейвуда Флойда), в «Барри Линдоне» (девочка на дне рождения младшего Брайана Линдона), «Сияние» (участница бала призраков), а также в «Цельнометаллической оболочке» (репортёр). Его падчерица Екатерина снялась в «Заводном апельсине» и «С широко закрытыми глазами». Его жена Кристиана Кубрик исполнила роли Сюзанны Кристиан в фильме «Тропы славы» и гостьи в кафе в «С широко закрытыми глазами».
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1951 | док | День схватки | Day of the Fight | режиссёр, продюсер, оператор |
1951 | док | Летающий падре | Flying Padre | режиссёр, сценарист, оператор |
1953 | док | Морские наездники | The Seafarers | режиссёр, оператор |
1953 | ф | Страх и вожделение | Fear and Desire | режиссёр, продюсер, оператор |
1955 | ф | Поцелуй убийцы | Killer’s Kiss | режиссёр, продюсер, сценарист, оператор |
1956 | ф | Убийство | The Killing | режиссёр, сценарист |
1957 | ф | Тропы славы | Paths of Glory | режиссёр, продюсер, сценарист |
1960 | ф | Спартак | Spartacus | режиссёр |
1962 | ф | Лолита | Lolita | режиссёр, сценарист |
1964 | ф | Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу | Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb | режиссёр, продюсер, сценарист |
1968 | ф | Космическая одиссея 2001 года | 2001: A Space Odyssey | режиссёр, продюсер, сценарист |
1971 | ф | Заводной апельсин | A Clockwork Orange | режиссёр, продюсер, сценарист |
1975 | ф | Барри Линдон | Barry Lyndon | режиссёр, продюсер, сценарист |
1980 | ф | Сияние | The Shining | режиссёр, продюсер, сценарист |
1987 | ф | Цельнометаллическая оболочка | Full Metal Jacket | режиссёр, продюсер, сценарист |
1999 | ф | С широко закрытыми глазами | Eyes Wide Shut | режиссёр, продюсер, сценарист |
Номинирован | Золотой глобус (1961) |
---|---|
Золотой глобус |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Спартак») |
Номинирован | Британская академия (1961) |
---|---|
BAFTA |
Лучший фильм — «Спартак» |
Номинирован | Венецианский кинофестиваль (1962) |
---|---|
Золотой лев |
Лучший фильм — «Лолита» |
Номинирован | Золотой глобус (1963) |
---|---|
Золотой глобус |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Лолита») |
Номинирован | Академия кинематографических искусств и наук (1965) |
---|---|
Оскар |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»)
|
Номинирован | Британская академия (1965) |
---|---|
BAFTA |
Лучший сценарий британского фильма — «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» |
Награждён | Академия кинематографических искусств и наук (1969) |
---|---|
Оскар |
Лучшие визуальные эффекты — Стэнли Кубрик (за фильм «2001 год: Космическая одиссея») |
Номинирован | Академия кинематографических искусств и наук (1969) |
---|---|
Оскар |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «2001 год: Космическая одиссея»)
|
Номинирован | Британская академия (1969) |
---|---|
BAFTA |
Лучший фильм — «2001 год: Космическая одиссея» |
Номинирован | Британская академия (1969) |
---|---|
Стэнли Кубрик |
Номинирован | Академия кинематографических искусств и наук (1972) |
---|---|
Оскар |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Заводной апельсин»)
|
Номинирован | Золотой глобус (1972) |
---|---|
Золотой глобус |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Заводной апельсин») |
Номинирован | Британская академия (1973) |
---|---|
BAFTA |
Лучший сценарий — Стэнли Кубрик (за фильм «Заводной апельсин»)
|
Номинирован | Академия кинематографических искусств и наук (1976) |
---|---|
Оскар |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Барри Линдон»)
|
Награждён | Британская академия (1976) |
---|---|
BAFTA |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Барри Линдон») |
Номинирован | Золотой глобус (1976) |
---|---|
Золотой глобус |
Лучший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Барри Линдон») |
Номинирован | (1977) |
---|---|
Сезар |
Лучший фильм на иностранном языке — «Барри Линдон» |
Номинирован | Золотая малина (1981) |
---|---|
Золотая малина |
Худший режиссёр — Стэнли Кубрик (за фильм «Сияние») |
Номинирован | Академия кинематографических искусств и наук (1988) |
---|---|
Оскар |
Лучший адаптированный сценарий — Стэнли Кубрик (за фильм «Цельнометаллическая оболочка») |
Награждён | Венецианский кинофестиваль (1997) |
---|---|
Стэнли Кубрик |
Награждён | Венецианский кинофестиваль (1999) |
---|---|
Стэнли Кубрик (за фильм «С широко закрытыми глазами») |
Номинирован | (2000) |
---|---|
Сезар |
Лучший фильм на иностранном языке — «С широко закрытыми глазами» |
Номинирован | Британская академия (2000) |
---|---|
Стэнли Кубрик |
В 1976 году Стэнли Кубрик, по просьбе дизайнера Кена Адама, посетил съёмочную площадку фильма про агента 007 « Шпион, который меня любил ». Придя на студию «Пайнвуд», он дал несколько советов Адаму, и тот попросил его помочь в съёмках. Кубрик согласился, но при условии, что никто не узнает о его участии в съёмках. После смерти режиссёра, в 2000 году был выпущен документальный фильм о создании фильма «Шпион, который меня любил», где и был рассекречен данный факт.
В декабре 2015 года появился псевдодокументальный фильм Патрика Мюррея (T. Patrick Murray), в котором якобы показано, как Кубрик дает интервью незадолго до своей смерти в 1999 году. На видео предположительно видно, как режиссер признается Патрику Мюррею в том, что высадка « Аполлона » на Луну была подделана . Журналистское расследование быстро показало, что фильм является мистификацией, в которой роль Кубрика исполняет актёр Том Мэйк (Tom Mayk) .