Костерин, Николай Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексей Евграфович Костерин ( 17 марта 1896 , Новая Бахметьевка , Саратовская губерния — 10 ноября 1968 , Москва ) — советский писатель , общественный деятель, диссидент . Участник Гражданской войны , борец за установление Советской власти на Кавказе .
Родился 17 марта 1896 года в селе Новая Бахметьевка Саратовской губернии в семье рабочего-металлиста. В 1915 году окончил реальное училище в Петровске , затем работал журналистом. Старшие братья Костерина были большевиками с дореволюционным стажем. В 1916 году учился в народном университете Шанявского . Участвовал в профсоюзном движении. В 1917 году был арестован по обвинению в принадлежности к партии большевиков, освобождён после Февральской революции .
В 1917—1922 годах жил на Кавказе. В 1918 году стал членом партии большевиков. Принимал активное участие в Гражданской войне. В начале 1920 года стал военным комиссаром Чечни , а затем — секретарём Кабардинского обкома ВКП(б) . В марте 1922 года за пьянство был исключён из партии.
В 1922—1936 годах жил в Москве. Вернулся к занятиям журналистикой. Начал заниматься художественной литературой. Был членом литературных групп « Молодая гвардия », « Октябрь », « Кузница », « Перевал ». В 1924 году выпустил свой первый сборник рассказов. Работал корреспондентом московских газет «На вахте», « Гудок », « Известия ». В 1935 году стал членом Союза писателей СССР . С 1936 года работал в Магадане в газете «Советская Колыма».
Был арестован 6 мая 1938 года. Как « социально опасный элемент » Особым совещанием НКВД СССР был приговорён к 5 годам исправительно-трудовых работ. Отбывал срок на Колыме . После завершения срока продолжал работать на том же месте вольнонаёмным рабочим.
Дочь Костерина Нина в 1936—1941 вела дневник. С началом Великой Отечественной войны она ушла в партизанский отряд и погибла. Её дневник был опубликован Твардовским в 1964 году .
С 1945 года жил в Ростовской области (станица Усть-Медведицкая ), а затем работал воспитателем в детском доме и рабочим сцены в Саратове . В 1953 году вернулся в Москву. Работал киоскёром и книгоношей. Верховным судом СССР в 1955 году был реабилитирован . В 1956 году восстановился в Союзе писателей СССР. Печатал в московских журналах воспоминания об Артёме Весёлом , Велемире Хлебникове . Сборник рассказов о Колыме «По таёжным тропам» (1964) был сильно переработан цензурой .
В 1957 году написал письмо Хрущёву с критикой политики Сталина в отношении чеченцев и ингушей . Письмо получило широкое распространение среди депортированных народов . За многолетнюю деятельность по защите прав чеченцев и ингушей преследовался КГБ, подвергался обыскам и допросам.
В середине 1960-х годов вместе со своим другом, старым большевиком С. Писаревым создал кружок диссидентов ( Валерий Павлинчук , Генрих Алтунян , Иван Яхимович , Пётр Григоренко ). Пётр Григоренко впоследствии называл Костерина своим учителем. Члены кружка противопоставляли советскую действительность «ленинским заветам». В 1966—1967 годах выступал с резкой критикой попыток реабилитации Сталина и возврата к сталинским принципам в политике. Им было подписано письмо девяти старых большевиков к XXIII съезду партии с просьбой вернуться к революционным идеалам. Многократно обращался в партком и правление Союза писателей СССР с предложением увековечить память писателей, репрессированных в годы культа личности , но безрезультатно.
В мае 1967 года распространил в самиздате свою статью «О малых и забытых». Статья была посвящена депортированным народам и с неё началась активная диссидентская деятельность Костерина. Он стал заметной фигурой в движении за реабилитацию крымских татар . В июле того же года написал открытое письмо Михаилу Шолохову , в котором критиковал взгляды последнего на политику и литературу. Московское отделение Союза писателей по этому поводу возбудило персональное дело против Костерина. В 1967—1968 годах: принял участие в сборе петиций по делу Гинзбурга и Галанскова ; подписал письмо Консультативному совещанию коммунистических и рабочих партий в Будапеште с просьбой предоставить ему и Григоренко как представителям «коммунистической оппозиции» в СССР возможность выступить на его заседании; подписал письмо к Президиуму Консультативного совещания коммунистических и рабочих партий в Будапеште о политических процессах в СССР и дискриминации малых наций.
В феврале 1968 года у Костерина случился инфаркт , от которого он так и не оправился. Однако он не прервал своей деятельности и в марте совместно с Григоренко написал «Открытое письмо о ресталинизации». В том же году написал открытое письмо «Раздумье на больничной койке» о судьбе партии. В июле вместе с Григоренко написал открытое письмо «К членам коммунистической партии Чехословакии », которое подписали Павлинчук, Писарев, Яхимович с поддержкой Пражской весны . В сентябре вместе с Григоренко написал обращение в защиту участников « демонстрации семерых ». После начала суда над демонстрантами подписал «Обращение восьми» в Московский городской суд.
В октябре партком Московского отделения Союза писателей заочно исключил Костерина из партии. 24 октября Костерин написал письмо в Политбюро ЦК КПСС, в котором изложил нарушения, допущенные при его исключении. В письме он проинформировал о своём выходе из партии и приложил к письму свой партийный билет. 30 октября был исключён из Союза писателей СССР.
Скончался 10 ноября 1968 года. Был кремирован в Донском крематории ; церемония кремации превратилась в правозащитный митинг, на котором выступили соратники покойного. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища .