Interested Article - Александр (Милеант)

Епископ Александр (в миру Александр Васильевич Милеант ; 22 июля 1938 , Одесса 12 сентября 2005 , Ла Каньяда , Калифорния ) — епископ Русской православной церкви заграницей , епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский , православный богослов , миссионер, духовный писатель. Сторонник сближения с Московским Патриархатом.

Епископ Александр известен издававшимися с 1985 года многочисленными миссионерскими листками. С 1985 по 2005 годы его миссионерских публикаций было напечатано свыше 763 брошюр, 300 из которых — на русском языке, 192 — на английском, 168 — на испанском и 103 — на португальском.

Биография

Ранние годы

Родился в 1938 году в Одессе в семье военных. Отец был из .

В 1941 году его отец Василий Милеант пропал без вести на фронте, семья эмигрировала на Запад . Проживал сначала в Праге , затем в Риме . Его семья во время нахождения в Риме получала материальную и юридическую помощь от римо-католического учреждения « Руссикум », руководимого иезуитами. Много лет спустя, уже в Буэнос-Айресе, он рассказывал, как его бабушка предупреждала о необходимости стойко сохранять свое Православие, несмотря ни на какие влияния .

В 1948 году переехал с семьёй в Аргентину в Буэнос-Айрес . Александр окончил электротехническую школу, затем Буэнос-Айресский университет , работал чертёжником электромашин.

С раннего возраста, ещё в Европе, прислуживал архиепископу Пантелеимону , затем Афанасию . У архиепископа Афанасия была большая богословская библиотека. Желая читать жития святых в оригинале, Александр сначала изучил ново-греческий, а потом древнегреческий язык .

В конце 1963 года поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле ( США ) .

В 1966 году рукоположён в диакона архиепископом Аверкием (Таушевым) .

В 1967 году окончил семинарию со степенью бакалавра богословия .

Священник

В 1967 году , Великим постом, митрополитом Филаретом (Вознесенским) рукоположён в священника, направлен в Покровский приход в Лос-Анджелесе , где Александр был настоятелем 31 год. Проводил службы на английском и церковнославянском языках. Приход был также домом для церковной школы на 110 учащихся .

По воспоминаниям прихожанина покровского храма А. В. Шмелёва

Отца Александра любили за доброту и уважали за ум. Он прекрасно владел многими языками, и хотя мы, как дети, только смутно себе представляли его научную работу, все знали, что он талантливый учёный.

Как преподавателя я его больше помню по старшим классам <…> Помню, что о. Александр всегда сохранял кротость и добродушие, несмотря на то, что дети порою доводили его, как и других преподавателей, до крайнего напряжения.

В храме о. Александр служил превосходно. Проповеди его были всегда хорошо составлены, с ярко выраженной мыслью, которая не терялась в потоке слов. Особенно проникновенно он читал слово Иоанна Златоустого на Пасхальной заутрене: «Смерть, где твое жало?» Он умел хорошо и убедительно говорить, причем слова он подбирал без труда. Это умение беседовать в сочетании с всегда приветливой улыбкой располагало к нему прихожан и собеседников.

В 1971—1985 годах организовывал паломнические поездки молодёжи по святым местам Греции и Палестины .

В 1978 году окончил Калифорнийский университет со степенью бакалавра по электронике. В 1983 году окончил Университет Южной Калифорнии со специализацией инженера по коммуникации с космическими кораблями и кодировке. По данной специальности работал инженером в одном из отделений НАСА .

С 1985 года начал издавать православные религиозные брошюры под названием «Миссионерские листки» на четырёх языках — по-русски, по-английски, по-испански и по-португальски. С 1990 года огромное количество «Миссионеских лисков» посылалось в страны бывшего СССР .

Великим постом 1995 года протоиерей Александр был пострижен в мантию в Свято-Троицком монастыре с именем Александр в честь священномученика Александра (Петровского) , архиепископа Харьковского (до этого он носил имя в честь Александра Невского ) .

Епископ

28 мая 1998 года в Синодальном соборе Знамения Божией Матери хиротонисан во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского . Хиротонию совершили архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний (Медведев) , архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр (Шкурла) , епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский) , епископ Бостонский Митрофан (Зноско) и епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) .

После хиротонии прибыл в Аргентину на праздник Троицы после нескольких лет отсутствия в Южной Америке правящего архиерея, чтобы принять участие в праздновании 100-летия основания Свято-Троицкого собора в Буэнос-Айресе . Не смог переехать на постоянное жительство в Буэнос-Айрес, ибо продолжал работать инженером в ожидании выхода на пенсию. Он приезжал по несколько раз в год в Буэнос-Айрес, а также объезжал и всю огромную территорию Южноамериканской епархии .

