Interested Article - Национализм в России
- 2021-02-01
- 1
Национализм в России — совокупность российских националистических политических идеологий и систем убеждений. На территории России присутствуют формы как гражданского , так и этнического национализма . Этнический национализм имеет некоторое распространение как в среде русских ( русский национализм ), так и в среде этнических меньшинств России .
С возникновением Российской империи основой государственной идеологии стало понятие патриотизм , который фактически стал синонимом национализма и понимался как высшая нравственная добродетель, например, в мировоззрении таких деятелей как Екатерина II , Николай Карамзин и др. После Отечественной войны 1812 года идеи патриотизма стали важным компонентом как идеологии западников ( Тимофей Грановский , Виссарион Белинский и др.) и славянофилов ( Алексей Хомяков , Иван Киреевский и Пётр Киреевский и др.), так и теории официальной народности Сергея Уварова .
Этнический национализм в России сформировался в рамках почвеннического варианта славянофильства в его противопоставлении либеральному западничеству , а также на этнических окраинах Российской империи в качестве движения за повышение статуса « инородцев » или за создание собственной государственности этнических меньшинств .
В конце XX века этнический национализм усилился в СССР , где государство оказывало поддержку развитию этнических культур. Этнический национализм фактически был частью социалистического федерализма. В условиях кризиса коммунистической идеологии и политической системы этнический национализм сыграл значительную роль в распаде СССР .
В постсоветский период среди российских обществоведов получила широкое распространение идея гражданского патриотизма и связанная с ним концепция российской гражданской нации .
Терминология
На Западе понятия национализм и патриотизм часто рассматриваются как синонимы, тогда как в России эти термины обычно противопоставляются и наделяются аксиологическими характеристиками: патриотизм воспринимается как положительное явление, национализм — как негативная идеология, которая противопоставляет народы и государства .
Русский национализм
Начиная с теории « Москва — третий Рим » и старших славянофилов в России преобладал православный религиозный патриотизм . К этому направлению принадлежал ряд христианских мыслителей, автор «Русской идеи» (1946) Николай Бердяев , автор «Наших задач» (1948—1955) Иван Ильин . В числе современных православных писателей также присутствуют авторы, которые подчёркивают национальный аспект, но в целом остаются в рамках христианских ценностных и смысловых представлений. С этим течением связан универсализм, «всечеловечность» классической русской культуры, о которой писал Фёдор Достоевский .
В истории русской мысли присутствуют ряд направлений, которые являются националистическими в узком значении термина , начиная от Николая Данилевского , некоторых работ Василия Розанова и др. Ориентиром для них служили на христианские универсалистские идеи, но на первом плане находились русские национальные задачи, которые были актуальны для конкретного периода русской истории. Границы между православным патриотизмом и просвещённым национализмом в значительной мере условны .
Либерально-демократический тип русского национализма представляет собой разновидность либеральной идеологии , в рамках которой Россия и русские рассматриваются как часть европейского постхристианского мира (например, ряд авторов современного журнала «Вопросы национализма») .
Русский неоязыческий национализм ориентируется на представления о славянской и русской дохристианской культуре, часто включает в себя антихристианские , расистские , антисемитские , ультраправые радикально-националистические и неонацистские идеи .
Национализм при Путине
В 2017 году политолог и исследователь России Тарас Кузьо говорит, что в России на протяжении правления Путина во властной верхушке возникли агрессивные и шовинистские отношения к Украине , ставшие консенсусом и объединившие разобщенную в прочих вопросах российскую элиту, патриотов и либералов. Политолог отмечает эволюцию национализма в путинской России, которая проходила на протяжении президенства четырех украинских президентов с Кучмы и до Порошенко . Движение Путина в сторону национализма и антиукраинского шовинизма происходило вместе с превращением России в "консолидированный авторитарный режим" после Революции Роз 2003 года в Грузии и Оранжевой революции 2004 года в Украине, чему исследователь находит подтверждения в речи Путина на Мюнхенской конференции 2007 года и в выступлении на саммите НАТО 2008 года .
Гражданский национализм
По мнению ряда исследователей, сообщество граждан Российской Федерации различной этнической , религиозной, социальной и иной принадлежности на основе исторической российской государственности сложилось в историческую и социально-политическую общность , политическую, или гражданскую нацию , получившую названия россияне , российский народ , российская нация . Эта общность имеет комплексный этнический и религиозный состав. Включают более 190 этнических общностей , из них свыше 80 % составляют русские (данные переписи населения 2010 года ). 99,7 % россиян владеют русским языком. Около 70 % россиян считают себя православными . В России также распространены ислам, буддизм, иудаизм и другие религии .
По определению Научного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений:
Российская нация — гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью.
Многонациональный народ Российской Федерации — общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединённых государственным единством, общими интересами и историко-культурными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации .
Региональный национализм
Подъём национализма народы России и их национальные элиты переживали дважды. Первый период активизации начинается революционным подъёмом начала XX века, достигает пика в момент фактического распада страны и сходит на нет в годы сталинских репрессий .
Перестройка дала начало масштабным демократическим реформам (до конца не реализованным), однако при этом привела к росту сепаратизма в ряде республик. По мнению Фрэнсиса Фукуямы , отсутствие национального единства в СССР послужило одной из причин, почему стабильная демократия так и не смогла в нём возникнуть .
В результате распада СССР и смены коммунистической идеологии плюрализмом мнений произошёл рост окраинного национализма и межнациональной напряжённости .
В настоящее время проявления национализма нередко встречаются в национальных субъектах Российской Федерации . В частности, они могут быть направлены против русских , а также против Русской православной церкви и против федеральных властей . Также в связи с этим распространены сепаратистские настроения в национальных республиках РФ .
В центральных же регионах РФ национализм направлен против людей, приехавших из других регионов страны, отличающихся внешностью и расой. В последнее время в России происходит рост националистических настроений, связано это со сложной миграционной ситуацией в стране и ухудшением социально-экономического положения населения.
Критика
В российском обществознании продолжает преобладать традиция изучения национализма, в рамках которой национализм рассматривается как идеология превосходства одной нации над другой и национальной исключительности . Отмечается распространение сочинений паранаучного и расистского характера, авторами которых являются так называемые национальные элиты, включая деятелей русского национализма .
Ряд экспертов, политиков и общественных деятелей отрицают понимание жителей России как социально-политической и историко-культурной целостности в форме гражданской нации. Однако опросы населения показывают, что российская идентичность («мы — россияне») стоит на первом месте в числе других форм коллективной идентичности .
Примечания
- ↑ , с. 176—177.
- ↑ .
- ↑ , с. 143—157.
- .
- .
- Taras Kuzio. . — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2017. — С. 124, 125 - Putin’s evolution towards nationalism and Ukrainophobic chauvinism took place simultaneously with the transformation of Russia into a ‘consolidated authoritarian regime’ after the Rose and Orange Revolutions and these developments became evident in his ideological tirade to the 2007 Munich conference and speech to the 2008 NATO summit. Russia’s demands for recognition of its hegemony in Eurasia clashed with its desire to develop productive relations with the West and this came to a head in the Ukraine-Russia crisis.. — 474 с. — ISBN 978-1-5432-8586-4 .
- ↑ .
- ↑ , с. 685—686.
- .
- . Дата обращения: 23 марта 2012. 26 июля 2014 года.
- от 8 августа 2014 на Wayback Machine — Православие. Ru
- от 25 июля 2014 на Wayback Machine — Седмица. RU
- от 26 июля 2014 на Wayback Machine // Lenta.ru, ноя 2011
- от 20 сентября 2011 на Wayback Machine // Lenta.ru, окт 2001
- от 13 февраля 2009 на Wayback Machine // Новый Регион
Литература
- Абдулатипов Р. Г. Российская нация: Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. — М., 2005.
- Алексеева Л. М . // . — Вильнюс; М. : Весть, 1992. — 352 с. — ISBN 5-89942-250-3 .
- Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Л. М. Дробижевой . — М., 2013.
- Грищенко А. И. / Московский педагогический государственный университет . — 2013.
- Иванов А. А. , Казин А. Л. , Светлов Р. В. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2015. — № 4 . — С. 143—157 .
- Марлен Ларюэль . / Pro et Contra, Январь — апрель 2014.
- / Тишков В. А. // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 176—177. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3 .
- / Н. К. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Российская идентичность в Москве и регионах / Под ред. Л. М. Дробижевой . — М., 2009.
- Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие / Под ред. В. А. Тишкова . — М., 2011.
- Тишков В. А. Российский народ. История и смысл национального самосознания. — М., 2013.
- / В. А. Тишков // Пустырник — Румчерод [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 685—686. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
- Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М. Б. Левина. — М. : АСТ, 2004.
- Шнирельман В. А. . — М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9 .
- Шнирельман В. А. / Российская академия наук , Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Новое литературное обозрение , 2015. — (Библиотека журнала « Неприкосновенный запас »). — ISBN 978-5-4448-0279-3 .
- Imperium inter pares: Роль трансферов в истории Российской империи (1700—1917): сборник статей. — М. : Новое литературное обозрение , 2010.
- Nation-building and common values in Russia / Ed. P. Kolsto, H. Blakkisrud. Oxf., 2004.
Ссылки
- Роман Крецул. . Известия (20 апреля 2017).
- . Гипертекстовый справочник по движению русских националистов начала XXI века . Информационно-аналитический центр «Сова» (2022) .
- // «Русская фабула», 27.09.2015
- . Отчёты информационно-аналитического центра «Сова».
- 2021-02-01
- 1