Interested Article - Тонкава (народ)

Тонка́ва ( англ. Tonkawa , устар. тукавасы ) индейское племя юга Великих равнин , проживавшее в центральном Техасе в XVIII—XIX веках . Тонкава являются единственным выжившим племенем из всей языковой семьи тонкава. Язык тонкава изолированный, в настоящее время исчез , и все тонкава говорят только по-английски.

В середине 1990-х годов в собственности тонкава находилось 398,74 акра в штате Оклахома .

Этноним

Самоназвание народа Титсканватитч ( Titskanwatitch ) или didjganwa•didj и означает «люди» . Этноним «тонкава» происходит из языка от «тонкавейя», что переводится «все они остаются вместе» .

Язык и численность

Территория Тонкава в начале XIX века.

Вопрос о происхождении народа остаётся спорным. Отличие языка и культуры от соседних племён делает тонкава уникальным народом из всех индейцев Северной Америки . Близкими по языку и культуре могли быть угасшие , , .

Общая численность с XV века к концу XVII века сократилась с приблизительно 5 тысячи человек до 1600 человек, и до 34 человек в 1921 году . В 1993 году численность тонкава составила 186 человек , в 2007 году — 200 человек, из которых никто не владеет родным языком , по другим данным — на родном языке говорят 6 человек старше 50 лет . Язык не изучается младшим поколением и вымрет со смертью последнего носителя .

История

Представители тонкава, 1898 год

В начале XVII века тонкава проживали на северо-востоке современного штата Оклахома . Племя состояло из ряда матриархальных кланов, а именно: Аваш, Чойопан, Хайваль, Хатчукни, Квеш, Нильхайлай, Нинчопен, Пакани, Пакхалате, Санук, Тальпквейю и Тицканватичатак. К 1700 году более многочисленные и агрессивные апачи оттеснили тонкава на юг. Большую часть XVIII—XIX веков проживали на территории современного штата Техас . В XVIII веке тонкава были воинственными кочевниками и разводили много лошадей. Помимо собственно тонкава, племя состояло из остатков ёхуан, мейай, эрвипиами, кавов и других народов.

До XIX века тонкава враждовали с липанами и другими апачами, что обеспечивало мирные союзы с команчами , уичита , хасинай . Также обычно дружелюбные отношения тонкава были с , акокисами , аранамами на юге и с коавильтеками на северо-западе. Когда в 1790 году апачи заключили союз с бидаями, акокиса и атакапа, тонкава настроились враждебно к этим племенам .

В 1691 году Франциско де Езус Мария назвал тонкава и союзные им племена враждебными к хасинай , написав названия «Tanquaay» и «Diujuan». Упоминание о тонкава пропадает до 1719 года, когда французская экспедиция Ля Арпа на Красной реке рядом с встретила несколько племён, следующих за бизонами. Мужчины тонкава шли испещрённые шрамами, поскольку недавно окончилась война с апачами. После этой встречи тонкава были дружны с французами .

C испанцами тонкава познакомились в Техасе на реке Сан-Ксавье ( Сан-Гейбриел ). В 1740-х годах здесь устраивались испанские миссии. Индейцы страдали от смертельной эпидемии оспы и набегов апачей. Переехавшие ближе к липанам в миссию Сан-Саба испанцы настроили этим тонкава против себя и понесли потери от их набегов на новое поселение в 1758 году .

В конце XVIII века вождём у тонкава стал представитель апачи по имени Эль Мочо, которому приснился сон о необходимости объединить народы апачей и тонкава против испанцев. На совете более 4 тысяч человек народы не пришли к общему соглашению из-за своих культурных различий. Эль Мочо был схвачен и казнён испанцами .

Постоянные войны и эпидемии новых болезней сильно сократили численность племени. Когда первые американцы пришли на их земли, тонкава не представляли для них опасности. Они были в основном дружественны американцам. В 1840 году тонкава во главе с вождём Пласидо присоединились к техасским рейнджерам и атаковали совместно команчей у Плам-Крика.

