Шебуев, Николай Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий Козьми́ч Шебу́ев ( 2 [13] апреля 1777 , Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния — 16 [28] июня 1855 , Санкт-Петербург ) — русский живописец , один из важнейших мастеров (наряду с современниками А. И. Ивановым и А. Е. Егоровым ) классицистической школы первой трети XIX века, автор исторических картин и портретов . Академик (с 1807), ректор живописного и скульптурного отделений (с 1832; заслуженный ректор с 1842) Императорской Академии художеств , действительный статский советник (1846) .
Родился в Кронштадте 2 ( 13 ) апреля 1777 года. Имел, по утверждению Н. А. Рамазанова , дворянское происхождение; его отец занимал место смотрителя при кронштадтских магазинах Адмиралтейств-коллегии . Обнаружив ранние художественные способности ребёнка, в сентябре 1782 года , когда Василию Шебуеву было всего пять лет, родители отдали его на учёбу в Императорскую Академию художеств , где он получил блестящую школу академического рисунка и живописи. В Академии Шебуев был в числе первых учеников. Избрав в 1791 году своей специальностью историческую живопись, он стал заниматься ею под руководством И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова . В 1794 году Шебуев был награждён уже второй серебряной медалью за рисунок с натуры, а три года спустя — второй золотой медалью за картину « Смерть Ипполита ».
После окончания, в 1797 году, обучения с аттестатом первой степени и малой золотой медалью Василий Шебуев со званием художника XIV-го класса, как один из способнейших по выпуску, был оставлен при Академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе, а год спустя, сверх того, ему было поручено преподавание рисования на младших возрастах академического училища, в 1803 году для совершенствования своего искусства, отправлен в Рим , где упражнялся копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах.
В 1806 году был отозван в Россию для работы по живописному и скульптурному украшению строящегося в Петербурге Казанского собора , ставшего пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев исполнил там ряд композиций, в том числе, изображения трех святителей — Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста .
Вся жизнь Шебуева связана с преподавательской деятельностью в Академии художеств: начинал он в звании академика (1807 ) по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния (с 1832).
За картину огромного размера «Петр Великий в сражении при Полтаве» академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В 1812 году он был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора; 23 октября 1811 года был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени , а 20 апреля 1819 года орденом Св. Анны 2-й степени . В 1821 году сделан директором Императорской шпалерной мануфактуры, в 1823-м, за исполнение обширного плафона в церкви царскосельского дворца, получил титул придворного живописца. С 1832 года — ректор академии, а впоследствии, с 1842 года — заслуженный ректор живописи и ваяния; в 1836 году он выполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании Академии Художеств, работал над оформлением Троице-Измайловского собора в Петербурге (в 1837); наконец, в 1844 году он был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора .
Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии (« Антропометрия », 1830—1831) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ (« Торжество на Олимпе », 1832 ).
В. К. Шебуев исполнял, в основном, произведения на исторические и религиозные темы, отмеченные мастерством строгого академического рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен, интересом к национальной истории — « Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами » ( 1839 , находится в Русском музее ), плафон в зале заседаний Совета (в петербургской АХ, 1833 ), образа «Воскрешение Лазаря», «Воскрешение сына наинской вдовы», «Спаситель в доме Лазаря» и «Христос, благословляющий детей» в Исаакиевском соборе; образа «Святая Екатерина», «Святой князь Александр Невский» и «Тайная Вечеря» в иконостасе домовой церкви Академии Художеств. В некоторых произведениях он был близок к романтическим и реалистическим тенденциям (« Гадание. Автопортрет », 1805 , Третьяковская галерея ) и др.
Реалистическими устремлениями живописца отмечены его поздние портретные работы « Портрет отставного экспедитора И. В. Швыкина » ( 1833 , Русский музей), « Портрет неизвестной в коричневом платье » ( 1837 ), « Портрет жены » (середина 1840-х).
Был избран почетным членом Московского Общества художеств.
Сначала в качестве преподавателя, а потом руководителя преподаванием живописи, в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. П. Брюллова , А. А. Иванова , Ф. А. Бруни , П. В. Басина .
Умер 17 июня 1855 года от холеры. Похоронен на Смоленском православном кладбище (уч. 72, на Шараповской дороге) .
Василий Козьмич был женат дважды. Первая жена Елизавета Михайловна Тверская (1795 — 17.07.1843) — дочь гравера и рисовальщика Академии художеств Михаила Ивановича Тверского (22.09.1769 — 14.02.1831). Брак зарегистрирован 06.09.1815
.
Дети:
Николай (11.09.1816 — 03.04.1822) — умер в младенчестве от горячки
, погребён на Смоленском православном кладбище
.
Василий
(03.05.1818
— ?) — на 1833 г. числился академиком 2-й ступени.
Мария (15.06.1830
— ?) — 06.06.1856 г. вышла замуж за лейтенанта 26 флотского экипажа Платона Ивановича Зеникова
Екатерина (25.11.1832
— 01.05.1854
) — умерла в 21 год от чахотки.
Варвара (09.12.1833
— ?) — 25.01.1852 г. вышла замуж за поручика ЛГ Гренадерского полка Юлиана Яковлевича Коноплянского
.
Анна (07.01.1837
— ?).
Через четыре года после смерти жены, 08.01.1847 г.
, Василий Козьмич женился вторично на вдове Варваре Ивановне Вальховской (1809 — 06.06.1874). Детей в этом браке не было. Варвара Ивановна умерла от водянки. Похоронена на Смоленском православном кладбище (уч. 72, на Шараповской дороге)
.