Марксистский интернет-архив
- 1 year ago
- 0
- 0
Марксистский гуманизм — это совокупность теорий, идей и политических действий, основанная на интерпретации работ Карла Маркса . Это исследование того, «из чего состоит человеческая природа и какое общество было бы наиболее благоприятным для процветания человека» с критической точки зрения, уходящей корнями в марксистскую философию. Марксистские гуманисты утверждают, что сам Маркс занимался исследованием подобных вопросов .
Марксистский гуманизм возник в 1932 году с публикацией « Экономическо-философских рукописей 1844 года » Маркса и достиг определенной известности в 1950-х и 1960-х годах. Марксистские гуманисты утверждают, что существует преемственность между ранними философскими трудами Маркса, в которых он развивает свою теорию отчуждения , и структурным описанием капиталистического общества, найденным в его более поздних работах, таких как « Капитал » . Они считают, что необходимо усвоить философские основы Маркса, чтобы правильно понять его более поздние работы .
В отличие от официального диалектического материализма СССР и структуралистского марксизма Луи Альтюссера , марксистские гуманисты утверждают, что работа Маркса была продолжением или трансценденцией гуманизма Просвещения .
Начало марксистскому гуманизму положила публикация «Истории и классового сознания» Дьёрдя Лукача и «Марксизма и философии» Карла Корша 1923 года . В этих книгах Лукач и Корш предлагают марксизм, который подчёркивает гегельянский элемент мысли Карла Маркса. Марксизм — это не просто теория политической экономии, улучшающая своих предшественников, и не научная социология , сродни естественным наукам. Марксизм — это прежде всего критика, самосознательная трансформация общества . В капиталистических обществах человеческие свойства, отношения и действия трансформируются в свойства, отношения и действия созданных человеком вещей, которые становятся независимыми от человека и управляют его жизнью. Затем эти созданные человеком вещи представляются изначально независимыми от человека. И наоборот, человеческие существа превращаются в вещеподобных существ, которые ведут себя не по-человечески, а по законам вещного мира. Лукач утверждает, что элементы этой концепции неявно присутствуют в анализе товарного фетишизма , содержащемся в « Капитале » .
Первая публикация «Экономических и философских рукописей Маркса» в 1932 году сильно изменила восприятие его работы . Эта ранняя работа Маркса была написана в 1844 году, когда Марксу было двадцать пять или двадцать шесть лет . Рукописи помещали прочтение Марксом политической экономии, его отношение к философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха , а также его взгляды на коммунизм в новые теоретические рамки. В рукописях Маркс заимствует философскую терминологию у Гегеля и Фейербаха, чтобы изложить критику капиталистического общества, основанного на «отчуждении» . Благодаря своей собственной деятельности человек становится чуждым своим человеческим возможностям: продуктам своей собственной деятельности, природе, в которой он живёт, другим людям и самому себе. Эта концепция не просто описательна, это призыв к де-отчуждению посредством радикального изменения мира .
Название | Основные представители | Описание |
---|---|---|
Франкфуртская школа | М. Хоркхаймер , Т. Адорно , Г. Маркузе , Э. Фромм | Возникла в 1930-х годах в Германии. Критиковала общество потребления , сложившееся в западных странах и советскую версию марксизма. Франкфуртская школа утверждала, что современное индустриальное общество превратилось в технократичную и тоталитарную систему, существующую за счет навязывания «ложного сознания» и ложных потребностей через СМИ и массовую культуру. |
Группа Джонсон-Форест | С. Джеймс , Р. Дунаевская | Возникла в 1940-х годах в американском троцкистском движении. Группа, в отличие от других троцкистов, определявших советский строй как деформированное рабочее государство , бюрократический коллективизм и т.д., определяла его как государственный капитализм . |
Экзистенциалистский марксизм | Ж.-П. Сартр , К. Касториадис , К. Лефор | Основной акцент в этом направлении делается на человеческую субъективность, проблемы отчуждения (то, на что делал сильный упор ранний Маркс), проблемы восстановления целостности человека. |
Феноменологический марксизм | Э. Пачи, П. Пиконе | Энцо Пачи пытался соединить Гуссерля с Марксом путём соединения феноменологии и марксизма. Роватти, Вигорелли разрабатывали проблематику человеческих потребностей, революционного субъекта истории и т. д. |
Школа «Праксис» , | Г. Петрович , Р. Супек , С. Стоянович , В. Филиппович | Возникла в Югославии в 1960-х годах. Человек трактовался не просто как трудящееся существо, как субъект свободной творческой практики, практика рассматривалась как фундаментальное отношение между субъектом и объектом. |
Будапештская школа | А. Хеллер , М. Вайда , Д. Маркуш , Ф. Фехер | Возникла в Венгрии в 1960-х годах. Последователи идей молодого Дьёрдя Лукача, в частности, особенное значение имеет его работа «История и классовое сознание», в которой диалектика представляется как взаимосвязь и взаимопереход объекта и субъекта, а во главу угла ставится понятие общества как целостности. |
Другие представители марксистского гуманизма: