Со дня своего основания в 1963 году до 1976 года труппа давала представления в театре
Олд Вик
. Нынешнее здание театра располагается на набережной
Темзы
, рядом с
мостом Ватерлоо
,
Лондон
. Помимо спектаклей в самом здании театра, труппа постоянно проводит турне по другим городам Великобритании
.
С 1988 года театру была пожалована приставка «Королевский»
, но полное название используется редко. Театр представляет разнообразную программу, которая включает в себя как
Шекспира
и других всемирных классиков, так и новые пьесы современных авторов. Наличие трёх залов позволяет увеличить количество одновременно показываемых спектаклей, что даёт возможность значительно расширить репертуар на сезон.
В июне 2009 года театр запустил программу «
Национальный театр в прямом эфире
» (
англ.
National Theatre Live
, NT Live) — проект трансляций спектаклей театра в кинотеатрах сначала по стране, а затем и по всему миру. На сегодняшний день трансляции проходят более чем в 2000 кинотеатров в 50 странах мира
.
В марте 2022 года новым королевским покровителем театра стала
Камилла, герцогиня Корнуолльская
.
Королева
Елизавета II
была патроном Национального театра с 1974 по 2019 год, когда этот статус был передан
Меган Маркл
, которая сохраняла его до отказа от всех королевских регалий в 2020 году.
Содержание
Основание
Вопрос об основании Национального театра впервые был поднят в середине XIX века, когда в Лондоне основными театральным развлечениями были мелодрамы и
варьете
. Потребность в «серьезном театре» возрастала, а когда в 1879 году
Комеди Франсез
обосновался в театре «Гэйети», было принято решение о создании «образцового театра», который будет постоянно отдавать должное
Шекспиру
, в котором будет лучшая британская труппа и школа актёрского мастерства
.
Шекспировский мемориальный театр
был открыт в городе
Стратфорд-апон-Эйвон
23 апреля 1879 года. Его труппу составляла Новая шекспировская компания (теперь
Королевская шекспировская компания
). В 1904 году сэр
Герберт Бирбом Три
основал
Королевскую академию драматического искусства
при
Театре Её Величества
. Таким образом, столица всё ещё оставалась без национального театра. Лондонская шекспировская лига, основанная в 1902 году для продвижения Шекспировского национального театра (проект прекратил свое существование в 1916 году), в 1913 году даже приобрела в лондонском районе
Блумсбери
землю под здание. Работы были приостановлены в связи с началом
Первой мировой войны
. В 1910 году
Джордж Бернард Шоу
написал короткую комедию «Смуглая леди» (
англ.
The Dark Lady of the Sonnets
), в которой Шекспир хотел встретиться со Смуглой леди, а вместо этого встречает королеву
Елизавету I
и пытается уговорить её построить национальный театр, чтобы ставить его пьесы. Комедия была частью кампании по продвижению Национального театра.
Наконец, в 1948 году Городской совет Лондона предложил для строительства место рядом с
(англ.)
(
(район
Саут-Банк
). В 1949 году обеспечивающий материальную поддержку «Закон о Национальном театре» был одобрен
Парламентом
.
Краеугольный камень был заложен в 1951 году
, а десять лет спустя
Правительство
объявило, что нация не может позволить себе Национальный театр. Правительство действовало жёсткими методами, чтобы сохранить деньги — попытками слить три существовавшие на общественном финансировании в то время компании. В ответ на это Городской совет отказался от арендной платы на землю и оплатил половину стоимости строительства
.
В июле 1962 года соглашение было достигнуто, был создан совет по надзору за строительством и отдельный совет по управлению труппой Национального театра и арендой театра «
Олд Вик
». 22 октября 1963 года труппа Национального театра сыграла свой первый спектакль, «
Гамлет
». Официально труппа оставалась в «
Олд Вик
» до 1977 года, когда было закончено строительство последнего зала
.
Здание
Здание театра было спроектировано архитекторами сэром
, Питером Софтли и фирмой
Flint & Neill
. Строительные работы выполнялись компанией
Sir Robert McAlpine
.
Уже во время строительства проект вызывал неоднозначные впечатления у окружающих. Историк архитектуры Марк Гироурд описал его как «эстетику сломанных форм». Сэр
Николас Певснер
, в свою очередь, нашёл бетонные конструкции внутри и снаружи слишком тяжеловесными.