После провозглашения независимости Мексики в 1821 году тонкава объединились с индейцами Техаса против команчей и вако . В 1855 году в Техасе были образованы первые резервации . Наряду с кэддо и уичита тонкава расселили в две маленькие резервации на реке Бразос . В 1859 году племя тонкава депортировали из Техаса, разорвав их многолетнюю связь с местными народами, в на реке Уошито (Оклахома). В период гражданской войны в США более половины племени было убито при совместных рейдах кэддо , шауни и делаваров . Из 309 тонкава было убито 133 человека, в том числе вождь Пласидо. После этой резни тонкава несколько лет скитались, пока к 1870 году их не поселили рядом с фортом Гриффин в Техасе, чтобы спасти от полного уничтожения. Многие воины племени служили разведчиками и проводниками армии США [ источник не указан 2207 дней ] . Часть тонкава вернулась в Техас, а в 1884 году остатки тонкава определили в резервацию не-персе .

Современные люди тонкава занимаются мелким бизнесом .

Культура

Тюрбан тонкава из шкуры выдры , ок. 1880 г., Оклахома

Сегодня наряду с языком многие культурные особенности народа утрачены. Принимают участие в ежегодном традиционном празднике пау-вау . Представитель племени избирается ежемесячно .

Образ жизни

Тонкава слыли недружелюбным народом и среди индейцев, и среди европейских переселенцев, называвших их бродягами, каннибалами и ворами. Тонкава были военизированным, кочевым племенем, следовавшим за бизонами . Селились разбросанными группами в типи из кожи и по команде вождя снимались в путь. В XVIII веке тонкава разводили лошадей, были отличными наездниками, бегунами , охотниками на бизонов и оленей, редко или вовсе не занимались огородничеством . Пока мужчины охотились, женщины собирали коренья, семена, опунцию и другие дикие фрукты. В пищу также употребляли мясо бизона или оленя, рыбу, моллюсков, гремучих змей, но никогда волков или койотов .

Предметом торговли были шкуры животных, лошади (с конца XVII — начала XVIII веков), с севера тонкава выменивали медь .

Младенцев привязывали к колыбелькам, что приводило к сплющиванию головы .

Одежда

Женщины носили платья из шкур животных, волосы оставляли распущенными или заплетёнными в одну косу. Мужчины носили длинные набедренные повязки и длинные косы, выщипывали брови и бороду. Мокасины надевались редко. И мужчины и женщины надевали бизоньи накидки, украшения, рисовали на коже рисунки и делали татуировки. В военное время мужчины красились в красный, жёлтый, зелёный и чёрный цвета, воины обрезали с левой стороны волосы, оставляя косу справа .

Верования

Традиционные верования тонкава предполагают множество духов, каннибализм и приём психотропных веществ в ритуальных целях. Некоторые современные тонкава — члены Церкви коренных американцев .

Примечания

  1. Jan Onofrio. . — American Indian Publishers, Inc., 1995. — С. 907. — 1070 с. — ISBN 9780937862285 . 9 октября 2018 года.
  2. Джеймс Муни , пересказ-беллетризация — Виктор Форбен. (рус.) // « Вокруг света ». — 1903. — Вып. №47 . 23 апреля 2021 года.
  3. Barry Pritzker. . — Oxford University Press, 2000. — С. 356. — 632 с. — ISBN 9780195138771 . 9 октября 2018 года.
  4. Harry Hoijer. Introduction // . — Рипол Классик, 1931. — 717 с. — ISBN 9785872192145 . 26 декабря 2017 года.
  5. (англ.) . Etnologue . Дата обращения: 25 декабря 2017. 24 октября 2020 года.
  6. May, Jon D. 21 февраля 2012 года. , Encyclopedia of Oklahoma History & Culture , Tulsa: Oklahoma Historical Society (retrieved 8 Feb 2009)
  7. Джеймс Муни . (рус.) // « Harper's Weekly ». — 1901. — Сентябрь. 19 января 2021 года.

Литература

  • Стукалин Ю. Хороший день для смерти. — «Гелеос», 2005. — 384 с. — ISBN 5-8189-0323-0 .
  • Hoijer, Harry. (1933). Tonkawa: An Indian language of Texas . New York: Columbia University. (Extract from Handbook of American Indian languages , Vol. 3).
  • Himmel, Kelly F. (1999). The Conquest of the Karankawas and the Tonkawas, 1821—1859 . Texas A&M University Press, College Station, Texas.

Ссылки

  • (англ.) . Tonkawa .
  • (англ.) . Manataka American Indian Council . — история тонкава . Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано из 16 ноября 2011 года.
Источник —

Same as Тонкава (народ)