Interested Article - Чапек, Карел

Ка́рел Ча́пек ( чеш. Karel Čapek ; 9 января 1890 , Мале-Сватонёвице 25 декабря 1938 , Прага ) — чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века.

Автор знаменитых пьес « Средство Макропулоса » ( Věc Makropulos , 1922), « Мать » ( Matka , 1938), « R.U.R. » ( Rossumovi Univerzální Roboti , 1920), романов «Фабрика абсолюта» ( Továrna na absolutno , 1922), « Кракатит » ( Krakatit , 1924), « Гордубал » ( Hordubal , 1933), «Метеор» ( Povětroň , 1934), «Обыкновенная жизнь» ( Obyčejný život , 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), « Война с саламандрами » ( Válka s mloky , 1936), «Первая спасательная» ( První parta , 1937), « Белая болезнь » ( Bílá nemoc ) (1937) «Жизнь и творчество композитора Фолтына» ( Život a dílo skladatele Foltýna , 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.

Биография

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова , Австро-Венгрия (ныне Чехия ), в семье врача Антонина Чапека (1855—1929); он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках . Его мать Божена Чапкова (1866—1924) собирала словацкий фольклор. Старший брат Чапек, Йозеф (1887—1945) — художник и писатель. Старшая сестра (1886—1961) — литератор, мемуаристка.

В июле того же года семья переехала в город Упице , где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников ; Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами . Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.

Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele . В 1908—1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом . Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). Будучи студентом, он принимал активное участие в издании литературного альманаха ( Almanac 1914 ). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом . Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма , Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.

Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901—1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу , где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень доктора философии в Карловом университете , защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству». Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже .

Фотография Чапека к книге «Дашенька»
Конверт из серии « » с портретом писателя. Почта России , 2015 г., ( ЦФА [ АО «Марка» ] № 267)

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921— 1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» ( Divadlo na Vinohradech ). Писательница и актриса этого же театра, Ольга Шайнпфлюгова , с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935 ).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример — антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года , основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба 1925 1933 ), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931 ); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом , его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» ( чеш. Dášeňka čili život štěněte ) была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Чапек, убеждённый антифашист , слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года ( Мюнхенский сговор ), скончался 25 декабря 1938 (незадолго до полной нацистской оккупации Чехословакии ) от двустороннего воспаления лёгких, полученного в результате его участия в работах по ликвидации наводнения.

Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша . Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде . После смерти за писателем приходило гестапо . Его архив был спрятан вдовой, Ольгой Шайнпфлюговой , в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провёл последние 3 года жизни, и обнаружен после войны.

Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика , пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950—1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Могила Карела Чапека

Брат Карла Чапека Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен ) является изобретателем слова « робот ». Карел же ввёл в действие пьесы «R.U.R.» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского слова (« работа »). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать этих искусственных людей словацким словом, имеющим такое же значение ( по-чешски «работа» — práce , а robota означает « каторга », «тяжёлая работа», « барщина »).

В отличие от многочисленных писателей-фантастов, использовавших затем слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике (что наиболее близко понятию « андроид »).

Библиография

Экранизации

Музыка

См. также

Примечания

  1. Karel Capek // (англ.) — 2000.
  2. Karel Capek // (англ.)
  3. Чапек Карел // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. В титрах украинского анимационного фильма « Как кошечка и собачка мыли пол » ошибочно указано: «По сказке Карела Чапека». В действительности автором этой сказки является Йозеф Чапек , брат Карела Чапека. По этому произведению снят также чешский анимационный короткометражный фильм, где имя автора сказки указано правильно [ источник не указан 2453 дня ] .

Литература

  • Ivan Klíma. . — Catbird Press, 2002. — 259 с. — ISBN 0945774532 .
  • B. R. Bradbrook. . — Sussex Academic Press, 1998. — 257 с. — ISBN 9781898723851 .
  • Карел Чапек. Карел Чапек — фантаст и сатирик (С. Никольский) // . — М. : Молодая гвардия , 1967. — С. 251—271. — 272 с.
  • Карел Чапек. О. Малевич. Послесловие // Сатирический детектив. Сказки. — М. : Правда , 1987. — С. 421—424. — 432 с.
  • О. Малевич. Реальность утопии. Научная фантастика в чешской литературе 20—30-х годов (предисловие) // Война с саламандрами. Дом в тысячу этажей. — М. : Радуга, 1986. — С. 5—16. — 368 с.

Ссылки

Источник —

Same as Чапек, Карел