Interested Article - Абаканович, Магдалена

Ма́рта Магдале́на Абакано́вич-Космо́вска ( польск. Marta Magdalena Abakanowicz-Kosmowska , 20 июня 1930 , , близ Варшавы — 20 апреля 2017 , Варшава ) — польская художница, скульптор .

Биография

Родилась в помещичьей семье. Её мать, Хелена Домашевская, принадлежала к старинному польскому роду. Отец, Константин Абаканович — польско-литовский татарин , бежал из России в Польшу после Октябрьской революции . В 1920 году из-за военных действий семья переехала в Гданьск . Во время Второй мировой войны Абакановичи жили на варшавской окраине. В послевоенное время они переехали в небольшой город Тчев на севере Польши недалеко Гданьска.

В юности Магдалена занималась лёгкой атлетикой. Выступала за клубы: Bałtyku Gdynia (1946), Wybrzeża Gdańsk — HKS Tczew (1947—1948) и Gedanii Gdańsk. Являлась трехкратным призером чемпионатов ПНР по легкой атлетике: золото в 1947 году в эстафете 100-100-200-500 метров, серебро в 1947 году в эстафете 200-100-80-60 м и в 1948 в эстафете 4 × 200 метров. Двукратная бронзовая медалистка зимнего чемпионата Польши (1948): в беге на 50 метров с барьерами и в эстафете 4×50 метров .

В 1954 году окончила варшавскую Академию изящных искусств с присвоением диплома магистра. Также проходила обучение в гданьской Академии изящных искусств . Во время учёбы в университете прошла несколько курсов текстильного дизайна, трафаретной печати и дизайна волокон у таких мастеров, как Анна Следзевская, Элеонора Плутымская и Мария Урбанович, оказавших значительное влияние на ее последующее творчество .

С 1965 по 1990 год работала преподавателем в Познани. С 1979 года являлась профессором Познанского университета искусств .

В 1999 году была отмечена премией . С 2006 года входила в состав Программного Совета Фонда «Центр Народного Творчества».

Похоронена на кладбище Воинские Повонзки .

Творчество

Неопознанные (2002) в Познани ( )

Получив диплом магистра, некоторое время занималась живописью. Создавала крупномасштабные композиции на картоне и холсте. Затем она заинтересовалась искусством текстиля и обратилась к созданию шпалер по абстрактным живописным композициям . В начале 1960-х годов художница начала работать в области создания новых скульптурных форм из шпалерного полотна. Художницу привлекало соединение в произведении мягкости свободно драпирующейся и имеющей своеобразную фактуру шпалеры из сизаля и её интенсивного цвета, не свойственного природному материалу. Абаканович, как и другие художники по текстилю середины XX века, лишила шпалеру её главной многовековой функции — сокрытия и декорирования плоской стены. Объёмные тканые скульптурные формы, получившие название по фамилии художницы — абаканы, принесли их автору известность. Они экспонировались подвешенными к потолку в пространстве, имитировавшем природное, и поражали зрителя тем, что напоминали многократно увеличенные органические структуры .

Драматическая трёхмерная скульптура, имитировавшая поверхность земли или человеческого тела, выполнялась Абаканович в технике шпалерного плетения с использованием крупных, грубофактурных элементов, в том числе старых корабельных канатов . Новизну замысла оценили в 1962 году в Лозанне на 1-й Биеннале таписерии , а на следующей биеннале в Сан-Паулу серия «Абаканы» была отмечена золотой медалью. Художница продолжила работу в том же направлении, создавая не отдельные произведения, а серии. Следующие после «Абаканов» «Органические структуры», представленные отдельной выставкой, — множество объектов округлой формы и различных размеров из мешковины, наполненные мягким материалом. По ее собственному признанию, «Органические структуры» — это воплощение её детских воспоминаний .

Пространство неизведанного роста. Парк Европы

Выставочные работы первой половины 1970-х годов («Импровизация каната», «Ситуация», «Шнур, его проникновение и расположение в пространстве») были попыткой связать объёмные конструкции с четвёртым измерением — временем:

«Время в этих композициях становится основным фактором: на нас действует неподвижное, статическое состояние материи, с которой не происходит никаких перемен. И вдруг возникает неожиданное движение, поскольку шнур может свободно сновать в пространстве, пока он вновь не будет пойман зрителем» .

Художница в это время работала с монохромным материалом, сосредоточившись на игре контрастов рельефа текстиля и его фактур. Она широко использовала различные приёмы ткачества и сочетала в одном произведении разные материалы. Ее наиболее излюбленным художественным приемом в тот период было объединение в одном изделии волокон матовых, поглощающих свет и блестящих, отражающих его. По существу с этого момента Абаканович работала как скульптор, со шпалерой её последующие работы связывало лишь использование сходных материалов . Во второй половине 1970-х годов художница обратилась к антропоморфным объектам, и изображение человека стало основным направлением в её творчестве. Её цикл «Альтерации» («Изменения», 1974—1975) демонстрировался впервые на 7-й Биеннале таписерии в Лозанне. В последующих скульптурных композициях, также выполненных из текстиля, сшитых и скреплённых смолой: «Головы» (1973—1975), «Человеческие спины» (1976—1980) , — Абаканович продолжила развитие темы. Художница исследовала связь человека с органическим миром — его рождение, развитие, распад и смерть — в противовес миру техническому, миру современной цивилизации. Философ С. Моравский так описал впечатление от цикла «Альтерации»:

«Человеческие фигуры-манекены, вымученные и увядшие, застывшие в монотонном ряду, и разбросанные рядом с ними, как бы залитые гипсом головы, всё вместе создаёт мифологический образ людей, заражённых молчанием и апатией, выброшенных на свалку» .

