Бжеская, Валентина Ефимовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Лари́са Ефи́мовна Шепи́тько ( укр. Лариса Юхимівна Шепітько ; 6 января 1938 , Артёмовск — 2 июля 1979 , Калининская область ) — советский кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1979, посмертно ).
Родилась 6 января 1938 года в Артёмовске Донецкой области Украинской ССР в семье школьных учителей. Мать — Ефросинья Яновна Ткач, выпускница Учительского института, позже с детьми переехала в Киев , где училась в Высшей партийной школе . Отец — Ефим Анисимович Шепитько (род. в 1900 году, участник Великой Отечественной войны), бросил жену с тремя детьми; будущий режиссёр-постановщик не простила своему отцу этот поступок . По распространённой версии, отец был персом , что дало повод для дальнейших слухов: якобы Ефим Анисимович служил в иранской армии ; однако в свидетельстве о рождении он записан как украинец (в церковных метриках национальность не указывалась), а сын Ларисы Шепитько, Антон Климов, назвал эту информацию ошибкой, интерпретацией семейной легенды, согласно которой одна из прапрабабок была персиянкой .
В 1954 году окончила среднюю школу во Львове . В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа , в мастерскую Александра Довженко (после его смерти мастерскую вёл Михаил Чиаурели ), которую окончила в 1963 году . Её сокурсниками были Баадур Цуладзе , Отар Иоселиани , Георгий Шенгелая , Виктор Туров .
Ещё в студенческие годы снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в « Поэме о море » (1958), начатой Довженко и завершённой его супругой Юлией Солнцевой .
Дипломная работа « Зной » (1963) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» снималась в Киргизии , где незадолго до этого была реорганизована киностудия « Киргизфильм ». На этапе монтажа ей помогал студент Элем Климов , с которым они вскоре поженились. «Зной» был удостоен премии за дебют на Кинофестивале в Карловых Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру .
Большой успех ей принёс второй фильм « Крылья » (1966) о послевоенной судьбе боевой лётчицы Надежды Петрухиной (роль Майи Булгаковой ) . Он с успехом был показан за рубежом (в частности, на Неделе работ молодых режиссёров национальных республик СССР в Париже ), однако вызвал острую дискуссию среди отечественных критиков. Как позднее говорила сама Шепитько, «у меня было ощущение, что в рецензиях на „ Крылья “ речь идёт о ком-то или о чём-то совсем другом. Либо о другом фильме, либо о другом режиссёре». При этом и зрители, и сами авторы приняли картину очень близко к сердцу .
Следующий фильм «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова снимался в селе Сероглазово Астраханской области с участием многих непрофессиональных исполнителей из числа местных жителей . Вместе с новеллами «Ангел» Андрея Смирнова и «Мотря» Генриха Габая он должен был войти в киноальманах « Начало неведомого века », который студия « Мосфильм » готовила к 50-летию Октябрьской революции , однако по цензурным соображениям не был выпущен на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет, в 1987 году) .
В 1968 году Шепитько сняла свой первый цветной фильм « В тринадцатом часу ночи » — новогоднее ревю с такими артистами, как Владимир Басов , Георгий Вицин , Зиновий Гердт , Спартак Мишулин , Анатолий Папанов и другими. После этого она вместе с Вадимом Труниным приступила к работе над сценарием фильма « Белорусский вокзал », однако, по собственным словам, к сюжету «прирасти не могла, корректируемая сценарная форма не совпадала с тем, чего я хотела…» . В итоге в титрах была указана только фамилия Трунина.
Фильм « Ты и я » (1971) по сценарию Шепитько и Геннадия Шпаликова был посвящён поколению тридцатилетних. Его герои — Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые «ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив… отложили свой талант на время (как они полагали) и устремились в мир материально-деловых завоеваний» . Главные роли исполнилии Юрий Визбор и Алла Демидова , хотя её роль изначально писалась под Беллу Ахмадулину (её не утвердил худсовет) .
Фильм был прохладно принят, а сама Шепитько считала, что испортила его несущественными, как ей казалось, правками, на которые пошла по просьбе худсовета и, в частности, Михаила Ромма : «Надо сказать, что мне тогда предложили переделать один важный эпизод и я, поддавшись мощному потоку влияний Михаила Ильича, не заметила, как изуродовала картину сразу и окончательно» . Тем не менее на Венецианском кинофестивале 1972 года фильм был удостоен Серебряного приза программы «Венеция — молодёжь» .
Вскоре Шепитько приступила к съёмкам фильма « Восхождение » по повести Василя Быкова « Сотников », экзистенциальной драмы о вере и предательстве, где свои первые большие роли сыграли Борис Плотников и Владимир Гостюхин . Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова . Он был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге , а на Берлинском кинофестивале получил Гран-при « Золотой медведь », премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри . В 1978 году Шепитько вошла в состав жюри Берлинского кинофестиваля .
По воспоминаниям сына, на Западе очень серьёзно относились к его матери как к режиссёру. Она общалась с Милошем Форманом , Бернардо Бертолуччи , Фрэнсисом Фордом Копполой , дружила с Лайзой Минелли и гостила у неё одно время. При этом она «была в шоке от нравов Голливуда » .
Муж (с 1963 по 1979 год) — кинорежиссёр Элем Германович Климов (1933—2003).
Сын — Антон Климов (род. 1973), российский журналист, пиарщик, продюсер, имя получил в честь Антона Чехова . Во время беременности Шепитько упала, получила сильное сотрясение мозга и травму позвоночника, после чего долгое время пролежала в больнице; врачи были категорически против родов, которые в итоге прошли тяжело, но успешно .
В последний год готовила сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина « Прощание с Матёрой ». Съёмки должны были проходить на озере Селигер , куда была запланирована киноэкспедиция в начале июня 1979 года.
Ранним утром 2 июля 1979 года в Калининской области (ныне — Тверская) киносъёмочная «Волга»-пикап врезалась в грузовик. Из книги Аллы Демидовой «Бегущая строка памяти»:
Её гибель тоже закручена в её судьбу и силу её воли. Она начала снимать новый фильм — «Матёра». Выезжать на выбор натуры надо было очень рано. А до этого у кого-то из группы был день рождения, и они просили Ларису выехать позже. «Нет. Раз назначено — надо». И они выехали. Шофёр заснул. Милиционер видел, как мчалась по параболе «Волга», в которой все спали, он хотел её остановить, но не успел. «И, — рассказывал шофёр грузовика, — я увидел, как на меня мчится „Волга“. Я свернул к обочине, потом я практически встал. Больше мне некуда было…» Грузовик был с прицепом, гружённым кирпичами, «Волга» со всего размаха врезалась в прицеп, и эти кирпичи накрыли общую могилу. Характер Шепитько — и в её фильмах, и в её гибели .
В результате этой автокатастрофы погибли Лариса Шепитько, ей был 41 год, и члены съёмочной группы (в машине находились также оператор , художник и их ассистенты).
Работу над фильмом «Матёра» завершил Элем Климов , назвавший картину « Прощание » ( 1981 ). Он также снял документальный фильм « Лариса » ( 1980 ), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с коллегами.
Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском кладбище .