Принц Чарльз
в 1988 году язвительно заметил, что был найден «хитрый способ построить атомную станцию в центре Лондона так, чтобы никто не возражал». А вот сэр
Джон Бетчеман
, не будучи любителем
брутализма
в архитектуре, написал Лэсдану восторженное письмо, в котором описал здание как «неизбежное и законченное»
.
Несмотря на противоречия, здание театра в 1994 году было внесено в Список зданий, представляющих особую архитектурную или историческую ценность с присвоенным 2-м уровнем (важные здания, представляющие особый интерес)
.
В сентябре 2007 года около здания открыли статую Лоренса Оливье в роли
Гамлета
в честь 100-летия со дня рождения первого художественного руководителя Национального
.
Внутри театр представляет собой большой комплекс залов, технических помещений, репетиционных, кинозалов. Войти в Национальный театр можно с набережной через центральный вход и через террасу с
моста Ватерлоо
. Театр открыт для посетителей с 10 утра до 19:30 вечера, когда начинаются спектакли. Всё время для посетителей доступны рестораны, книжный и сувенирный магазины, туры за кулисы, обучающие программы и познавательные лекции. Современные холлы театра часто используются для перформансов студентов театральных школ Лондона, а в летние месяцы перед зданием на набережной проводятся многочисленные представления на открытом воздухе. В здании располагаются не одна, а целых три сцены (театра)
.
Интересной особенностью театра является устроение гримёрных комнат актёров. Они расположены вокруг внутренней воздушной и световой шахты так, что их окна обращены друг на друга. За долгие годы существования театра это породило особую традицию. В «вечер открытия» (обычно не официальная премьера, а предварительный показ для прессы) когда на сцену вызываются «открывающие» (актёры, занятые в первой сцене), остальные актёры подходят к окнам и громко стучат в стекло ладонью, таким образом выражая поддержку и желая удачи тем, кто появится на сцене раньше остальных
.
Театр Оливье
Названная в честь первого художественного руководителя Лоренса Оливье, основная сцена Национального построена в форме
амфитеатра
: полукруглый, поднимающийся под углом зал на 1100 человек обрамляет открытую сцену, обеспечивая отличный обзор с любой точки. К тому же при такой планировке актёр, находящийся на
авансцене
, может видеть весь зрительный зал. В центре сцены — вращающийся пяти-секционный круг, уходящий на 8 метров вниз под уровень сцены, что позволяет реализовывать любые идеи режиссёров и обеспечивает быструю смену декораций в драматические моменты быстрого развития сюжета. Такая сцена и «полётная» система над ней изначально вызывали много противоречий, и потребовалось почти 10 лет согласований для одобрения проекта
.
Театр Литтлтон
Сцена, названная в честь
Оливера Литтлтона
, первого председателя Совета Национального театра, построена в форме
просцениум
и вмещает в себя 890 зрителей.
Театр Дорфман
Дорфман — «самая маленькая, обнажённая и наиболее благоприятная для перестройки из сцен Национального театра» вместимостью 400 человек
. До своего закрытия на ремонт в 2013 году сцена носила имя
Барона Коттесло
, председателя совета Театров Саут-Банк. После ремонта в 2014 году театр переименовали в честь Ллойда Дорфмана, председателя
Travelex Group
, который пожертвовал Национальному театру 10 млн фунтов
.
Художественные руководители
Лоренс Оливье
(1963—1973) — наиболее востребованный и успешный британский театральный и киноактёр своего времени, он фактически создал труппу Национального театра, объединив труппы «Олд Вик» и Чичестерского фестивального театров.
Помимо режиссуры, Оливье появлялся на сцене во многих успешных постановках. В 1970 году он получил пожизненное
пэрство
за заслуги перед театром, в 1973 году сложил с себя полномочия.
Питер Холл
(1973—1988) — принял на себя руководство, чтобы управлять переездом театра в здание на Саут-Банк
. До Национального театра Холл был руководителем Мемориального шекспировского театра в Стратфорде, заложил основы Королевской шекспировской компании. Под его руководством Национальный продолжал ставить классические произведения с большим успехом.
Ричард Эйр
(1988—1997) — до того как занять главный пост долгое время был заместителем Холла.
Тревор Нанн
(1997—2003) — пришёл в Национальный из Королевской шекспировской компании
. Он принес в репертуар театра популистские нотки, впервые поставив на его сцене музыкальные спектакли.
Николас Хайтнер
(2003—2015) — был заместителем
Ричарда Эйра
на посту художественного руководителя. Некоторые его успешные постановки послужили основой для фильмов. Среди нововведений Хайтнера были проект обновления театра
NT Future
, организация проекта
NT Live
, а также схема, позволяющая посетителям моложе 26 лет покупать входные билеты по 5 фунтов на любой спектакль.
Руфус Норрис
(2015-) — с 2011 года был заместителем руководителя Национального, поставил ряд успешных спектаклей. Примечательно, что он первый со времён Лоренса Оливье художественный руководитель Национального театра, не имеющий образования университета системы
Оксбридж
.
Национальный театр в прямом эфире
«Национальный театр в прямом эфире»
— проект трансляций лучших спектаклей британских театров в прямом эфире и в записи в кинотеатрах по всему миру. Инициатором проекта выступил художественный руководитель Национального театра Николас Хайтнер.
Я вырос в Манчестере в 60-е годы. Если бы у меня была возможность смотреть [постановки] театра Оливье Национального театра в местном кинотеатре, я бы не вылезал оттуда.
Оригинальный текст
(англ.)
I grew up in Manchester in the 60s. If I had been able to see Olivier's National Theatre at my local cinema, I would have gone all of the time.
«Национальный театр в прямом эфире» продолжает расширять ареал трансляций и количество доступных к просмотру пьес. Для сезона 2016—2017 годов их число составило 14. Успех проекта доказывают цифры статистики: 15 октября 2015 года трансляцию «
Гамлета
» театра Барбикан с
Бенедиктом Камбербэтчем
в заглавной роли показывали 87 % кинотеатров Великобритании
. Общее количество зрителей по всему миру превысило 550 тысяч, на сегодняшний день это рекорд для трансляций спектаклей
.
Mark Brown.
(англ.)
.
theguardian.com
.
The Guardian
(23 октября 2010). Дата обращения: 15 марта 2017.
20 марта 2021 года.
Michael Quinn.
(неопр.)
.
thestage.co.uk
(2 июля 2014). Дата обращения: 15 марта 2017.
Darlington W. A.
Laurence Olivier. — London: Morgan Grampian, 1968. — С. 90. —
ISBN 978-0-249-43970-0
.
Charles Spencer (2005-11-20). "A Titan who Transformed Theatre".
The Daily Telegraph
.
Andrew Dickson.
(англ.)
.
theguardian.com
.
The Guardian
(18 ноября 2011). Дата обращения: 14 мая 2017.
2 сентября 2017 года.
Fiachra Gibbons.
(англ.)
.
theguardian.com
.
The Guardian
(26 сентября 2003). Дата обращения: 17 апреля 2017.
12 марта 2017 года.
Rachel Cooke.
(англ.)
.
theguardian.com
.
The Guardian
(31 июля 2016). Дата обращения: 17 апреля 2017.
25 апреля 2017 года.
↑
, с. 1027.
Michael Billington.
(англ.)
.
theguardian.com
.
The Guardian
(26 июня 2009). Дата обращения: 14 мая 2017.
23 июня 2018 года.
Lyn Gardner.
(англ.)
.
theguardian.com
.
The Guardian
(16 октября 2015). Дата обращения: 15 марта 2017.
18 марта 2017 года.
↑
Maev Kennedy.
(англ.)
.
theguardian.com
.
The Guardian
(6 июня 2016). Дата обращения: 17 мая 2017.
7 июня 2016 года.
↑
Amnon Kabatchnik.
Blood on the Stage, 1975-2000: Milestone Plays of Crime, Mystery, and Detection. — Scarecrow Press, 2012. — С. 344—345. — 646 с. —
ISBN 978-0-8108-8355-0
.
, с. 297.
, с. 405.
, с. 527.
, с. 613.
, с. 771.
, с. 796.
, с. 937.
, с. 1034.
, с. 1062.
Литература
Daniel Rosenthal.
. — London: Oberon Books Ltd., 2013. — 1492 с. —
ISBN 9781849439435
.