Interested Article - Хомейни, Рухолла

Сейи́д Рухолла́ Мостафави́ Мусави́ Хомейни́ ( перс. سيد روح الله مصطفوی موسوی خمینی [sejˈjede ruːholˈlɑːhe mostæfæˈviːje muːsæˈviːje xomeiˈniː] ; 24 сентября 1902 , по другим данным, родился в 1898 или 1900 году , Хомейн , Персия 3 июня 1989 , Тегеран , Иран ) — иранский религиозный, духовный, государственный и политический деятель, великий аятолла , лидер исламской революции 1979 года в Иране. Высший руководитель Ирана с 1979 по 1989 год.

Рухолла́ ( перс. روح الله ‎/, араб. روح الله ‎) — арабское имя , переводится как «Божий дух». Мусави́, перешедшее из имени отца сейида Мустафы Мусави, говорит, что его род восходит к седьмому имаму Мусе аль-Казиму , а следовательно к пророку Мухаммеду .

Преподавал в Куме , в 1950-е годы получил титул «аятолла». С 1963 года находился в оппозиции к шахскому режиму Ирана. Его арест повлёк самые крупные волнения за десятилетие, свыше 1000 убитых. Был выслан властями в Турцию , затем переехал в Ирак , в 1978 году — в Париж .

В январе 1979 года возглавил исламскую революцию в Иране. Через две недели после бегства шаха , 1 февраля 1979 года, вернулся в Иран. 11 февраля назначил временное правительство во главе с Мехди Базарганом .

В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.

Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом . На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал.

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком , то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом» .

Биография

Юность и начало политической борьбы

Рухолла Хомейни в молодости

Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя- шиита , Мустафы Мусави — потомка шиитского имама ( сейида ). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой, более правдоподобной, версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Эраке , а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви , за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. В 27 лет Хомейни взял в жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе , которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание « аятолла » — высший духовный титул в шиитском исламе.

Первые победы

В 1962 году Хомейни возглавил забастовку духовенства, вынудившую правительство Асадоллы Алама отказаться от законопроекта о региональных и местных обществах, а в январе 1963 года призвал бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения реформ (так называемой « Белой революции »), утверждая, что он не соответствует исламским нормам и Конституции страны.

Начавшиеся в стране широкомасштабные выступления в поддержку имама были подавлены полицией, референдум был проведён 26 января 1963 года, а имам Хомейни арестован и препровождён в Тегеран, где провёл в заключении 2 месяца. После референдума и провозглашения курса на реформы Хомейни назвал «Белую революцию» чёрной и в своём открытом манифесте заявил:

Я вижу решение — в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама… О, Господи, я доведу [дело] до конца! И если я останусь в живых, с Божьей помощью непременно исполню свой долг.

В середине марта 1963 года, накануне иранского Нового года, Хомейни призвал иранцев отказаться от любых празднований и выйти на улицу с политическими лозунгами. Шах приказал разогнать демонстрантов. 22 марта был осуществлён вооружённый налёт агентов шахской тайной полиции САВАК на медресе Февзийе в Куме, руководителем которого был Хомейни; один учащийся погиб.

Обращаясь к шаху, Хомейни назвал его «доверенным лицом Израиля» и призвал народ «восстать и сбросить тиранию». В своём известном заявлении от 2 апреля 1963 года под названием «Любовь к шаху — это потворство грабежу народа» аятолла добавил:

Я готов к тому, что моё сердце будет пронзено штыками ваших агентов, но я никогда не подчинюсь вашим несправедливым требованиям и не склонюсь перед вашей жестокостью.

3 июня 1963 года Хомейни, выступая в школе Февзийе в Куме, резко осудил политику шаха и призвал его изменить свой курс. В ответ на это 5 июня 1963 года шахская полиция арестовала аятоллу и перевела его в Тегеран под домашний арест. Арест повлёк за собой массовые протесты, в ходе жестокого подавления демонстраций погибло около 400 протестовавших. Только в августе аятолла был выпущен из-под ареста.

Рухолла Мусави в Бурса , Турция

Изгнание из страны

В октябре 1964 года Хомейни вновь был арестован и выслан в Турцию за то, что осудил закон об особом статусе американских граждан в Иране (так называемый «акт о капитуляции»). Из Турции Хомейни перебрался сперва в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 году — в Париж , где продолжил свою борьбу против шахского режима.

В своих обращениях Хомейни призывал к свержению шахского режима и создания теократического государства под опекой духовенства. Хомейни был ярым противником шахского режима и его правительства, питал острую неприязнь к Израилю , к Америке , к СССР. На одном из собраний духовенства в Куме он заявил: «Америка хуже Англии, Англия хуже Советского Союза, а Советы хуже обеих! Но сейчас Америка является воплощением всей мерзости. Пусть президент США знает, что наш народ ненавидит его больше всех… Все наши беды исходят от Америки и от Израиля. Исламские народы ненавидят иностранцев вообще, а американцев и русских особенно. Это Америка поддерживает Израиль и его сторонников. Это Америка вооружает Израиль, чтобы сделать арабов бездомными…»

Находясь в эмиграции, Хомейни получал поддержку от ряда лидеров стран региона, которые были враждебно настроены к шахскому режиму, прежде всего из-за его про-западной политики. Среди них был и сирийский президент Хафез Асад , который начал поддерживать Хомейни в 1973 году . Сирия и « Организация освобождения Палестины » (ООП) также участвовали в обучении боевиков иранских левых партизанских организации, таких как « Моджахедин-э Халк » и « Федаин-э Халк ». Идеологии этих групп находились под влиянием арабских радикалов. Организации Хомейни были предоставлены деньги и обучение, а близким помощникам Хомейни, таким как Садек Готбзаде , были выданы сирийские паспорта .

В конце 1960-х годов союзник Хомейни Сейед Муса Садр согласился предоставить ливанские тренировочные лагеря и убежища последователям Хомейни . Муса Садр ранее работал на шахскую разведку САВАК , однако позже он повернулся против шаха и присоединился к Хомейни . Муса Садр и Хомейни сыграли важную роль в укреплении режима Хафеза Асада в начале 1970-х годов .

Революция 1979 года и создание Исламской Республики Иран

Возвращение Хомейни в Иран после 14 лет изгнания, 1 февраля 1979 года

Таинственная гибель сына имама Мостафы Хомейни и оскорбительная статья в адрес аятоллы вызвали столь широкий резонанс в Иране, что значительная часть населения страны вышла на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьёй покинул страну навсегда, 1 февраля 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников (среди них были его доверенные сподвижники Хасан Хабиби , Садек Табатай , Абольхасан Банисадр , Садек Готбзаде , Мехди Араги , кинематографист Расул Садр Амели ) вернулся в Иран .

11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а абсолютное большинство участников мартовского референдума поддержало создание Исламской Республики Иран.

Политика Хомейни в 1979—1989 годах

По указу Хомейни был создан « Корпус стражей исламской революции », разработана и принята новая Конституция республики , предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране был создан мощный силовой аппарат и введены исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества — политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств. Исламский революционный суд под председательством «судьи-вешателя» Садека Хальхали превратился в инструмент массовых политических репрессий.

8 марта 1979 года в Тегеране прошли протесты против притеснения прав женщин . 4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране , требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мохаммеда Резу Пехлеви , нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооружённым путём , 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, 20 января 1981 года, после смерти шаха и в результате договорённостей между США и Ираном.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980—1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака. 18 июля 1987 года он заявил:

«Пойти на это болезненнее, чем испить чашу с ядом. Однако я вверяю себя воле Аллаха и выпиваю эту чашу во имя свершения воли Всевышнего».

Также по его настоянию во второй половине 1988 года были казнены фактически все находившиеся в иранских тюрьмах руководители левых и леворадикальных Народной партии Ирана , « Моджахеддин-э-Халк », « Фидаин-э-Халк », Национального движения сопротивления и прошахской антиисламской организации « Азадеган ».

Письмо Михаилу Горбачёву в 1989 году

1 января 1989 года направил личное послание Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Горбачёву , в котором призвал его отказаться от идеологии коммунизма и пересмотреть политику предшественников Горбачёва, «заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии».

Он предостерёг от распутывания клубка экономических проблем социализма и коммунизма возвращением с этой целью к капитализму и также заявил, что «Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества», отмечая также, что

«Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведёт и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего» .

Послание было вручено Михаилу Горбачёву 4 января специальным представителем имама аятоллой Абдоллой Джавади-Амоли . Михаил Горбачёв дал письменный ответ, в котором рассматривались вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества. Его вручил лично 25 февраля 1989 года Эдуард Шеварднадзе в доме Хомейни, несмотря на то, что Хомейни по причине неважного самочувствия и по рекомендации врачей никого не принимал. Шеварднадзе был единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после исламской революции . По свидетельству Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал его изложение ответа Горбачёва:

«Я разочарован. Я слышал, что Горбачёв — мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире . Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире, и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».

Для СМИ иранской и советской стороной была согласована следующая формулировка: «имам, выслушав содержание письма Горбачёва, одобрил его».

Деятельность в 1989 году

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни издал фетву о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди , книгу которого — « Сатанинские стихи » — мусульмане сочли оскорбительной для ислама. ( Теймураз Степанов , присутствовавший в ходе одной из встреч Шеварднадзе с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в начале 1989 года, отмечал в своём дневнике, что Тарик Азиз высказывался, что «Вынеся приговор писателю, Хомейни объявил войну своим противникам в Иране. Так он пытается решить внутренние проблемы. Режим Хомейни находится в состоянии постоянной войны с самим собой и с остальным миром. Эту историю с книгой сравнивают с захватом американского посольства» .)

После обширного инфаркта в 1989 году вместе с семьёй поселился в пригороде Тегерана. 23 мая хорошо перенёс операцию по остановке кровотечения в системе органов пищеварения, однако 3 июня скончался в результате сердечного приступа, оставив 23-страничное завещание, которое было зачитано на чрезвычайном заседании руководства Ирана 4 июня. В стране был объявлен 40-дневный траур. 5 июня в Тегеране состоялась траурная церемония (население было допущено к телу имама, помещённому в стеклянное кубическое сооружение). При этом в давке, возникшей на площади Джамаран погибли несколько человек, около 500 были ранены .

6 июня был похоронен в мавзолее , расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от военного кладбища Бехеште-Захра . Имя аятоллы носят города Хомейнишехр в провинции Исфахан и Бендер-Хомейни в Хузестане .

Похоронен на кладбище Бехеште-Захра . На его похороны собралось около 10 млн человек (примерно шестая часть населения Ирана в то время), что было отмечено в Книге рекордов Гиннеса как самые массовые на тот момент.

Завещание

В 2008 году в России знаменитое «Завещание» аятоллы Хомейни было официально признано экстремистской литературой (решением Городищенского районного суда Пензенской области от 21.02.2008) и 2.06.2008 г. включено в обобщённый список экстремистской литературы Федеральной регистрационной службы РФ. Данное решение суда вызвало протесты в некоторых исламских кругах России .

Память

Дом где в котором прошло детство аятоллы Рухоллы Хомейни расположен в городе Хомейн и используется как памятный музей. Убийство Киана Пирфалака 16 ноября 2022 вызвало рост общенациональных протестов и после похорон Киана Пирфалака 17 ноября 2022 года этот дом был подожжён .

В бонистике

Банкнота 1000 риалов 1992 года с портретом Хомейни

Хомейни изображён на лицевой стороне банкнот Ирана начиная от 1000 риалов, начиная с выпуска 1992 года по настоящее время. См. иранский риал .

В литературе

Хомейни под именем Имама негативно изображён в романе Салмана Рушди « Сатанинские стихи ».

Упомянут в песне Владимира Высоцкого «Лекция о международном положении, прочитанная человеком, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство, своим сокамерникам».

Галерея

Примечания

  1. Н.Д. Кулюшин. (14 октября 2006). (недоступная ссылка)
  2. Ruhollah Khomeyni // (швед.) — 1999.
  3. Rūḥ Allāh al-Ḫumaynī // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
  4. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  5. Реза Мараши, Али Реза Эшраги. . National Interest (Перевод – «InoZpress.kg») (11 апреля 2012). Дата обращения: 5 декабря 2013. Архивировано из 9 апреля 2014 года.
  6. . Дата обращения: 2 ноября 2013. Архивировано из 3 ноября 2013 года.
  7. Хамид Ансари. Имам Хомейни. Политическая борьба от рождения до кончины…. — Denoël, 2009. — С. 88 – 89.
  8. Moshe Maoz. « от 15 мая 2011 на Wayback Machine », (Oxford: Clarendon Press, 1995), p. 187.
  9. Michael Arthur Ledeen, William H. Lewis. « от 4 ноября 2023 на Wayback Machine », Vintage Books; 1st Vintage Books ed edition (1982), p. 110.
  10. Ledeen and Lewis, Ibid., pp. 109—110.
  11. Issa Pejman. Assar-e Angosht-e SAVAK. Vol. 2 (Paris: Nima, 1995).
  12. Ledeen and Lewis, Ibid., p. 110.
  13. Daniel Pipes, ‘The Alawi capture of power in Syria’, Middle Eastern Studies, 25 (1989).
  14. Дата обращения: 5 апреля 2011. 20 октября 2011 года.
  15. Дата обращения: 29 октября 2017. 4 ноября 2023 года.
  16. от 4 марта 2016 на Wayback Machine , из книги мемуаров бывшего главы МИД СССР Эдуарда Шеварднадзе «Мысли о прошлом и будущем», Тбилиси, 2006, 495 с., ISBN 99940-53-05-1 .
  17. . Дата обращения: 20 октября 2011. 9 марта 2012 года.
  18. « Комсомольская правда », 6 июня 1989 г.
  19. . Лента.Ру (10 июня 2008). Дата обращения: 5 декабря 2013. 9 апреля 2014 года.
  20. (перс.) . BBC News فارسی (18 ноября 2022). Дата обращения: 21 ноября 2022. 18 ноября 2022 года.
  21. (амер. англ.) . CBS News . Дата обращения: 21 ноября 2022. 20 ноября 2022 года.
  22. . CBC/Radio-Canada . Thomson Reuters (18 ноября 2022). Дата обращения: 4 ноября 2023. 11 января 2023 года.
  23. Johnston, Holly (англ.) . (18 ноября 2022). Дата обращения: 19 ноября 2022. 19 ноября 2022 года.

Литература

  • Имам Хомейни и духовное возрождение. Материалы Международного конгресса, посвящённого столетию со дня рождения имама Хомейни. (Москва, 9-10 марта 2000 г.)
  • Willett E.C. Ayatollah Khomeini. 2004.
  • Hoveyda F. The Shah and the Ayatollah: Iranian mythology and Islamic Revolution. 2003.

Образ Рухолла Мусави Хомейни в кино

Ссылки

  • (недоступная ссылка) (pdf)
  • Завещание Имама Хомейни.
  • Густерин П. // ЦентрАзия.
Источник —

Same as Хомейни, Рухолла