Interested Article - Психо
- 2020-02-15
- 1
«Психо» ( англ. Psycho ) — американский психологический хоррор 1960 года, снятый режиссёром Альфредом Хичкоком по сценарию Джозефа Стефано , основанном на одноимённом романе Роберта Блоха . Главные роли в картине исполняют Энтони Перкинс , Джанет Ли , Вера Майлз , Джон Гэвин , Мартин Болсам и Джон Макинтайр .
В отличие от предыдущего фильма Хичкока, « К северу через северо-запад » (1959), «Психо» был снят с минимальным бюджетом и в чёрно-белом формате, при участии съёмочной группы сериала « Альфред Хичкок представляет ». Изначально получив смешанные отзывы критиков и став предметом споров, фильм вскоре добился переоценки благодаря интересу зрителей и высоким кассовым сборам. Он получил четыре номинации на премию « Оскар », в том числе в категориях « Лучшая женская роль второго плана » (для Ли) и « Лучшая режиссура » (для Хичкока). Ныне «Психо» считается одним из лучших фильмов в карьере Хичкока, а также одним из лучших фильмов всех времён. Занимает первую строчку в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI .
Уже после смерти Хичкока фильм получил ряд продолжений: три (снятые при участии Энтони Перкинса), телефильм-спин-офф , ремейк , а также сериал-приквел .
Сюжет
Финикс , штат Аризона . Пятница, 11 декабря . Во время обеденного перерыва Мэрион Крэйн и её возлюбленный Сэм Лумис сняли комнату в отеле для свидания. Они обсуждают свои отношения и тот факт, что не могут пожениться из-за долгов Сэма. По окончании обеда Мэрион возвращается в риэлторский офис, где работает секретарём у Джорджа Лоуэри вот уже около 10 лет. К ним приходит богатый клиент Том Кэссиди и хочет купить дом для своей дочери, деньги (40 000 долларов) он приносит с собой в конверте. Джордж просит Мэрион сразу отвезти деньги в банк для перестраховки. После банка девушка отпрашивается у начальника домой из-за головной боли, и тот её отпускает.
У себя дома Мэрион собирает вещи, на кровати лежит конверт с деньгами, которые ей доверил начальник. Она не задумывала это преступление, похищение вышло спонтанно. Мэрион хочет уехать из города и начать новую жизнь со своим любовником.
Во время бегства, устав от стресса и ночного вождения автомобиля, Мэрион останавливается на обочине вздремнуть; её встречает проезжающий полицейский и замечает её подозрительное поведение. Он решает проследить за ней. Мэрион заезжает в салон подержанных автомобилей и просит машину в обмен на свою с доплатой. Продавец также замечает, что она слишком быстро на всё соглашается и даже не хочет торговаться по доплате в 700 долларов. Мэрион уезжает и решает свернуть с шоссе, чтобы провести ночь в уединённом мотеле, где полиция вряд ли найдёт её.
Она останавливается в «Мотеле Бэйтса», которым управляет Норман Бейтс — юноша, страдающий от гнёта своей горячо любимой, но деспотичной матери. В своей комнате Мэрион производит расчёты по расходам (в сумме она потратила около 800 долларов), но потом рвёт листок и бросает обрывки в унитаз. Деньги она заворачивает в газету, купленную в автосалоне, и кладёт на прикроватную тумбочку.
Норман испытывает влечение к Мэрион, но его мать категорически протестует против чувств своего сына. Она громко требует от Нормана отстраниться от девушки, голос матери из особняка слышит Мэрион. Однако Норман продолжает общение с Мэрион. В разговоре он сообщает ей, что его мать психически нездорова. Перед сном Мэрион решает принять душ. В ванную заходит женщина (её лицо скрыто в тени) и убивает Мэрион ножом. Норман прибегает в комнату Мэрион. Он шокирован увиденным, но всё же быстро и аккуратно уничтожает все улики. Тело, завёрнутое в занавеску из душа, чемодан (а с ним и газету с деньгами) он кладёт в багажник машины, а саму машину топит в болоте .
В это время по следам Мэрион направляется частный детектив Милтон Арбогаст и сестра Мэрион — Лайла. Они приходят к Сэму, надеясь застать девушку у него. Арбогаст отправляется на поиски по придорожным отелям и находит отель Бэйтсов. При разговоре с Норманом он заподозрил неладное и решает пробраться в особняк, позвонив при этом Лайле. В особняке на него нападает женщина с ножом (кадр со спины) и убивает детектива.
Лайла беспокоится об Арбогасте; она и Сэм решают разобраться во всём сами. Они направляются к местному помощнику шерифа и узнают, что мать Нормана умерла 10 лет назад (отравила своего любовника, а потом и себя).
Лайла и Сэм регистрируются в мотеле как женатая пара. Они исследуют номер, который снимала Мэрион, обнаруживают клочок бумаги в унитазе и отсутствие занавески в душе. Пока Сэм отвлекает Нормана, Лайла решает пойти в особняк, там она обнаруживает вполне обжитую комнату матери с платьями, косметикой и вмятинами на кровати. В потасовке Норман бьёт Сэма по голове и бежит в особняк. Лайла идёт в подвал и видит сидящую лицом к стене женщину. Когда она к ней подходит, то видит, что это мумия матери Нормана. В этот момент забегает Норман в наряде матери с ножом и набрасывается на Лайлу, однако Сэм вовремя поспевает и обезвреживает юношу.
Нормана Бейтса арестовывают, но психиатр, поговорив с ним, « а точнее с его матерью », рассказывает полицейским о том, что у Нормана раздвоение личности: 10 лет назад Норман приревновал мать к новому ухажёру и отравил их обоих, а после не смог расстаться с матерью, выкрал труп из гроба и стал вести с ним диалоги. Постепенно личность матери берёт над ним верх, особенно, когда появляются симпатичные девушки: мать ревнует их к нему и убивает их (так, до Мэрион было убито ещё две девушки). Нормана помещают в психиатрическую клинику.
Фильм заканчивается внутренним монологом Нормана, голосом его матери — сильной стороной его разделённой личности.
Над фильмом работали
Актёрский состав :
Энтони Перкинс | Норман Бейтс |
Джанет Ли | Мэрион Крэйн |
Вера Майлз | Лайла Крэйн |
Джон Гэвин | Сэм Лумис |
Мартин Болсам | детектив Милтон Арбогаст |
Джон Макинтайр | помощник шерифа Эл Чемберс |
Саймон Окленд | доктор Фред Ричман |
Фрэнк Альбертсон | Том Кэссиди |
Патриция Хичкок | Кэролайн |
Вон Тейлор | Джордж Лоури |
Ларин Таттл | миссис Чеймберс |
Джон Андерсон | «Калифорнийский Чарли» |
Морт Миллз | патрульный офицер полиции |
Флетчер Аллен | полицейский на стремянке |
Вирджиния Грегг , Пол Джасмин и Жанетт Нолан | поочерёдно озвучивают Норму Бейтс , однако не указаны в титрах. Грегг озвучивает финальный монолог |
Съёмочная группа :
Роль | Имя |
---|---|
Режиссёр | Альфред Хичкок |
Производство | Paramount Pictures |
Автор сценария | Джозеф Стефано |
Оператор | Джон Л. Расселл |
Оператор-постановщик | Рекс Уимпи |
Композитор | Бернард Херрманн |
Художники-постановщики | Роберт Клэтворти, Джозеф Херли |
Декоратор | Джордж Мило |
Дизайнер по костюмам | Рита Ригз |
Кастинг | Джери Хершоу |
Художник раскадровки, дизайнер титров | Сол Басс |
История создания
Личность Эда Гина. Литературная основа
В основе фильма лежит история подлинного маньяка из штата Висконсин Эда Гина , которая неоднократно привлекала внимание литераторов и кинематографистов. Гин родился в округе города Ла-Кросс в штате Висконсин 27 августа 1906 года в семье Джорджа Филипа Гина и Августы Вильгельмины Лерке. У Эдварда был старший брат Генри Джордж Гин. Несмотря на то, что мать презирала своего мужа, который злоупотреблял алкоголем и не имел постоянной работы, она не расторгала брак из-за религиозных убеждений. Августа выросла в набожной лютеранской семье, члены которой были ярыми противниками всего, что связано с сексом , из-за чего она во всём видела лишь грязь, грех и похоть .