По мнению искусствоведов, эти произведения Абаканович приближаются к скульптурам польской художницы Алины Шапочниковой (1926—1973), созданным ей в последний период жизни . По словам художницы, её принцип — работа с текстилем непосредственно, она формировала его руками, не используя какие-либо инструменты, передавая таким образом произведению энергию их творца, открывая «что-то неосознанное» и вместе с этим познавая мир. Её произведения, как истинные творения природы совершают полный жизненный цикл: неторопливо растут, органично вписываясь в среду, и постепенно угасают .

После некоторого перерыва, вызванного увлечением художницы другими материалами, снова появляются текстильные антропоморфные циклы: «Толпа 1» (1986—1987), «Ragazzi» (1990), «Infantes» (1992), «30 отвернувшихся» (1993—1994), «7 танцующих фигур» (2001—2002) . В постижении подсознательного, формирующего поведение человека, страхов, преследующих его, художнице помогало изучение физиологии и хатха-йоги . Представляя свою композицию «Андрогины» на 12-й Биеннале таписерии в Лозанне (1985), Абаканович подчёркивала метафоричность названия этого произведения. «Андрогины», как и все её работы, есть результат размышлений «по поводу обстоятельств, формирующих различные состояния человека», а также отражение и её собственной жизни со своей историей страхов и страданий .

Уже в самом начале своей деятельности уделяла большое внимание связи своих абстрактных текстильных композиций с архитектурной средой, пространством, в котором они существуют. Позднее текстиль Абаканович мог заполнять всё помещение: такой была её совместная с молодыми голландскими художниками работа для административного здания в Хертогенбосе «Чёрный энвайронмент» (1970—1978) — единственная шпалера, созданная художницей для определённого интерьера. Рядовой офис был поглощён волнами гигантской (184 м²) кулисы из сизаля, окрашенного в чёрный цвет. Сама идея оформления пространства административного здания подобным образом выглядела довольно противоречивой .

В середине 1980-х годов обратилась к новым материалам, продолжив создавать антропоморфную скульптуру. Её цикл из тридцати трёх бронзовых стилизованных человеческих корпусов «Катарсис» (1986), созданный для фонда Джулиано Гори ( Флоренция ) был рассчитан на демонстрацию на открытом воздухе . Художница продолжает исследовать природу человека, его потерянность среди таких же безымянных, как он. В сериях скульптур 1980-х и 1990-х годов, где Абаканович обращается к новым материалам: металлу («Толпа из бронзы», 1990–1991; «Puellae», 1992), дереву, камню и керамике, она продолжила тему одиночества человека в толпе .

В конце 1970-х — начале 1980-х годов работала в графике (рисунки углём) и живописи маслом.

Скульптурная инсталляция Магдалены Абаканович « Агора ». Публичное искусство, постоянно экспонирующееся в государственном городском Грант-парке , Чикаго , Иллинойс , США.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) — 2008.
  3. (англ.) // The New York Times / J. Kahn — Manhattan, New York City: , , 2017. — ed. size: 443000 — ISSN ; ;
  4. Magdalena Abakanowicz // (кат.) — , 1968.
  5. — 2016.
  6. (англ.)
  7. (нидерл.)
  8. — 1998.
  9. Inglot J. The Figurative Sculpture of Magdalena Abakanowicz. — University of California Press, 2004 pages= 12.
  10. Henryk Kurzyński. Polska lekkoatletyka 1945-1960 / Komisja Statystyczna PZLA. — Warszawa, 2014. — S. 194. — ISBN 978-83-64544-06-4 .
  11. Kyra Belan, Mary Beth Edelson, Amelia M. Trevelyan. // Woman's Art Journal. — 2003. — Т. 24 , вып. 2 . — С. 36 . — ISSN . — doi : .
  12. . Culture.pl. Дата обращения: 9 мая 2015. 23 апреля 2015 года.
  13. Савицкая В. Превращения шпалеры. — М. : Галарт, 1995. — С. 45.
  14. M. Constantine, J. L. Larsen. Beyond Craft. — P. 89. , цитируется по: Савицкая В. Превращения шпалеры. — М. : Галарт, 1995. — С. 46.
  15. Эти два цикла были объединены одним общим названием «Человеческие негативы»
  16. Савицкая В. Превращения шпалеры. — М. : Галарт, 1995. — С. 46.
  17. Morawski S. Glosa do twórczości Magdaleny Abakanowicz (польск.) // Projekt. — 1975. — Nr 4 . — S. 33. , цитируется по: Савицкая В. Превращения шпалеры. — М. : Галарт, 1995. — С. 46.
  18. Magdalena Abakanowicz. Tkaniny. Katalog. — Łódź, 1978.
  19. Biennale Tapisserie. Catalogue. — Lausanne, 1985. — P. 33. , цитируется по: Савицкая В. Превращения шпалеры. — М. : Галарт, 1995. — С. 47.
  20. См.: Савицкая В. Превращение шпалеры. — М. : Галарт, 1995. — С. 67.

Литература

  • Rose B. M. Abakanowicz. N.Y., 1994.
  • Савицкая В. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995, ISBN 5-269-00294-9

Ссылки

  • (польск.)
Музеи
  • (недоступная ссылка с 15-05-2015 [3168 дней])
Статьи
  • , Art Journal (недоступная ссылка с 16-05-2015 [3167 дней])
  • , artnet
  • , By Rita Reif, The New York Times , June 3, 2001 (недоступная ссылка с 16-05-2015 [3167 дней])
  • . Culture.pl. Дата обращения: 9 мая 2015.
Источник —

Same as Абаканович, Магдалена