Interested Article - Варда, Аньес

Анье́с Варда́ ( фр. Agnès Varda ; 30 мая 1928 29 марта 2019 ) — французский кинорежиссёр, сценаристка и фотограф.

Кинематографический стиль Варда отличают документальный реализм, интерес к социальным вопросам и теме феминизма, а также ярко выраженный экспериментальный подход. По словам критика Элисон Смит, карьера Аньес Варда — это важный и часто недооцениваемый голос в современном французском кино. Её работа предвосхитила появление Новой волны , а « Пуэнт-курт » содержит многие характерные для этого движения элементы, которые принесли ему известность . Несмотря на тесную связь с французской новой волной , более точно будет сказать, что Варда принадлежит к родственной «новой волне» группе кинорежиссёров Левого берега . Эту группу отличала «любовь к богемной жизни, высокая степень вовлеченности в литературу и пластические искусства и, как результат, интерес к экспериментальному кинематографу, а также отождествление с левой политикой» . Ведущими режиссёрами группы Левого берега были Крис Маркер , Ален Рене и сама Аньес Варда , к ней примыкали Жан-Пьер Мельвиль , Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас , а также представители литературного движения « Новый роман ».

За свою работу в кино Варда была удостоена Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля (за фильм « Счастье »), Золотого льва Венецианского фестиваля (за фильм « Без крыши, вне закона »), премии Луи Деллюка , двух Сезаров за документальные работы и почетного Сезара в 2001 году. В 2015 году на Каннском кинофестивале была удостоена почётной «Золотой пальмовой ветви» .

Обладатель почётной премии «Оскар» за вклад в киноискусство .

Биография

Аньес Варда родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе. Её мать была француженка, а отец происходил из греческой семьи беженцев из Малой Азии. Варда изучала литературу и психологию в Сорбонне, а историю искусств — в Школе Лувра. Первоначально Варда хотела стать музейным куратором, но после окончания курса фотографии изменила свои планы. Довольно быстро создав себе репутацию первоклассного фотографа, Варда стала официальным фотографом Театрального фестиваля в Авиньоне и Национального народного театра, а затем продолжила карьеру в качестве фотожурналиста .

29 марта 2019 года Аньес Варда скончалась в своём доме на 91 году жизни. В последнее время она лечилась от рака, который и называют причиной смерти . 2 апреля была похоронена на кладбище Монпарнас . Среди тех, кто присутствовал на её похоронах, были Катрин Денёв , Жюли Гайе , Жан-Пьер Лео , Джейн Биркин и Сандрин Боннэр .

Кинокарьера

Художественные фильмы

Интерес Варда к фотографии привел её в кино. В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже не мог посетить родные места, Варда поехала на фотосъёмку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Эта работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом поселке художественный фильм. Названный просто « Пуэнт-Курт », фильм рассказывал о молодой паре, пытающейся наладить свои семейные и любовные отношения во время пребывания в этом поселке. Этот фильм в стилистическом плане стал предшественником Французской новой волны . Варда задействовала в картине двух профессиональных актёров, а также простых жителей поселка Пуэнт-Курт, что привнесло в картину элемент реализма и вдохновлённой Неореализмом документальной эстетики. Варда в дальнейшем будет часто использовать сочетание художественных и документальных элементов в своих фильмах .

Её второй полнометражный художественный фильм « Клео от 5 до 7 » вышел только через семь лет. Он рассказывал о двух часах из жизни молодой парижской поп-певицы, ожидающей результатов медицинских анализов по поводу возможного ракового заболевания. Действие картины разворачивается как бы в реальном времени и разделено на серию глав с указанием точного времени происходящего. На протяжении картины героиня встречается с различными людьми, через общение с которыми она постепенно выходит из своего кукольного образа и обретает живые человеческие черты. Фильм затрагивает ряд экзистенциальных тем, таких как вопросы смертности и смерти, одиночества и отчаяния, его отличает ярко выраженный феминистический подход.

В своём первом цветном фильме « Счастье » Варда рисует портрет счастливой семьи, в которой мужу до поры, до времени удается успешно сочетать любовь к жене и детям с любовью к другой женщине. Когда же жена узнаёт от него о сопернице и кончает жизнь самоубийством, он без видимых проблем вводит на её место любовницу. Картина безграничного счастья, выполненная в ласкающих глаз импрессионистских тонах под гармоничную музыку Моцарта, тем не менее оставляет беспокойное чувство. По словам Варда, «это красивый плод с жестоким вкусом» .

Фильм « Одна поет, другая нет » рассказывает историю жизни двух молодых женщин, которых свела судьба в 1962 году, а спустя 14 лет они встретились вновь, вспоминая прожитые годы. Несмотря на то, что одна из них происходит из благополучной городской семьи и стала певицей, а другая имеет тяжелое деревенское прошлое и двух незаконнорождённых детей, это не мешает их взаимопониманию и дружбе. Особое внимание фильм уделяет темам женской дружбы, общественного положения женщины и легализации абортов.

В 1984 году Варда выпустила фильм « Без крыши, вне закона », рассказывающей о смерти молодой бродяжки по имени Мона. Неназванный человек за кадром беседует с людьми, которые встречали Мону в последние недели её жизни. Фильм разделен на 47 эпизодов, в каждом из которых кто-либо рассказывает о своих впечатлениях от общения с Моной. Фильм говорит о стремлении героини к свободе и попытке вырваться из оков современного общества, но также и том, что не любая такая попытка является удачной. В 1985 году за этот фильм Варда была удостоена главного приза Венецианского фестиваля Золотого льва , а также престижного приза ФИПРЕССИ . В 1986 году за игру в этом фильме Сандрин Боннер получила французскую премию Сезар как лучшая актриса .

В 1990 году умер муж Варда, известный кинорежиссёр Жак Деми , с которым они прожили вместе с 1962 года. Вскоре после его смерти Варда сделала фильм « Жако из Нанта », рассказывающий о его жизни и смерти. Начинаясь с художественной реконструкции ранних лет жизни Деми в оккупированной немцами Франции, фильм рассказывает о его увлеченности различными аспектами кино, включая подбор актёров, разработку художественного решения и декораций, анимацию и постановку света. Художественные эпизоды картины переплетаются с хроникальными кадрами Нанта военного времени, фрагментами из фильмов Деми , а также и документальными кадрами умирающего режиссёра. Фильм продолжает близкую Варда тему отношения к смерти, но в основном считается данью памяти Варда своему умершему мужу и его работе .

Фильмография

Полнометражные художественные фильмы

Год Название Оригинальное название Примечание
1955 Пуэнт-Курт La Pointe-Courte
1962 Клео от 5 до 7 Cléo de 5 à 7 Участие в конкурсной программе Каннского МКФ
1965 Счастье Le bonheur Серебряный медведь Берлинского МКФ
1966 Создания Les creatures
1969 Lions Love
1970 Nausicaa Телефильм
1977 Одна поёт, другая нет L’une chante, l’autre pas
1981 Documenteur
1985 Без крыши, вне закона Sans toit ni loi Золотой лев Венецианского МКФ
1988 Kung-fu master!
1988 Джейн Б. глазами Аньес В. Jane B. par Agnès V.
1991 Жако из Нанта Jacquot de Nantes
1995 Сто и одна ночь Симона Синема Les cent et une nuits de Simon Cinéma

Короткометражные художественные фильмы

Год Название Оригинальное название Примечание
1958 Опера-муфф L’opéra-mouffe
1961 Новобрачные с моста МакДоналд, или (Не доверяйте чёрным очкам) Les fiancés du pont Mac Donald ou (Méfiez-vous des lunettes noires)
1967 Дядя Янко Oncle Yanco
1976 Удовольствия любви в Иране Plaisir d’amour en Iran
1982 Улисс Ulysse Премия Сезар
1984 7 к., кух., ван… продается 7p., cuis., s. de b., … à saisir
1986 Знаешь, у тебя классные лестницы T’as de beaux escaliers, tu sais
2003 Исчезающий лев Le lion volatil
2004 Трейлер Виеннале ‘04 Der Viennale '04-Trailer

