Interested Article - Школа праксиса

Школа праксиса ( хорв. Praxis filozofija ) — направление в хорватской и югославской философии , характеризующееся как версия недогматического ( хорв. nedogmatskog ) марксизма .

История

Основными центрами философского движения были Белград и Загреб , а на острове Корчула c 1963 по 1974 год ежегодно проходила международная летняя школа ( хорв. Korčulanska ljetna škola ). С 1 сентября 1964 по 1974 г. школой праксиса издавался журнал «Praxis», а с апреля 1981 по 1994 г. — «Praxis International».

Источники

Особенностью философии «Праксиса» была критика советского («догматического») марксизма ( диалектического материализма и теории отражения ) и опора на «ранние работы» ( хорв. Rani radovi ) Маркса:

Философия человека

Человек ( хорв. čovjek ) трактовался не просто как трудящееся существо, но как субъект свободной творческой практики ( хорв. praksa , djelatnost ), которая преобразует окружающий мир ( хорв. svijet ) и самого человека. Гайо Петрович настаивал, что практика имеет два атрибута: свободу и творческое начало ( хорв. slobodu i stvaralaštvo ). Именно такая практика становится критерием истины . Именно в практике человек находит посюсторонность ( хорв. ovostranost ), осуществленность ( хорв. zbiljnost ) и мощь ( хорв. moć ).

Философия истории

Одной из форм практики является революция ( хорв. Revolucija ). Практика находит свое выражение в истории, смысл которой заключается в прогрессе и создании нового. Собственно, революция творит историю. Милан Кангрга противопоставил историю ( хорв. povijest ) историографии ( хорв. historija ) . История направлена в будущее ( Povijest je okrenuta u budućnost ), а историография — в прошлое. Равным образом различались исторические и историографические личности. Коперник и Тесла исторические личности ( хорв. povijesne ličnosti ), а Гитлер и Муссолини историографические. Препятствием для истории могут служить общественные институты, которые приводят к отчуждению ( хорв. Otuđenje ). Отчуждение выражается не только в капитализме или в сталинизме ( хорв. Staljinizam ), но также в проекциях любых абстрактных коллективов, в том числе в государстве ( хорв. država ) и нации.

Критика

Ортодоксальные марксисты критиковали «Праксис» за ревизионизм и лево-анархистский уклон . Ю. И. Семёнов называет группу журнала «Praxis» последователями социоконструктивного идеализма - учении И. Г. Фихте об абсолютном "Я", являющимся порождением общественного сознания .

Основные представители

Примечания

  1. Кангрга, М. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Praxis: filozofski časopis, 1-2, 1972
  2. Ю. И. Семёнов. Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — С. 129. — 222 с. — ISBN 978-5-397-03780-8 .

Литература

  • Mihailo Markovic and Robert S. Cohen Yugoslavia: The Rise and Fall of Socialist Humanism. A History of the Praxis Group , Nottingham, Spokesman Books, 1975.
  • Oskar Gruenwald The Yugoslav search for man: Marxist humanism in contemporary Yugoslavia . J.F. Bergin Publishers, South Hadley, MA. 1983.
  • Nebojša Popov (ed.) Freedom and Violence: a conversation about the Praxis journal and Korčula Summer school («Sloboda i nasilje: Razgovor o časopisu Praxis i Korčulanskoj letnjoj školi»), «Res publica», Beograd, 2003 (in Serbian)
  • Cambridge Dictionary of Philosophy , 2nd Edition. Gen. Ed. Robert Audi. Cambridge: Cambridge University Press , 2001.
  • Gerson S. Sher, Praxis: Marxist Criticism and Dissent in Socialist Yugoslavia . Bloomington, Indiana University Press , 1977.

Ссылки

Источник —

Same as Школа праксиса