Тюменская областная дума
- 1 year ago
- 0
- 0
Тюменская нефть — крупнейшие в России запасы нефтегазового сырья, открытые в Западно-Сибирском нефтегазоносном бассейне в 1950-х — 1970-х годах и обеспечивавшие основные доходы СССР и две трети доходов Российской Федерации от экспорта углеводородов.
Считается, что геологоразведочные работы по поиску нефти в Западной Сибири проводились ещё до революции, а первое упоминание об этом относят к 1903 году. У геологов не было однозначного мнения по поводу нефтегазоносности Западной Сибири, однако в 1932 году авторитетный академик Иван Михайлович Губкин на Урало-Кузбасской сессии Академии наук СССР представил научное обоснование перспективности поисков нефти в этом бассейне .
Активные разведочные геофизические работы здесь начались в 1935 году, а с 1937 года — планомерная буровая разведка, выявившая многочисленные нефтегазопроявления. Работы были прерваны во время Великой Отечественной войны , однако сразу после её окончания поисковые работы возобновились.
В начале 1950-х годов страна поднималась после военной разрухи. В задачах пятилетнего плана было намечено восстановление и строительство крупных промышленных объектов по всей стране. Нефтяные месторождения Азербайджана, Татарии и Башкирии не могли удовлетворить потребности растущей экономики. Нефть была жизненно необходима. Поэтому правительство приняло решение о создании новой топливно-энергетической базы в Западной Сибири. Для этого предстояло многократно усилить геологоразведку на территории более полутора миллионов квадратных километров. На первом этапе, для ускорения работ, в Тюмень направили производственные и научные коллективы геологов из Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. Вся страна участвовала в закладке фундамента новой энергетической базы, от которой во многом зависела её экономическая мощь.
Не случай, не «улыбка фортуны», а годы напряжённого труда обеспечили открытие крупнейшей нефтегазоносной провинции планеты.
Первая опорная скважина Р-1 проектной глубиной 2000 м была пробурена в Тюмени, на ул. Мельникайте . Бурение начали 15 февраля 1949 года и закончили 5 июня 1950 года . Работы вела бригада бурового мастера . Однако вместо нефти скважина дала минеральную воду . Примечательно, что помощником бурильщика на первой скважине у Баграта Мелик-Карамова работал будущий первооткрыватель первой, Шаимской , нефти Семён Урусов .
Как вспоминал советский геолог Рауль-Юрий Георгиевич Эрвье , начальник Главного Тюменского производственного геологического управления («Главтюменьгеология»), выдающийся руководитель и организатор широкомасштабных геологоразведочных работ, приведших к открытию крупнейших нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири:
Начинали с нуля, с первого колышка для палатки. Болотные топи тайги, белое безмолвие тундры, тысячи километров бездорожья — вот наша рабочая площадка. Здесь мы развернули работы, построили первые посёлки. Теперь это называют экстремальными условиями. Только неиссякаемая энергия первопроходцев дала нам силы выстоять в те годы.
— В. Д. Токарев , . Эпоха Эрвье. — Москва: , 2009. — С. 4. — 366 с.
Министерство геологии СССР приняло план изучения геологического строения Западно-Сибирской низменности, согласно которому надо было пробурить 26 опорных скважин. Из одной из них, расположенной у посёлка Берёзово Ямало-Ненецкого округа, 21 сентября 1953 года ударил газовый фонтан .
Для развития разведочных работ была организована Берёзовская комплексная геофизическая партия, а затем — Западно-Сибирский геофизический трест и нефтегазовая экспедиция ВНИГРИ в Салехарде . Природный газ начали давать другие разведочные скважины.
Новые направления поиска требовали новой стратегии. Для эффективного ведения разведки нужно было объединить разрозненные организации геологов, геофизиков и буровиков в один кулак. Эрвье прекрасно понимал, что нужно создавать единый геологоразведочный трест. Конечно, объединение не проходило гладко, у этой идеи были и противники. Но время всё расставило по своим местам: планомерные геофизические исследования стали верным путеводителем к открытию месторождений на огромных площадях. Сочетание геофизических методов разведки с геологическими и немедленной проверкой их бурением дали реальные результаты. Резко увеличились объёмы глубокого бурения. В разведку вводились новые северные районы. Наступление на тюменские недра пошло широким фронтом.
Масштабы бурения в 1957 году возросли по сравнению с 1955 годом вдвое, на следующий год — ещё в полтора раза. Геологи не теряли надежды найти и нефть, углубляясь в труднодоступные таёжные, заболоченные, ненаселённые районы. Весной 1959 года начались буровые работы в верховьях реки Конды .
В 1960 году именно там бригада бурового мастера Семёна Никитича Урусова получила первую нефть на скважине под номером 2Р. Однако она давала только полторы тонны в сутки. Следующая скважина, № 7Р, оказалась более результативной и показала дебит до 12 тонн в сутки. При проходке были вскрыты так называемые «кристаллические породы палеозоя», поэтому геологи сочли, что на этой площадке нечего рассчитывать на промышленную нефть. Однако Урусов не опустил рук и начал бурить ещё одну ранее намеченную скважину под номером 6Р. 21 июня 1960 года здесь впервые ударил настоящий нефтяной фонтан — почти 400 тонн в сутки . Открытие шаимской нефти окрылило людей, удвоило их силы.