Альфред Хичкок купил у Роберта Блоха права на экранизацию его романа анонимно за 9 тысяч долларов.
Съёмочный процесс
Затем Хичкок до премьеры скупил столько экземпляров романа, сколько смог найти, чтобы сохранить концовку фильма в тайне. Одна из причин, почему Хичкок решил снять фильм на чёрно-белую плёнку, — это решение не делать фильм слишком кровавым. Другой причиной была экономия. Помимо бюджетных соображений, режиссёр объяснял это Энтони Перкинсу, тем, что «…ему очень нравился фильм „ Дьяволицы “ . В качестве крови в фильме использовался шоколадный сироп .
Строительство особняка «под мотель Бейтса» обошлось в 15 тысяч долларов.
Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценария. Он получил за роль гонорар в 40 тысяч долларов.
В знаменитой сцене убийства в душе пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть, — это звук ножа, втыкаемого в дыню. Сама же сцена снималась с 17 декабря по 23 декабря 1959 года, причём без участия Перкинса (он в этот момент уехал в Нью-Йорк ). Сцена имела около 90 склеек при монтаже.
После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза с суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека после смерти расширяются. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну , чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
Камео Альфреда Хичкока в начале фильма (00:06:59) — он стоит в ковбойской шляпе у окон офиса Мэрион Крэйн .
Выходу «Психо» предшествовала продуманная рекламная кампания, ставшая легендарной в истории кино . Среди прочего ей предшествовали три рекламных трейлера, снятых 28, 29 января и 1 февраля 1960 года специалистом по спецэффектам . Был создан рекламный постер , причём его дизайн был разработан не Солом Бассом, так как Хичкок решил, что его стиль должен отличаться от титров.
Саундтрек
Весь саундтрек фильма исполняется исключительно на струнных музыкальных инструментах . Хичкок был настолько впечатлён музыкой Бернарда Херрманна , что удвоил гонорар композитора (гонорар Херрманна составил 34 501 доллар) — так режиссёр решил вознаградить его за потрясающую музыку. Позднее Хичкок скажет, что 33 % эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке.
Места съёмок
- 4270 Бульвар Ланкершим, Северный Голливуд , Лос-Анджелес , Калифорния (натурные съёмки)
- Бэклот, Студии Юнивёрсал — 100 Юнивёрсал Сити Плаза, Юнивёрсал Сити, Калифорния (студия)
- Фоллс Лэйк , Лос-Анджелес , Калифорния (съёмки болота)
- У Харри Майера — 611 бульв. Ланкершим, Северный Голливуд
- Лос-Анджелес, Калифорния
- Финикс , Аризона
- Маршрут 99 шоссе Фресно-Бэйкерсфилд, Калифорния
- Долина Сан-Фернандо, Лос-Анджелес
Художественные особенности
Для ключевых сцен фильма характерен сверхкороткий монтаж крупных и сверхкрупных планов, что нашло отражение и в следующем фильме режиссёра — «Птицы». Такой приём позволяет лучше передать психоэмоциональное состояние жертвы нападения. По мнению российского киноведа Сергея Филиппова, подобные сцены во многом перекликаются со знаменитыми кадрами разгона демонстрации в картине « Броненосец Потёмкин » Сергея Эйзенштейна , причём такое сближение характерно не только для монтажа, но и для тематической общности этих двух классических фильмов. По наблюдению того же автора, различные кинематографические ухищрения, к которым прибегал Хичкок, позволяли глубже раскрыть основную тему его творчества: «беззащитность человека перед внешними силами и бессилие разума перед природой и собственным человеческим телом, что в теологической парадигме можно сформулировать как торжество материи над духом» .
Анализ
Толкователей Хичкока давно озадачивает проходящий через весь фильм мотив птиц , отчасти предвещающий образность его следующей ленты . В начале фильма город показан с высоты птичьего полёта, затем камера останавливается на флюгере в виде птицы, и всплывает название города — Финикс (что значит « феникс »). Имя главной героини — Крейн (что переводится как «журавль»); Норман прямо сравнивает её (как, впрочем, и мать) с птицей. Чучелами птиц и их изображениями заполнены комнаты мотеля Бейтса. Убийство в ванной сопровождается пронзительными звуками, похожими на крики потревоженных птиц, и напоминает нападение коршуна на беззащитную жертву .
По мнению фрейдиста Славоя Жижека , в хичкоковском мире птицы воплощают стремящееся к обладанию сыном, хищное материнское суперэго . В связи с этим он приводит наблюдение психолога Кристофера Лэша: «Бессознательные впечатления о матери настолько раздуты, настолько пропитаны агрессивными импульсами, а интенсивность её заботы настолько не соответствует потребностям ребёнка, что в его воображении мать часто предстаёт в образе хищной птицы» .
Франсуа Трюффо в интервью с Хичкоком отметил, что повествовательная линия «Психо» выстроена таким образом, чтобы вести от проступков к преступлениям. За невинным адюльтером следует растрата, затем — двойное убийство, а его причиной оказываются психические отклонения главного героя .
Критика
Британский киновед Робин Вуд охарактеризовал фильм «одной из ключевых работ нашего столетия», а режиссёр Питер Богданович , определил картину как «возможно, самый визуальный, наиболее кинематографичный фильм из всех, что когда-либо были созданы». Критик Питер Коуи назвал фильм «не только величайшим творением Хичкока, но и самым умным и волнующим фильмом ужасов, какой он когда-либо создал» .
В СССР первую обстоятельную рецензию написал киновед Александр Александров , занимавший в 1962—1966 годах пост начальника иностранного отдела Госфильмофонда СССР . Она была опубликована в марте 1963 года в журнале «Искусство кино» и была сугубо отрицательной. В ней Александров приходит к выводу, что человек, поверивший в развлекательную работу Хичкока, утрачивает «чувство подлинного соотношения сил между нормальным и патологическим». Психопатологический случай главного героя фильма режиссёр «виртуозно раздувает до размеров общечеловеческой проблемы», что не может быть признано в качестве «безобидного» зрелища: «Ведь хочет Хичкок того или нет, фильм „Психо“ (именно в силу его талантливости) приводит к выводу, что человек — игрушка в руках тёмных, неодолимых сил, заложенных в нём самом. Развлекая, Хичкок на этот раз пугает зрителя не только тем, как он рассказывает, но и тем, что он рассказывает». Опасность такой картины Хичкока и его многочисленных подражателей заключается, по мнению советского критика, в том, что зритель получает по капле отравление медленно действующего яда: «Яда, убивающего в нём Человека» .
Награды и номинации
Ассоциация | Год | Категория | Номинант(-ы) | Результат |
---|---|---|---|---|
« Оскар » | 1961 | Лучшая режиссура | Альфред Хичкок | Номинация |
Лучшая женская роль второго плана | Джанет Ли | Номинация | ||
Лучшая операторская работа — чёрно-белый фильм | Джон Л. Расселл | Номинация | ||
Лучшая работа художника-постановщика — чёрно-белый фильм | Джозеф Хёрли , Роберт Клэтворти , Джордж Майло | Номинация | ||
« Золотой глобус » | 1961 | Лучшая женская роль второго плана — кинофильм | Джанет Ли | Победа |
« Бэмби » | 1961 | Лучший международный актёр | Энтони Перкинс | Номинация |
Премия Гильдия режиссёров Америки | 1961 | Лучший режиссёр художественного фильма | Альфред Хичкок | Номинация |
Премия Эдгара Аллана По | 1961 | Лучший кинофильм | Джозеф Стефано , Роберт Блох | Победа |
«Лорел» | 1961 | Лучшая драма | «Психо» | Номинация |
Лучшая женская роль второго плана | Джанет Ли | Номинация | ||
Национальный реестр фильмов | 1992 | н/д | «Психо» | Включение |
« Спутник » | 2005 | Лучшее DVD-издание классического фильма («Alfred Hitchcock: The Masterpiece Collection») | «Психо» | Номинация |
2008 | Лучшее DVD-издание классического фильма | Номинация | ||
« Сатурн » | 2009 | Лучшее DVD-издание классического фильма («Universal Legacy Series») | Победа | |
2011 | Лучшее DVD-издание классического фильма («50th Anniversary Edition») | Номинация | ||
2013 | Лучший DVD / Blu-ray-сборник («Alfred Hitchcock: The Masterpiece Collection») | Номинация | ||
Премия Гильдии сценаристов США | 1961 | Лучший драматический сценарий | Джозеф Стефано | Номинация |
Продолжения и ремейки
- В 1983, 1986 и 1990 годах были сняты фильмы « Психо 2 », « Психо 3 » и « Психо 4: Начало ».
- В 1987 году Ричард Ротштайн снял телефильм « Мотель Бейтса », являющийся спин-оффом фильма «Психо».
- В 1998 году американский кинорежиссёр Гас Ван Сент снял ремейк фильма , реализованный в цвете и с другим составом актёров, однако задуманный именно как покадровая пересъёмка оригинала, имитирующая движения камеры и монтаж фильма Хичкока.
- В 2012 году Байрон Турк снял фильм « ». В небольшом городке Грэдивилл, штат Пенсильвания, есть мотель Бейтса. Это местечко — по сути ферма, на территории которой семейка Бейтсов создали самый страшный парк аттракционов на тему Хэллоуина в стране. Вероятно, в этом есть отдалённое частичное влияние третьей книги Роберта Блоха « Дом психопата » (1990).
- В 2013 году канал A&E начал показ сериала « Мотель Бейтсов », главные герои — мать и сын Норма и Норман Бейтсы. В главных ролях — Вера Фармига и Фредди Хаймор .
В массовой культуре
Фильм «Психо» стал признанной киноклассикой , а его копия была помещена на хранение в Библиотеку Конгресса . Некоторые сцены из фильма стали своеобразными кинематографическими клише, множество раз повторённые, зачастую в пародийном контексте. В особенности такие сцены, как убийство в душе , появление Нормана Бейтса в женской одежде или сцена с трупом матери.
В сериале « Королевы крика » (серия «Милая мамочка») была почти покадрово воссоздана сцена убийства Мэрион Крэйн. Режиссёры фильма сомневались в использовании этой сцены с Джейми Ли Кёртис , так как роль жертвы в оригинальном фильме сыграла Джанет Ли — её мать. Однако Кёртис сама охотно согласилась. После нападения её героиня говорит: «Я 50 раз смотрела этот фильм!»
Примечания
- ↑ (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 28 июня 2020. 5 июля 2020 года.
- , Литературная запись по фильму В. Колодяжной, с. 133.
- , Литературная запись по фильму В. Колодяжной, с. 146—147.
- , с. 295—296.
- , p. 85.
- , с. 295—297.
- , с. 178—179.
- ↑ .
- Kenneth Turan. (англ.) . Los Angeles Times (19 октября 2017). Дата обращения: 15 июня 2018. 15 июня 2018 года.
- .
- , с. 228.
- , с. 234—235.
- Филиппов С. А. Послевоенное кино в Великобритании и США Киноязык и история // Краткая история кинематографа и киноискусства. — М. : Наука, 2005. — 207 с. — ISBN 5-9900852-1-4 .
- ↑ , p. 23.
- Slavoj Žižek . Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press , 1992. ISBN 978-0-262-74015-9 . Page 99.
- , p. 156.
- Александров, Александр. // Искусство кино. — 2020. — 16 июня. 10 августа 2020 года.
- Charles Taylor. [ The A List: The National Society of Film Critics 100 Essential Films] / Jay Carr. — Da Capo Press, 2002. — 352 с. — ISBN 978-0306810961 . 26 апреля 2021 года.
- . Library of Congress, Washington, D.C. 20540 USA . Дата обращения: 19 мая 2021. 31 октября 2016 года.
- . webcache.googleusercontent.com . Дата обращения: 19 мая 2021.
- Michele Corriston. (англ.) . People (11 ноября 2015). Дата обращения: 12 сентября 2017. 12 сентября 2017 года.
Литература
- Фильм в журнале // Искусство кино. — 1990. — № 11 . — С. 130—172 . — ISSN .
- 39 ступеней. Психо. Исступление. — М. : Центрполиграф, 2002. — 528 с. — (Альфред Хичкок представляет). — ISBN 5-9524-0060-4 .
- Акройд, Питер . Альфред Хичкок. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-389-11003-8 .
- Блох, Роберт. Психоз. Трилогия. — СПб. : Азбука, 2009. — 608 с. — (The Big Book). — ISBN 978-5-395-00322-5 .
- Коллектив авторов. Хичкок // Сеанс. — 2019. — С. 304 . — ISSN .
- Кловер, Кэрол, Дж. Её тело, он сам: гендер в слэшерах = HER BODY, HIMSELF: Gender in the Slasher Film // Логос. — М. : Издательство Института Гайдара, 2014. — № 06 (102). Cinema studies 2 . — С. 1—60 . — ISSN .
- Комм, Дмитрий. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. — СПб. : БХВ-Петербург, 2012. — 224 с. — ISBN 978-5-9775-0656-4 .
- Лурселль, Жак . Авторская энциклопедия фильмов / Пер. с фр.: С. Козин. — М. : Rosebud Publishing; Международный Фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ «Интерсоцис»; Пост Модерн Текнолоджи, 2009. — Т. 2 (M—Z). — 1032 с. — ISBN 978-5-904175-02-3 .
- Масалов А. А. Нелюди. Самые знаменитые маньяки. — Ростов н/Д. : , 2007. — 256 с. — (X-файлы). — 5000 экз. — ISBN 978-5-222-11044-7 .
- Ребелло, Стивен. = Alphred Hitchcock and the Making of Psycho. — М. : Эксмо, 2013. — 320 с. — (Альфред Хичкок. Кинопремьера мирового масштаба). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-62661-8 . 12 августа 2017 года.
- Трюффо, Франсуа . Трюффо о Трюффо. — М. : Радуга, 1987. — 456 с.
- Трюффо, Франсуа. Хичкок / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун. — М. : Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. — 224 с.
- Филиппов С. А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. — М. : Наука, 2005. — 2007 с. — ISBN 5-9900852-1-4 .
- То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) // Пер. с англ., слов.: группа переводчиков / С. Жижек . — М. : Логос, 2004. — 336 с. — ISBN 5-8163-0052-0 .
- Альфред Хичкок // 100 человек, которые изменили ход истории. — М. , 2008. — № 28 . — С. 1—32 . — ISSN .
- Kolker, Robert Phillip. (англ.) . — Oxford University Press, 2004. — 272 p. — ISBN 978-0-19-516919-5 .
- Smith III, Joseph W. (англ.) . — McFarland, 2009. — 228 p. — ISBN 9780786454860 .
- Thomson, David. (англ.) . — Basic Books, 2009. — 226 p. — ISBN 978-0-465-00339-6 .
- Rasmussen, Randy. Psycho, the Birds and Halloween: The Intimacy of Terror in Three Classic Films (англ.) . — McFarland, 2014. — 212 p. — ISBN 978-0786478835 .
- Peary, Danny. Psycho // (англ.) . — Workman Publishing, 2014-10-07. — P. 323—326. — 442 p. — ISBN 9780761181705 .
- Allen, Richard. (англ.) . — Columbia University Press, 2007. — (Film and Culture Series). — ISBN 0-231-13575-0 .
- Nickens, Christopher; Leigh, Janet. Psycho: Behind the Scenes of the Classic Thriller (англ.) . — Harmony Press, 1995. — ISBN 978-0517701126 .
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- 2020-02-15
- 1