Документальные фильмы

1958 — Со стороны берега / Du côté de la côte (короткометражный)
1958 — К Лазурному берегу / La cocotte d’azur (короткометражный)
1958 — O saisons, ô châteaux (короткометражный)
1963 — Салют, кубинцы! / Salut les Cubains (короткометражный)
1965 — Эльза-Роза / Elsa la rose (короткометражный)
1967 — Далеко от Вьетнама / Loin du Vietnam
1968 — Чёрные пантеры / Black Panthers (короткометражный)
1975 — Ответ женщин / Réponse de femmes: Notre corps, notre sexe (короткометражный)
1976 — Дагерротипы / Daguerréotypes
1981 — Стены, стены / Mur murs
1983 — Une minute pour une image (телесериал)
1984 — Так называемые кариатиды / Les dites cariatides (короткометражный)
1993 — Девушки 25 лет спустя / Les demoiselles ont eu 25 ans
1995 — Вселенная Жака Деми / L’univers de Jacques Demy
2000 — Собиратели и собирательница / Les glaneurs et la glaneuse
2002 — Собиратели и собирательница, два года спустя / Les glaneurs et la glaneuse… deux ans après
2004 — Идесса, медведи и так далее / Ydessa, les ours et etc. (короткометражный)
2004 — Cinévardaphoto
2005 — Les dites cariatides bis (короткометражный)
2006 — Вдовы из Нуармутье / Quelques veuves de Noirmoutier
2007 — Vive les courts metrages: Agnès Varda présente les siens en DVD (короткометражный)
2008 — Побережья Аньес / Les plages d’Agnès
2010 — P.O.V. (телесериал)
2010 — Побережья Аньес / The Beaches of Agnes
2011 — Agnès de ci de là Varda (телесериал)
2017 — Лица, деревни / Visages, villages

Признание

Лауреат многих премий (« Серебряный медведь », « Золотой лев », « Премия Луи Деллюка », три « Сезара », « Почётная Золотая пальмовая ветвь »).

В 1983 году Варда была членом жюри Венецианского кинофестиваля , в 2005 — членом жюри Каннского МКФ . В том же году синематека Квебека представила ретроспективу фильмов Варда и выставку её фотографий. Великий офицер ордена Почётного легиона (2017; командор — 2009) , кавалерственная дама Большого креста ордена «За заслуги» (2013; великий офицер — 2007) . Почётный доктор Льежского университета (2010).

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Agnes Varda // (англ.)
  3. (фр.) — Paris: 1953. — ISSN ;
  4. — 1977.
  5. The New York Times .
  6. (англ.)
  7. Smith, Alison. Agnes Varda Manchester University Press, 1998. Pg 3
  8. «The Left Bank Revisited: Marker, Resnais, Varda», Harvard Film Archive , от 7 сентября 2015 на Wayback Machine Access date: 16 August 2008.
  9. Donato Totaro, Offscreen , Hiroshima Mon Amour review, 31 August 2003. от 4 декабря 2013 на Wayback Machine Access date: 16 August 2008.
  10. . Дата обращения: 9 июня 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  11. . Дата обращения: 27 июня 2013. 22 мая 2015 года.
  12. . Дата обращения: 29 марта 2019. 29 марта 2019 года.
  13. Neupert, Richard. A History of the French New Wave Cinema University of Wisconsin Press, 2007. Pg. 57.
  14. Fitterman-Lewis, To Desire Differently ,Columbia University Press, 1996, pp. 215—245.
  15. . Дата обращения: 27 июня 2013. Архивировано из 7 сентября 2015 года.
  16. . Дата обращения: 27 июня 2013. 8 апреля 2015 года.
  17. Wilson, Emma. «3. Mourning Films I.» French Cinema since 1950: Personal Histories. Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 1999. 42-46. Print. 8-June-2012
  18. . Дата обращения: 27 июня 2013. 25 февраля 2009 года.
  19. (фр.) . JORF n°0091 du 16 avril 2017 // Legifrance. Дата обращения: 11 июля 2017. 11 июля 2017 года.
  20. (фр.) . JORF n°0111 du 15 mai 2013 // Legifrance. Дата обращения: 11 июля 2017. 11 июля 2017 года.

Литература

  • Jacques Demy/ Agnés Varda: eine Retrospektive. Wien: Viennale, 2006

Ссылки

  • [www.inoekino.ru/author.php?id=9271 Аньес Варда на сайте inoekino] (рус.)
  • 2010 (рус.)
  • 2010 (рус.)
  • , 2019
Источник —

Same as Варда, Аньес