По воспоминаниям Сергея Таубе: «Его позиция сразу вызвала у консервативно настроенных членов РПЦЗ сомнение. Он прямо и гласно заявлял о своем признании РПЦ МП „Матерью-Церковью“, признавал все ее Таинства, что для многих прихожан РПЦЗ, воспитанных в старом духе и не понявших, что в права вступила „новая политика“, было очень соблазнительно. О. Александра критиковали и даже не принимали, называли „агентом Москвы“. <…> Надо сказать, что его архиерейство было сложным для него. В епархии люди были существенно консервативнее, да и с РПЦ МП встречались реже. Живы были ещё традиции И. Солоневича , издавалась консервативно-монархическая газета „ Наша страна “. На моих глазах в маленьком приходе в Бразилии прихожане, узнав, что приезжает епископ, старались в храме не показываться. Контакт с паствой не получился. <…> Его удивительный миссионерский талант остался славной страницей прошлого» .

В марте 2000 года епископ Александр созвал в Буэнос-Айресе расширенное епархиальное собрание священников и представителей от мирян из всех стран Южной Америки .

Последние годы жизни был болен раком , проживал в Калифорнии . Бывал в своей епархии лишь наездами, но часто обращался к ней с посланиями, активно используя современные способы коммуникации .

Активно выступал за сближение Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом. Два таких обращения, датированные осенью 2004 года, были посвящены теме сближения Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом, к которому, как писал владыка, его побуждает «желание духовного единства с нашим народом в Отечестве». В посланиях говорилось о происходящем духовном преображении России, о Русской православной церкви, в которой «обильно дышит благодать Божия» .

Я лично считаю, что пока разговоры о полном соединении с Московским Патриархатом несвоевременны. В сложившейся ситуации наша Зарубежная Церковь должна сохранить свою административную самостоятельность и полную бескомпромиссность в принципиальных вопросах. Разговоры должны сосредоточиться в области сближения между нашими Церквами, прекращения какой-либо вражды и установления евхаристического общения. Это не только желательно, но и необходимо.

Будет грешно с нашей стороны игнорировать тот невиданный духовный подъём, то повсеместное возрождение, которые сейчас наблюдается в России. Еще хуже будет активно противиться духовному сближению между двумя ветвями некогда единой Русской Церкви и настаивать на продолжении войны до последней капли крови. Такое враждебное отношение совершенно не оправдано ещё потому, что на каждом богослужении мы молимся о соединении святых Божиих церквей. С кем же, спрашивается, нам сближаться и сотрудничать, как не со своими братьями по крови и по вере?!

Послание от 2 августа 2004 года

В октябре 2004 года настолько занемог, что не смог сопровождать митрополита Лавра, прибывшего в Южноамериканскую епархию, и вместо Южной Америки он направился в Сан-Франциско, где у раки с мощами святителя Иоанна (Максимовича) приступил к таинству соборования . Состояние его здоровья так и не улучшилось. День своего тезоименитства в феврале 2005 года он провёл в молитве в своей больничной палате в Лос-Анджелесе .

За несколько месяцев до смерти составил письменное распоряжение, согласно которому его отпевание должно быть совершено в Свято-Троицкой церкви в городе Окснарде недалеко от Лос-Анджелеса

Смерть и погребение

Скончался в ночь с 12 сентября 2005 года в 23:46 на 68-ом году жизни в Ла Каньяда, штат Калифорния, США после продолжительной болезни .

15 сентября чин облачения усопшего совершили благочинный 3-го округа Сан-Францисской и Западно-Американской епархии протоиерей Александр Лебедев , протоиерей Георгий Петренко , иерей Петр Шашков и иерей Алексей Чумаков при протодиаконах Георгии Григорьеве и Андрее Коробкове .

16 сентября иерей Алексей Чумаков совершил заупокойную Божественную литургию. В конце богослужения иерей Алексей Чумаков произнёс надгробное слово, в котором отметил духовные качества владыки Александра—его смирение, незлобие и кротость. В тот же день клирики, говорящие по-испански, совершили на испанском языке полную панихиду по чинопоследованию, изданному епископом Александром. В тот де день Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, который возглавил отпевание, совершенное по священническому чину .

В воскресенье 18 сентября гроб с телом был доставлен в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, а на следующий день Митрополит Лавр совершил панихиду в сослужении епископов Манхеттенского Гавриила (Чемодакова) , Кливлендского Петра (Лукьянова) и сонма духовенства, прибывшего дать последнее целование владыке Александру .

По окончании панихиды митрополит Лавр совершил погребение епископа Александра на братском кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле .

Идеи и позиция

Был сторонником проведения богослужений на русском языке (вместо церковнославянского). По словам протоиерея Николая Балашова : «переводил богослужебные тексты на русский язык и не чужд был мысли о том, что и богослужение можно совершать по-русски. Знаю об этом, потому что состоял с ним в переписке еще задолго до начала движения к нашему воссоединению. Он мне прислал целый ящик своих переводов» .

