В 1940-х годах Морис Шерер пытался начать карьеру литератора. Свой псевдоним он составил из имени режиссёра
Эриха фон Штрогейма
и фамилии писателя
Сакса Ромера
. Во второй половине 1950-х годов начал сотрудничать в качестве редактора с журналом «Cahiers du Cinema». С
1957
по
1963 год
был главным редактором журнала.
Режиссёрскую карьеру Ромер начал позже своих соратников по журналу —
Жан-Люка Годара
,
Жака Риветта
и
Франсуа Трюффо
. Проявил себя как мастер рафинированно-стилизованной экранизации, перенося на экран этикет и обряды, которыми обставлялись романтические отношения в предыдущие эпохи.
Свои фильмы режиссёр разделил на несколько циклов, из которых наиболее высокую оценку получил первый, рассматривающий вопросы выживания в современных условиях традиционной христианской морали.
По окончании работы над фильмом «
Любовь Астреи и Селадона
» (2007) Ромер объявил о завершении режиссёрской карьеры.
Скончался в Париже
11 января
2010 года
в возрасте 89 лет.
Хотя Ромер не мог похвастать престижными кинонаградами, развёрнутые
некрологи
появились во всех значимых изданиях мира, а французская газета «
Libération
» посвятила памяти «национального достояния» не только первую, но и ещё десять страниц своего номера. Президент
Николя Саркози
заявил: «Романтик и классицист, мудрец и иконоборец, сентименталист и моралист, лёгкий и серьёзный, он создал ромеровский стиль, который переживёт его».
Псевдонимы
Морис Шерер пользовался для своей творческой деятельности несколькими псевдонимами. Свой первый роман «Элизабет» он опубликовал в издательстве «
Галлимар
» в 1946 году под именем
Жильбер Кордье
, а как кинематографист использовал имена
Энтони Баррье
,
Эрик Ромер
и много других
. В титрах своих фильмов он часто фигурирует под совместным с монтажёром Мэри Стефен псевдонимом
Себастьен Эрмс
.
Это было связано со стремлением разграничить профессиональную деятельность и семейную жизнь
. Люди, знавшие Эрика Ромера, не имели представления о жизни Мориса Шерера, и наоборот. Его мать так никогда и не узнала, что сын стал кинематографистом, а его жена Тереза, двое сыновей и внуки не общались с людьми из окружения Эрика Ромера. Только во время пышного погребения две стороны жизни режиссёра объединились. По словам
Аманды Лангле
, «одна из его невесток мне сказала: „Это так здорово увидеть на самом деле людей, которых мы часто видели в фильмах“»
.
Чтобы ещё больше запутать журналистов, режиссёр обычно сообщал о себе вымышленные биографические сведения и приводил неверную дату и место рождения — 4 апреля 1923 в
Нанси
(на самом деле 21 марта 1920 в
Тюле
). В 1971 году в интервью «
» он добавил: «Время от времени я даю другие даты, но если вы хотите, используйте эту, чтобы быть в согласии с другими биографами. Это определённо 1923-й»
Мнение Жака Лурселя
Наиболее ярким выразителем мнения большинства любителей кино, не приемлющего творчество Ромера, является критик
Жак Лурсель
, автор популярного трехтомного «Словаря кино». Поклонник старого Голливуда, французского «папиного кино» и студийной системы, небезосновательно упрекающий Новую волну (в особенности презираемого им Годара) в эстетической нетерпимости и приведении кинематографа в состояние упадка, Лурсель критикует Ромера с позиций крайнего снобизма, взяв для примера одну из его самых известных картин —
«Зелёный луч»
.
Основными упреками, под которыми иной раз готовы подписаться и киноведы, признающие за фильмами Ромера некоторые художественные достоинства, но раздраженные принципиальной невозможностью однозначного истолкования
, являются «чрезмерная литературность диалогов» и «риторическая
логорея
», за которыми кроется «кричащая лживость» и бессодержательность сюжетов
.
1981
—
Жена авиатора
/
La Femme de l’aviateur
. Подзаголовок: «Невозможно ни о чём не думать» (
On ne saurait penser à rien
)
1982
—
Выгодная партия
/
Le Beau mariage
. Цитата: «Чей дух несбыточным не грезил? / Воздушных замков кто не возводил?» (
Quel esprit ne bat la campagne?
/
Qui ne fait châteaux en Espagne?
)
1983
—
Полина на пляже
/
Pauline à la Plage
. Пословица: «Тому, кто много говорит, не поздоровится (He who talks too much will hurt himself)»
1984
—
Ночи полнолуния
/
Les Nuits de la pleine lune
. Пословица: «Имея двух женщин, потеряешь душу; имея два дома, потеряешь рассудок (
Qui a deux femmes perd son âme, qui a deux maisons perd sa raison
)»
1986
—
Зелёный луч
/
Le Rayon Vert
. Пословица: «Тот, кто не знает себя, ничего не знает»
1987
—
Друг моей подруги
/
L’Ami de mon amie
. Пословица: «Друзья моих друзей — мои друзья» (
les amis de mes amis sont mes amis
)
1987 — Трио в ми-бемоле /
Le Trio en mi bémol
Эрика Ромера в театре Ле Рон-Пуан в Париже. В марте 1988 спектакль записан в Тулузе для телевидения (реж. Мишель Вюйерме, 76 мин.)
Как режиссёр Ромер предпочитал работать с одними и теми же актерами и актрисами, находя их среди талантливой начинающей молодежи. Из-за специфичности его кинематографа
этих актеров также называли «ромеровскими», что в дальнейшем создавало им препятствия в карьере, поскольку другие режиссёры не хотели иметь с ними дела
. По словам
Аманды Лангле
: «Для киношников быть ромеровской значит вообще не быть актрисой»
.
Мари Ривьер
: «Я ненавижу это слово, и Эрик также его не любил. Он заботился о том, чтобы нас не прятать, и всегда был доволен, что мы работаем с другими»
.
Одни актеры сумели «деромеризироваться», как
Фабрис Лукини
и
Паскаль Греггори
, но за рядом актрис, снимавшихся в нескольких фильмах режиссёра, и сыгравших там свои наиболее заметные роли, закрепился эпитет «ромеровских» (
Les Rohmeriennes
)
:
Из этого числа только Ариэль Домбаль удалось сделать хорошую кинематографическую карьеру.
После выхода картины «
Маркиза фон О
» Ромер постоянно получал конверты от актеров и ещё больше от актрис, желавших у него сниматься. Эти предложения хранились в отдельном ящике, и продюсер
вспоминала, что звук разрываемой оберточной бумаги в его кабинете сообщал о подготовке нового сценария, всегда писавшегося под конкретных исполнительниц. «Он всегда выбирал своих актрис среди тех, которые засвидетельствовали свое желание работать с ним». Затем эти актрисы предлагали ему исполнителей мужских ролей
.
Подобно Трюффо, в каждом фильме Ромера у режиссёра была своя муза (французы называют их
эгериями
), но, в отличие от Трюффо, считавшего секс с исполнительницей главной роли обязательным
, Ромер совершенно исключал любую двусмысленность в отношениях. «Мой секрет — это абсолютная нравственная чистота», — говорил он
.
Комментарии
По утверждению биографов Ромера Антуана де Бека и Ноэля Эрпа, «семейная жизнь Мориса Шерера не представляет никакого интереса для биографа»
.
Слияние исполнителя с персонажем настолько полное, а ситуации внешне настолько простые, что даже многие специалисты приходили к ошибочному мнению, будто актеры не играют, а просто остаются самими собой. Поскольку в кинематографе неореализма и Новой волны использование непрофессиональных актеров было обычной практикой, то тех, кто снимался у Ромера, также зачастую относили к этой категории.
«Деромеризировался» настолько, что однажды сравнил циклический принцип кинематографии Ромера с популярным ситкомом «
Элен и ребята
», считающимся во Франции одним из образцов примитивности
.