Главный геолог, заместитель начальника Тюменского геологического управления, Лев Иванович Ровнин так описывал открытие первой промышленной Тюменской нефти:
Опробовали скважину испытанным методом открытого забоя в необсаженной колонне — его многие сейчас знают как способ Ровнина — и получили семь тонн нефти! Семь тонн из фундамента! Поняв, что идет выклинивание песчаных пластов юрского периода, я заложил ещё несколько скважин. Знаменитый шестой номер бригады Семена Урусова забурила в мае 1960 года, а 22 июня в Тюмень, в геологическое управление пришла радиограмма. Скважина выдала фонтан под 400 тонн в сутки! Каково?! Мы получили в Шаиме первую промышленную нефть. Это был успех!
Вскоре «заговорило» Среднее Приобье. 21 марта 1961 года скважина в Мегионе начала фонтанировать нефтью дебитом более 250 тонн в сутки. Ценность этого открытия была исключительно велика. Оно положило начало освоению целого созвездия нефтегазовых месторождений. Почти одновременно с Мегионом на берегу Юганской Оби открыли крупное Усть-Балыкское, затем Ватинское, Северо-Покуровское, Западно-Сургутское, Правдинское, Мамонтовское, а вслед за ними нефтяные гиганты — Самотлорское и Фёдоровское месторождения.
Поворотным пунктом в истории Тюменской нефти было открытие Самотлорского нефтяного месторождения 22 июня 1965 года. Работы вела под руководством В. А. Абазарова . Поисковая скважина дала фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. Внутрипластовое давление было столь высоким, а нефть рвалась из глубин с такой силой, что нагревались стальные трубы. Самотлор, окружённый непроходимыми болотами, — шестое по величине в мире месторождение нефти, которое за время разработки принесло России доходы в размере 245 млрд $, тогда как затраты на его освоение и эксплуатацию не превысили 27 млрд $.
Юрий Эрвье говорил:
Многие считают, что мне в жизни повезло. Всего через несколько лет после приезда в Тюмень я возглавил геологическую службу, руководил открытием многих месторождений. Я далёк от мысли преувеличивать свои заслуги. Вместе со мной трудилась целая плеяда талантливых людей, знающих своё дело. Вместе мы прошли огонь и воду. Среди тех, кто первыми приехал сюда: , С. Белкина , Л. Ровнин , А. Быстрицкий , В. Ансимов , Л. Цибулин , К. Кавалеров, Н. Григорьев , В. Абазаров . Пришли в геологоразведку со студенческой скамьи: А. Юдин , Е. Тепляков , В. Бованенко , В. Подшибякин , В. Токарев , И. Нестеров , , Ф. Салманов , В. Гавриков, Б. Савельев, В. Соболевский, И. Гиря , А. Сторожев, Г. Быстров , В. Пархомович, А. Брехунцов. Все они стали первоклассными руководителями, определяющими стратегию геологразведки Западной Сибири.
— В. Д. Токарев , . Эпоха Эрвье. — Москва: , 2009. — С. 6—7. — 366 с.
В 1965 году был создан , который возглавил Виктор Иванович Муравленко , применивший при освоении нефтяных богатств принципиально новый подход и новые технологии не только в бурении, но и в создании промышленной и социальной инфраструктуры в условиях вечной мерзлоты и заболоченности. Большую роль в промышленном освоении Тюменской нефти сыграли Алексей Кириллович Кортунов (руководитель с 1957 по 1972 годы) и Борис Евдокимович Щербина — в 1961—1973 годах первый секретарь Тюменского обкома партии, а в 1973—1984 годах — министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.
Началом открытий на Крайнем Севере стал Пурпейский газовый фонтан . Вслед за ним «распечатали» крупнейшую в мире Уренгойскую газовую кладовую . Затем Медвежье , Заполярное , Ямбургское , Комсомольское, Новопортовское месторождения. Их открытие и ускоренная разведка создали на Ямале надёжную сырьевую базу для организации крупномасштабной, рассчитанной на десятилетия, добычи газа и транспортировки его по всей России и многие страны Европы.
Для роста эффективности геологоразведочных работ, их оперативности, определения важнейших направлений поисков по инициативе Эрвье была создана мощная организационная структура — «Главтюменьгеология». Её создание сразу сказалось на темпах поисково-разведочных работ, росте объёмов и скорости проходки, открытии новых месторождений. Всю деятельность Главтюменьгеологии Эрвье направил на ускорение подготовки запасов в Приобье, на изучение недр в новых районах Ямала. Последующие открытия показали, что на Ямале находится богатейшая газовая провинция мира. Четыре месторождения этого региона — Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское и Заполярное — вошли в число 10 крупнейших месторождений мира .
