Interested Article - Грабарь, Игорь Эммануилович

И́горь Эммануи́лович Граба́рь ( русин. Ігор Імануїлович Грабарь ; 25 марта 1871 , Будапешт , Австро-Венгрия 16 мая 1960 , Москва , СССР ) — русский и советский живописец и художник - реставратор , искусствовед , теоретик искусства , просветитель , музейный работник , педагог .

Действительный член Императорской Академии художеств (1913). Академик АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Б. М. Кустодиев . Групповой портрет художников общества « Мир искусства » (эскиз неосуществленной картины). Слева направо: И. Э. Грабарь , Н. К. Рерих , Е. Е. Лансере , Б.М. Кустодиев , И. Я. Билибин , А. П. Остроумова-Лебедева , А. Н. Бенуа , Г. И. Нарбут , К. С. Петров-Водкин , Н. Д. Милиоти , К. А. Сомов , М. В. Добужинский . Ок. 1916.

Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря , избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента . Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева . Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский , известный деятель русского движения в Закарпатье и Галиции . Мать художника, Ольга Грабарь , также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции . Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Закарпатье . Заслужив своей антимадьярской деятельностью репутацию врага государства и правящей династии, Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова , а через три года последовал за ними в Париж . В 1876 году Э. Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии , где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров . В течение 1879—1880 годов в Российскую империю переехали его жена с сыновьями.

Игорь Грабарь с 1880 по 1882 год учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой , сводной сестры писателя И. С. Тургенева . С 1882 года учился в лицее цесаревича Николая , который окончил в 1889 году с золотой медалью; затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета , который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата Владимира , ставшего известным юристом, Игорь Грабарь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств . С 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора П. П. Чистякова , а в 1894 году поступил в Императорскую Академию художеств , где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина . В 1896 году уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ажбе . К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).

В 1901 году Грабарь вернулся в Российскую империю, участвовал в работе творческих объединений « Мир искусства » и « Союз русских художников », на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.

В 1903 году окончательно переехал в Москву. С этого времени принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе». Его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым , в Риме на международной выставке в 1909 году. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .

Почта России, 2021. 150-летие со дня рождения художника И. Э. Грабаря

Вскоре после переезда в Москву познакомился с художником Н. В. Мещериным . Неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино .

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. Много писал об искусстве в журналах, таких как « Мир искусства », « Весы », « Старые годы », « Аполлон », « Нива ». Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял. Он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

В начале 1913 года Московская городская дума избрала его попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. В письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать «…не на расстоянии, не через стёкла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников . Осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты. В основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. В конечном итоге его реформы получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году, говорилось, что «… обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель». И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната — для этого были проведены исследования для установления имён изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений. Большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Под его руководством была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых « » С. С. Щукина , «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева , «На жатве. Лето» А. Г. Венецианова , «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина .

После Февральской революции в 1917 году Грабарь организовал Союз деятелей московских художественных хранилищ и становится его председателем, боролся с расхищением музеев и частных коллекций, работал в музейном отделе Наркомпроса .

После Октябрьской революции также активно занимался живописью, создавая как пейзажи , так и официальные, «придворные» композиции. С 1918 года руководил художественно-декоративной частью Малого театра . С августа 1919 года являлся членом Российской академии истории материальной культуры , в экспедициях изучал историю северной русской культуры .

В 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был .

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой , с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса . В самом начале сталинских чисток ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен .

С 1921 года — профессор Московского государственного университета , где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва « Троица ».

Был консультантом Учёного совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре , научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов . В 1937—1943 годах — директор Московского государственного художественного института (с 1937 — профессор).

В начале 1943 года выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счёт конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил « трофейные бригады », отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. В том же году он стал директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Осенью 1944 года под его руководством был создан Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии АН СССР (ныне Государственный институт искусствознания ). До конца своей жизни возглавлял этот коллектив учёных, задачей которого стала подготовка многотомного издания « История русского искусства » (1954—1962). До последних дней жизни Грабаря составление и редактирование «Истории» оставалось его основной заботой.

Грабарь внёс собственные средства в Фонд обороны :

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Когда вся страна отдаёт свои трудовые сбережения на усиление технической мощи Красной Армии для окончательного разгрома врага, советские художники не могут оставаться в стороне от стихийного всенародного движения, поэтому я внёс сегодня в Госбанк 70.000 рублей, как первый вклад в фонд создания бронетанковой колонны «Советские художники Красной Армии».

Директор Всероссийской академии художеств, академик живописи, доктор искусствоведческих наук Игорь Грабарь

За что получил благодарность от Сталина :

Благодарю Вас, товарищ Грабарь, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
Примите мой привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН

В 1944 году возвратился в качестве научного руководителя в Государственные центральные реставрационные мастерские. Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр , выросший из созданных им Центральных реставрационных мастерских , носит его имя.

В 1947 году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре , а также в организации там Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва .

Могила Грабаря на Новодевичьем кладбище Москвы.

Игорь Эммануилович Грабарь умер 16 мая 1960 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8) .

Семья

Жена — Валентина Михайловна Мещерина (1892—1959) , племянница художника и купца-мецената Николая Васильевича Мещерина (1864—1916), ближайшего друга и покровителя Грабаря, создававшего картины в таком же стиле. Их дети:

  • Ольга (22 мая 1922 — 15 октября 2023), биохимик, в замужестве Строева, во втором браке Епифанова ;
  • Мстислав (1925—2006), математик (вторым браком был женат на Елене Копелевой, дочери литературоведа Льва Копелева ).

Награды и звания

Картины Игоря Грабаря дореволюционного периода (в общественном достоянии)

Некоторые известные ученики

Избранные публикации

  • Грабарь И. Э. История русского искусства. — Т.1. — Москва: изд. Кнебель, 1910; Т.2. — М., 1910—1911; Т.3. — М., 1912
  • Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. — Москва: изд. Кнебель, 1914
  • Грабарь И. Э. Репин — Москва: Жургаз, 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
  • Грабарь И. Э. Репин. В 2-х томах. — Москва: Изогиз, 1937. — 5000 экз.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. — Москва : Искусство ; Ленинград, 1937. — 376 с.
  • Грабарь И. Э. Новооткрытый Рембрандт. — Москва: изд. АН СССР, 1956
  • Грабарь И. Э. : в 3 т. . — Москва : Наука , 1974. — Т. 1 : 1891—1917. — 473 с.
  • Грабарь И. Э. : в 3 т. . — Москва : Наука , 1977. — Т. 2 : 1917—1941. — 425 с.
  • Грабарь И. Э. : в 3 т. . — Москва : Наука , 1983. — Т. 3 : 1941—1960. — 368 с.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. — Составл.: Володарский В. М., вступ с., комментарии. — Москва: Республика, 2001. — 495 с. — ISBN 5-250-01789-4 .

Примечания

Комментарии
  1. Этой фамилией И. Э. Грабарь подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы.
  2. Причиной популярности могло быть то, что дочь Сталина , которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана , и все решили, что на портрете изображена именно она .
  3. Через несколько лет после рождения сына жена ушла из семьи и о детях заботилась её сестра — Мария Мещерина .
  4. за выдающиеся заслуги в области истории и развития изобразительного искусства и подготовки кадров советских художников, в связи с 75-летием со дня рождения
Источники
  1. Дата обращения: 24 апреля 2009. 22 октября 2009 года.
  2. Борисова Е. А. , Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. — М. : Наука, 1971. — С. 229. — 239 с.
  3. , с. 262.
  4. , с. 444.
  5. Егорова Н. «Трудящийся интеллигент» // «Русская Галерея». — № 2. — 2001. — С. 11—14.
  6. . Дата обращения: 18 августа 2020. 30 января 2020 года.
  7. от 9 декабря 2014 на Wayback Machine
  8. Григорий. Покушение на искусство. — М. , 2009. — С. 196.
  9. . Дата обращения: 7 февраля 2023.
  10. .
  11. от 29 мая 2010 на Wayback Machine .
  12. В. Малышев. . РИА Новости (25 марта 2011). Дата обращения: 7 февраля 2023. 29 октября 2013 года.
  13. . Дата обращения: 11 декабря 2020. 8 июля 2017 года.
  14. . Дата обращения: 18 августа 2020. 28 января 2020 года.
  15. Картины И.Э. Грабаря, написанные до 1917 года, находятся в общественном достоянии, в отличие от остальных.

Литература

  • Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. ст. А. А. Сидорова , библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. наук СССР. — М.: АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — ( . Серия искусства. Вып. 1).
  • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
  • Азаркович В. Г., Егорова Н. В. И. Грабарь. Л., 1974;
  • Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1979;
  • Иванова И. А. Мой музей… Страницы воспоминаний о первых десятилетиях становления Музея имени Андрея Рублева. – М.: 2012.
  • Мамонтова Н. И. Грабарь. М., 2001;
  • Клименко Ю. Г. Архитекторы Москвы. И. Э. Грабарь. М.: Прогресс-Традиция, 2015. — 374 с. ISBN 978-5-89826-453-6
  • Скляренко В. от 27 октября 2016 на Wayback Machine
  • О. И. Грабарь. Непобедимые гуманисты. (электронная книга)

Ссылки

Источник —

Same as Грабарь, Игорь Эммануилович