Дворец кронпринцев
- 1 year ago
- 0
- 0
Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века , расположенный на территории Московского Кремля . Дворец был построен в 1635—1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. Возведение первых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова . В настоящее время дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией президента России .
Палаты московских князей исторически строились на высоком месте над Боровицким кремлёвским холмом . По замечанию автора «Обозрения Москвы» Алексея Малиновского , «со времён Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью…». В первой половине XV века на краю холма располагались хоромы великой княгини Софьи Витовтовны , жены Василия I . Впоследствии княжеский двор расширился на восток к Благовещенскому собору и занял место нынешнего Большого Кремлёвского дворца. Княжеские хоромы часто меняли облик из-за пожаров, перестроек и расширений [ неавторитетный источник ] .
При Иване III была предпринята перестройка Московского Кремля : великий князь решил полностью срыть старые белокаменные стены и на их месте возвести кирпичные. Работы начались летом 1485 года и были окончены только при Василии III . Внутри Кремля возвели много новых каменных построек, в числе которых: Успенский собор , зал для торжественных приёмов — Грановитая палата , Архангельский собор . Первые каменные жилые здания Государева двора появляются в 1499—1508 годах, их авторство принадлежит итальянскому архитектору Алевизу Фрязину . Дворец Алевиза простоял долго, но к нему многократно пристраивались деревянные хоромы, сени и другие сооружения .
К моменту восшествия на престол Михаила Фёдоровича царский дворец Кремля находился в плохом состоянии: после Смутного времени многое было сожжено, разграблено или уничтожено . В 1635—1636 годах по приказу государя строятся новые каменные царские покои, получившие название Теремного дворца. Их воздвигли русские зодчие Трефил Шарутин , Бажен Огурцов и Ларион Ушаков «под смотрением государева мастера» Антипы Константинова . Особенностью новых палат была анфиладная планировка — первый пример такой постройки на Руси .
Основанием для возведения новых царских покоев были построенные Алевизом Фрязином палаты Ивана III .
Три новых этажа надстроили над двумя существующими с отступом от их наружного края, создав вокруг дворца открытую обходную галерею. Толщину стен помогли уменьшить погашавшие железные связи . Главный вход в Терема располагался с востока. На уровне подклета было построено парадное Постельное крыльцо (Боярская площадка), куда от церкви Спаса на Бору вела Постельная лестница. С Боярской площадки по открытой Золотой лестнице (Нижнему Золотому крыльцу), шедшей под прямым углом к Постельной, можно было подняться на Передний каменный двор или Верхоспасскую площадку (название дано по построенной одновременно с дворцом над Золотой Царицыной палатой церкви Спаса на Сенях ; эта церковь ограничивала площадку с востока). Золотая лестница с 1670-х годов запиралась у Верхоспасской площадки вызолоченной решёткой из меди (по этой решётке и церковь Спаса иногда называли «за золотой решёткой») . С Верхоспасской площадки через Верхнее Золотое крыльцо, украшенное шатровыми рундуками , можно было пройти на четвёртый этаж дворца, в царские покои. Последний этаж, «Верхний теремок», был возведён в 1637 году . Он был построен с отступом от наружных стен четвёртого этажа, поэтому тоже окружён открытой террасой (Верхним каменным двором). Таким образом всё здание Теремного дворца получило своеобразную ступенчатую ярусную композицию с открытыми лестницами и крыльцами .
Возведение Теремного дворца стало для Михаила Фёдоровича важной частью большого строительства в Кремле. Летописцы [ какие? ] отмечали, что преображение покоев государя «зело хитро», «зело причудно». В 1637 году отделка новых каменных хором была завершена: мастер Иван Осипов расписал крышу серебром и сусальным золотом , в окна вставил цветные слюдяные оконницы. Роспись комнат дворца проводилась под руководством иконописца Симона Ушакова .
Окончательный облик Теремного дворца сформировался в царствование Алексея Михайловича. Около здания вдоль Боровицкого холма были устроены сады и оранжереи , ставшие дополнительным украшением Кремля .
