Interested Article - Егоров, Алексей Егорович

Алексе́й Его́рович Его́ров (1776— 10 [22] сентября 1851 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — русский живописец и рисовальщик , один из крупнейших представителей (наряду с современниками А. И. Ивановым и В. К. Шебуевым ) классицистической школы первой трети XIX века, автор исторических картин . Академик (с 1807), заслуженный профессор (с 1832) Императорской Академии художеств .

Биография

Калмык по происхождению, захваченный казаками. Он родился в калмыцком селении в 1776 году, а через шесть лет, в 1782-м, его подобрали и отвезли в Москву казаки. Мальчика определили в воспитательный дом, где педагоги заметили его способности к рисованию .

14 августа 1782 года Егоров поступил в Императорскую Академию художеств учеником Акимова , где быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры; в 1797 году он окончил курс, а в следующем году определён преподавателем её; в 1803 году был отправлен за границу, в Рим , где находился под влиянием Камуччини .

Истязание Спасителя. 1814
Явление Христа Марии Магдалине . 1818

Канова и Камуччини дивились его рисунку, строгости стиля и неподражаемой плодовитости. В сочинении он любил ясность, простоту и немногосложность, в колорите — естественность; кисть его была мягкая и смелая, пластическая естественность его фигур изумительна .

Человек вполне русских вкусов, в молодости коренастый богатырь, Егоров в Италии пользовался удивительной популярностью; его знали все — одни звали его великим русским рисовальщиком, другие — «русским медведем». Все кварталы Рима были полны слухами о его геркулесовских подвигах.

В 1807 году Егоров вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом, а затем академиком (за картину «Положение во гроб»). В это время он состоял преподавателем рисования императрицы Елизаветы Алексеевны , и Александр I , искренно его любивший, дал ему прозвание «знаменитого» за то, что он в 28 дней написал в Царском Селе аллегорическую картину «Благоденствие мира», на которой было около 100 фигур в натуральную величину. В 1812 году Егоров становится профессором исторической живописи Академии художеств, в 1831 году — профессором первой степени, а в 1832 году — заслуженным профессором. 31 декабря 1825 года был пожалован чином коллежского советника , в котором состоял до конца жизни .

Человек глубоко верующий, Егоров считал настоящим своим призванием религиозную живопись, в которой оставил видные следы. Из его произведений наиболее известны: «Святой Симеон Богоприимец», «Святое Семейство», «Истязание Спасителя» (все три в Русском музее ; там же, в коллекции княгини Тенишевой , его 28 рисунков — пером и карандашом).

Портрет Голицыной в образе весталки

Он признавал, что церковной живописью проповедует слово Божие, и охотникам писать с себя портреты предлагал искать другого художника. Впрочем, известно, что он написал портреты княгини Евдокии Голицыной , А. Р. Томилова, генерала-богача Шепелёва и других.

Похищение Елены Парисом , 1831 год

Как учитель Егоров напоминал древних философов: братство и дружба соединяли его с учениками, которые готовы были всячески услуживать любимому учителю — подавать ему шинель, палку, зажигали фонарь и толпой провожали его до квартиры. Учил Егоров всегда на деле, личным указанием и исправлением рисунка, редко — кратким, отрывистым словом.

Под конец жизни Егорова постиг тяжелый удар; в 1840 году он был уволен от службы в Академии художеств, так как написанный им образ Св. Троицы для собора в Царском Селе не понравился императору Николаю Павловичу . В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 4000 в оплату царскосельских образов. При этом Егоров сохранил статус действительного члена Академии художеств и звание заслуженного профессора 1-й степени, в этих качествах до конца жизни указывался в официальных изданиях Российской империи .

Уволенный от службы в Академии, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников — Карла Брюллова , Алексея Маркова , Петра Шамшина и других. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.

Егоров был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени, а также знаком отличия за XXXV лет беспорочной службы .

Егоров умер в Петербурге 22 сентября 1851 года, сказав перед смертью: « Догорела моя свеча …». Был похоронен на Смоленском православном кладбище , недалеко от могилы своего тестя Мартоса . Перезахоронен в 1930-х годах на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры .

Семья

Вера Ивановна с сестрой Софьей. Художник А.Варнек

Егоров был женат на Вере Ивановне Мартос (1799—11.01.1856 ), дочери скульптора И. П. Мартоса . Умерла в Петербурге от паралича легких, похоронена на Смоленском кладбище. В домашнем быту Егоров был великим самодуром. Дочерям своим он не дал никакого образования, считая, что девицам не надо учиться, всё равно забудут, были бы деньги — женихи будут. Жениха одной из них Булгакова он едва не выгнал из дома, заподозрив, что он масон , только потому, что молодой офицер за обедом сложил крестом нож с вилкой. Кроме того, Егоров к старости стал скуп, подозрителен и полон всяких чудачеств. М. Ф. Каменская , дочь графа Толстого , писала :

… В грязнейшем халате, в такой же ермолке на голове, Егоров всегда стоял перед мольбертом и писал какой-нибудь большой образ; около него на кресле, в пунцовом ситцевом платье, прикрывая ковровым платком свой громадный живот, всегда сидела на натуре очень еще красивая собой жена его (я не помню её иначе как в почтенном положении) Вера Ивановна; у него все Богородицы выходили — жена его, а все ангелы — старшая дочь его хорошенькая Наденька...

Ангелов Егоров писал и с других своих дочерей, с младшей также изображались и одалиски.

В браке Егоров имел трех дочерей и сына:

Примечание

  1. // Адрес-календарь, или Общий штат Российской империи, 1851. Часть первая. — СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1851. — С. 31.
  2. . Культура.РФ . Дата обращения: 29 марта 2021. 5 апреля 2021 года.
  3. Знаменитые россияне 18-19 веков. Биография и портреты. — С.-Петербург.: Лениздат, 1996. — с. 764.
  4. // Список гражданским чинам пятого и шестого классов по старшинству. Составлен в Герольдии и исправлен по 25-е декабря 1845. — СПб. : Типография Правительствующего сената , 1845. — С. 9.
  5. // Месяцослов и общий штат Российской империи на 1840. Часть первая. — СПб. : Типография при Императорской Академии наук , 1840. — С. 85—86.
  6. // Петербургский некрополь : в 4 томах / Сост. В. И. Саитов . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1912. — Т. 2 (Д—Л). — С. 118.
  7. Кобак А. В. , Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 237. — 797, [3] с. — 1600 экз. ISBN 978-5-9524-4025-8 . — OCLC .
  8. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.346 с. 620. Метрические книги церкви Департамента уделов.
  9. М.Каменская. Воспоминания.- М.: Художественная литература, 1991.- 383 с.
  10. , с. 65; , с. 534; , с. 615.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Егоров, Алексей Егорович