Сочинения

книги
  • У порога геенны огненной : Православ. учение о злых духах и о Божием суде над ними : [По материалам миссионер. листков Храма Покрова Пресвятой Богородицы, Лос-Анджелес, США / Под ред. протоиерея А. Милеанта]. — СПб. : Сатисъ, 1997. — 52 с. — ISBN 5-7868-0010-5
  • На пороге жизни и смерти : Православ. точка зрения на свидетельства людей, переживших клинич. смерть. — СПб. : Сатись, 1997. — 46 с. — ISBN 5-7868-0014-8
  • Апокалипсис : Руководство к изучению Откровения апостола Иоанна Богослова. — СПб. : Сатисъ, 2000. — 47 с. — ISBN 5-7868-0087-3
  • Любовь — царица добродетелей. СПб. : Лита, 2000.
  • Исследуйте Писания… : К познанию Библии (Ветхий и Новый Завет). — М. : Рус. Хронографъ, 2002. — 383 с. — ISBN 5-85134-024-Х
    • Исследуйте Писания… : К познанию Библии (Ветхий и Новый Завет). — М. : Рус. Хронографъ, 2004. — 383 с. — ISBN 5-85134-024-X — 6000
  • Избранные жития святых: Январь-декабрь / [Сост. архиеп. Пермским и Соликамским Афанасием ; По материалам протоиерея Александра Милеанта]. — СПб. : Сатисъ : Держава, 2003. — 316 с. — (Чтение христианина). — ISBN 5-7373-0104-4
  • Жизнь после смерти. — М. : Развитие духовности, культуры и науки, 2005. — 60 с.
  • Любовь — царица добродетелей : избранное. — Москва : Образ, 2006. — 158 с.
  • Религиозное воспитание детей. Одесса, 2009.
  • Тайны веры. Апологетические заметки. — Москва : Бриз : Лепта Книга, 2009. — 398 с. — (Религиозно-философская серия; Вып. 20). — ISBN 978-5-91173-081-9
  • Что такое Библия? : история создания, краткое содержание и толкование Св. Писания. — [Изд. 2-е]. — Москва : Даръ, 2008. — 525 с. — (Азы православия). — ISBN 978-5-485-00166-7
    • Что такое Библия : история создания, краткое содержание и толкование Св. Писания / еп. Александр (Милеант). — [3-е изд.]. — Москва : Даръ, 2009. — 525 с. — (Серия «Азы православия»). — ISBN 978-5-485-00201-5
    • Что такое Библия? : история создания, краткое содержание и толкование Св. Писания / [епископ Александр (Милеант)]. — Изд. 4-е. — Москва : Даръ, [2009]. — 525 с.; 17 см. — (Азы Православия : серия). — ISBN 978-5-485-00284-8
    • Что такое Библия? : история создания, краткое содержание и толкование Святого Писания / епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант). — Изд. 5-е. — Москва : Даръ, 2013. — 525 с. — ISBN 978-5-485-00422-4
  • Orthodox Christianity (англ.) . — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2016. — 492 p. — ISBN 978-1523314997 .
статьи
  • Честование архиепископа Лавра // «Православная Русь». — 1987 — № 16. — С. 4
  • Слово владыки Александра при наречении во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского // Наша Страна , № 2495—2496, 6 июня 1998
  • прот. Лев Лебедев и архим. Александр Милеант
  • (1996)
  • (1996)
  • (1996)
  • (1996)
  • (1998)
  • (1998)
  • (1998)
  • (1998)
  • (1999)
  • (1999)
  • (1999)
  • (1999)
  • (1999)
  • (1999)
  • (1999)
  • (1999)
  • .
  • (1999)
  • (2000)
  • (2000)
  • (2004)
  • (2004)

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 ноября 2012. 5 марта 2016 года.
  2. от 8 января 2018 на Wayback Machine // Церковный вестник . 2005. — № 18 (319)
  3. // rocor.de, 26.01.2006
  4. от 5 декабря 2017 на Wayback Machine // « Наша Страна ». — 1998. — № 2495—2496. — С. 2
  5. . Дата обращения: 10 апреля 2016. 17 апреля 2016 года.
  6. от 5 декабря 2017 на Wayback Machine // Наша страна : газета. — 1998. — № 2495—2496. — С. 2.
  7. Сергей Таубе. . portal-credo.ru (3 сентября 2005). Дата обращения: 24 декабря 2021. 21 декабря 2021 года.
  8. . Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (14 сентября 2005). Дата обращения: 26 ноября 2015. 26 ноября 2015 года.
  9. . synod.com . Православная Церковь заграницей (30 ноября 2004). Дата обращения: 1 января 2016. 4 марта 2016 года.
  10. synod.com . Православная Церковь заграницей (7 февраля 2005). Дата обращения: 7 ноября 2016. 21 мая 2016 года.
  11. . synod.com . Православная Церковь заграницей (23 сентября 2005). Дата обращения: 9 декабря 2014. 24 сентября 2015 года.
  12. . www.portal-credo.ru (13 сентября 2005).
  13. . РИА Новости (18 мая 2012). Дата обращения: 9 января 2018. 10 января 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Александр (Милеант)