Роль Главтюменьгеологии в управлении геологоразведочными работами трудно переоценить. Главк стал штабом, незамедлительно реагирующим на изменение ситуации. В короткий срок принимались решения об увеличении объёмов работ в перспективных регионах и эти работы обеспечивались кадрами, финансами, техникой.
Регион стал привлекать высокопрофессиональные кадры.
Было развёрнуто строительство новых городов нефтяников и газовиков, для их отдыха были построены здравницы на побережье Чёрного моря.
Для эффективной транспортировки нефти и газа в Западно-Сибирском нефтегазоносном бассейне была построена сеть нефте- и газопроводов, соединяющая промыслы с нефтеперерабатывающими заводами и потребителями. Первыми из них стали нефтепроводы Шаим-Тюмень (1965) и , протяжённостью 987 км, строительство которого началось в 1964 и было завершено в 1967 году. Экспортный нефтепровод « Сургут-Полоцк » был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой . В целом обустройство месторождений в Западной Сибири, строительство города Новый Уренгой и создание системы магистральных газопроводов Ленинский комсомол объявил Всесоюзной ударной комсомольской стройкой .
Для утилизации попутного газа , который первоначально сжигался в факелах, были построены Сургутская ГРЭС , Нижневартовская ГРЭС , Тобольский нефтехимический комбинат .
В 1970-е годы из Западной Сибири на запад начали строиться магистральные газопроводы, крупнейшим из которых стал « Уренгой-Помары-Ужгород ».
К 1970 году на территории Тюменской области было открыто более 80 нефтяных, газовых и нефтегазовых месторождений, в том числе крупнейших в мире. По нефти это Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское месторождения, по природному газу — Уренгойское , Медвежье , Заполярное .
Объёмы добычи топлива росли кратно: если в 1965 году в Тюменской области было добыто 953 тысячи тонн нефти, то в 1970 — уже 28 млн тонн, а в 1975 — более 141 млн тонн, а к концу десятилетия область вышла на добычу миллиона тонн нефти и миллиарда кубометров газа в сутки: в 1980 г. тюменские нефтепромыслы дали 313 млн т, в 1981 г. — 329,2 млн т. нефти . Если в Баку потребовалось сто лет для достижения годовой добычи нефти в 23,5 млн тонн, то в Тюмени такой рубеж был преодолён за первые пять лет после начала промышленного освоения .
Первый секретарь Тюменского Генадий Шмаль вспоминал, что в 1966 году « Файнэншл таймс » скептически писала, что русские называют какие-то цифры запасов и добычи, — посмотрим, что они сделают через 5 лет. «А через 5 лет, уже в 1971 году, добыча нефти в Западной Сибири составила более 31 млн тонн. Таких темпов вообще не было нигде» .
После подъёма мировых цен на нефть в 1973 году более чем в три раза, а в 1979-м — ещё более чем в два раза тюменская нефть стала основным источником валютных доходов страны. На вырученные деньги покупались оборудование, материалы, товары народного потребления .
Разработка тюменской нефти дала импульс строительству новых городов. Из маленьких посёлков в города с многотысячным населением превратились Сургут , Нижневартовск , Мегион , Уренгой , Новый Уренгой , Нефтеюганск , Когалым , Урай , Лангепас , Нягань . Всего в ходе освоения тюменской нефти было построено 18 городов . Названия городов Лангепас, Урай, Когалым дали аббревиатуру первых букв в названии частной нефтяной компании ЛУКойл , созданной тюменским нефтяником Вагитом Алекперовым .
Благодаря развитию нефтепромыслов в городах Тюменской области были построены полная социальная инфраструктура, аэропорты. В регионе проложены дороги с твёрдым покрытием, железная дорога Тюмень-Тобольск-Сургут-Нижневартовск, построены десятки мостов через реки.
За вклад в открытие и разработку Тюменской нефти было награждено орденом Ленина , восьми геологам присвоили звания Героев Социалистического Труда , ещё девять удостоены Ленинской премии, 394 человека были награждены орденами и медалями Советского Союза.
В результате командировок поэтов и композиторов на комсомольские стройки были созданы песни, завоевавшие широкую популярность: « Главное, ребята, сердцем не стареть », «Письмо на Усть-Илим», «ЛЭП-500», «Геологи», « » из цикла Александры Пахмутовой « » (поэты С. Гребенников и Н. Добронравов ) , « » Андрея Петрова .
«Тюменская нефть». Песня В. С. Высоцкого , 1972.
«Северный вариант». Художественный фильм, снятый в 1974 году об открытии нефти Семёном Урусовым[1], а главной роли — Олег Анофриев .
« Сибириада ». Фильм-эпопея Андрея Кончаловского 1978 года.
С 1964 года в Ханты-Мансийске проводятся лыжные гонки на приз «Большая Тюменская нефть» . На них в 1980 году выполнила норматив мастера спорта , первый тренер олимпийских чемпионов Анастасии и Антона Шипулиных .