Теремной дворец был одним из зданий Царского двора, который в XVII веке представлял собой сложный комплекс разнородных строений. На парадную сторону, к Соборной площади , выходила Грановитая палата , южнее находились Средняя Золотая и Столовая палаты. На краю холма располагались Набережные палаты, а с северной стороны находились Постельные хоромы членов царской семьи. После пожара 1696 года сгорели все деревянные постройки комплекса, что привело к постепенному упадку царского Кремлёвского дворца .
В пожар 19 июля 1701 года , когда, по свидетельству очевидца, «выгорел царёв двор весь без остатку; деревянные хоромы и в каменных все нутры», пострадал и Теремной дворец . По описи 1722 года в его покоях не было печей, дверей, полов и оконниц, а белокаменный декор и росписи местами обвалились . Дворец ремонтировали в 1723 году, перед коронацией Екатерины I , и в 1743 году, перед коронацией её дочери Елизаветы (в пожар 1737 года в нём лишь полопались стёкла в одной из палат да сгорела крыша над всхожим крыльцом, крытая белым железом ).
С 1743 по 1810 год в Теремном дворце хранились сокровища царской Оружейной и Большой казны .
Во время Отечественной войны 1812 года в нём квартировала наполеоновская свита, а потом, до 1838 года, жили придворные служащие .
В 1836—1837 годах производилась реконструкция Теремного дворца, призванная вернуть ему первоначальный вид . Работы велись под руководством академика Фёдора Солнцева и группы архитекторов, в которую входили Константин Тон , Пётр Герасимов , Иван Мироновский , Фёдор Рихтер и другие.
Архивные документы и чертежи позволяют охарактеризовать эту реставрацию как проектирование в заданном стиле. Архитекторы искали выигрышный размер окон и рисунок наличников, по-разному проектировали дворцовые галереи. С древним зданием обращались вольно, уничтожая подлинные детали и добавляя новые. Простые обрамления окон третьего этажа с чередовавшимися треугольными и лучковыми фронтонами заменили белокаменными наличниками, выполненными по образцу окон четвёртого яруса . По предложению президента Дворцовой конторы Льва Боде со стороны Кухонного двора к Теремам пристроили лестничную башню . Интерьеры дворца расписывал по рисункам Фёдора Солнцева Трофим Киселёв . Во всех покоях в пятах сводов были установлены резные орлы, основанием для чего послужили резные камни на соответствующих местах в Моленной, разнообразные по сюжету и отличающиеся характером рисунка от солнцевских . Интерьеры дворца дополнили изразцовые печи, резная деревянная мебель в стиле XVII века и дубовые оконные рамы с цветными стёклами .
Восстановление Теремов начал я с дверных наличников, которые были лепные и закрашены белой клеевой краской. Чего нельзя было разобрать, то дополнял по общему характеру сохранившихся украшений. То же самое сделал и с обстановкой Теремов. На чердаках и в подвалах загородных дворцов (Измайловском, Коломенском и др.) были найдены мною некоторые древние вещи, например, стул, кресло; по ним уже не трудно было сделать столько экземпляров, сколько требовалось для всех девяти комнат; — отыскался карниз кровати, для которой сделаны были подходящие по рисунку колонны; нашлись наволочки, подушки, ковёр, вышитый царевной Софьей Алексеевной , стол царя Алексея Михайловича ; в селе Коломенском отыскали кафельную печку; так как некоторые кафели оказались испорченными, то пришлось сделать новые; отыскались некоторые и другие старинные вещи. Собравши весь этот скарб, дополнив недостающие вещи новыми, сделанными по рисункам, тщательно составленным мною с разных древних украшений и предметов, возобновили Терема. Фёдор Солнцев
В 1838 году старый Кремлёвский дворец, за исключением Грановитой палаты и Теремов, был разобран . К 1849 году на его месте была построена новая императорская резиденция по проекту архитектора Тона.
Параллельно с этим возобновилась реконструкция Теремного дворца , в ходе которой его облик претерпел дальнейшие изменения. По предложению Тона южную галерею Мастерских палат заменили крытым коридором, перестроили восточную галерею Теремных церквей . Над Верхоспасской площадкой устроили перекрытие , переделали лестницу Золотого крыльца, у которого поставили двух львов, держащих щиты с вензелями Николая I . Скульптуры выполнены из мячковского камня в 1845 году подрядчиком Кампиони .
В 1929 году в Буфетной комнате была обнаружена и восстановлена старинная орнаментальная роспись .
В 1966—1969 годах проводилась реставрация фасадов Теремного дворца .
Теремной дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца , который является резиденцией президента России . Дворец закрыт для свободного посещения, на экскурсии требуется разрешение комендатуры Кремля .
Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением . В его облике соединились элементы древнерусского стиля и итальянского зодчества. Наряду с традиционными для России приёмами декоративного убранства — ширинками , орнаментальной плетёнкой, изразцами , резным золочёным гребнем на коньке крыши в архитектуре дворца были использованы классические ордерные формы . Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений, уравновешенными регулярно расположенными объёмами . На окружённых арочными галереями восточном и западном участках подклета располагались домовые церкви; таким образом Теремной дворец первоначально был центром трёхчастной осевой композиции. К новациям можно отнести и появление главного фасада, обращённого к парадному двору .
Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры , оконные наличники , дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами и подвесными гирьками , широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка. Изразцы дополнили декор фасадов, вероятно, в конце XVII века . Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях; они не соответствуют внутренним членениям здания . Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Особенно пышным декором отличается окно «государевой комнаты», украшенное фронтоном и колонками с фигурами львов . Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля .
Всего во дворце насчитывается пять этажей, у каждого из которых было своё предназначение.
Два нижних этажа представляют собой перестроенные Постельные хоромы Ивана III.
В их подклете располагался Сытный дворец с 30 подвалами, где хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора .
На втором этаже первоначально были жилые и приёмные покои великокняжеской семьи. Парадный статус сохранила лишь Золотая Царицына палата и сени перед ней, а в остальных покоях в XVII веке разместились Мастерские палаты, где работали оружейники, ювелиры , серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие . В XIX веке здесь были комнаты для императорской свиты . В настоящее время эти помещения используются для хозяйственных целей .
На третьем этаже находится подклет Теремов в собственном значении этого слова. Его комнаты перекрыты низкими сводами с глубокими распалубками над окнами . В полу первой из них имеется люк, скрывающий лесенку, ведущую в тайник, устроенный над сводом второго этажа .
На третьем ярусе находились служебные и деловые палаты, помещения для приближённых царя и, вероятно, временные покои царицы и царских детей . При царе Михаиле Фёдоровиче здесь существовала потешная палатка для его сына Алексея. Позднее в палате под царской опочивальней была устроена мыленка, в которую вела винтовая лестница. Для гидроизоляции стены и пол мыленки были опаяны свинцовыми досками .
В XVIII столетии в палатах третьего этажа временно находился архив старинных государственных бумаг, в начале XX века были покои для императорской свиты , на 2013 год помещения использовались как служебные .
Комнаты третьего яруса выходят в так называемый Чугунный коридор ( его пол вымощен плитами из этого сплава ), соединяющий Боярскую лестницу с Верхоспасской площадкой. Коридор освещается широкими полукруглыми окнами . В нём находится главный вход в церковь Воскресения Словущего .
На уровне третьего этажа находились два открытых каменных двора или площадки, одна из которых была связана с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы, а другая, Верхоспасская, соединяла царский дворец с Постельным крыльцом и домовыми церквями . Другое название Верхоспасской площадки — Передний каменный двор . В 1670 году вход на неё был огорожен Золотой решёткой, перелитой, согласно легенде, из медных денег, изъятых из обращения в 1662 году для остановки Медного бунта . В действительности она выкована из железа , позолочена и украшена растительным орнаментом, изображениями рыб, птиц и фантастических чудовищ .
На четвёртом этаже находятся царские покои , куда с Верхоспасской площадки ведёт каменное переднее Золотое крыльцо . Из арки над лестницей свисает гирька в виде львиной головы с яблоком во рту, символизирующей хранение дворцовых тайн . Формы Золотого крыльца с двойными и получили после постройки дворца широкое распространение в русском зодчестве .
Первое помещение царских покоев (первоначально оно называлось Передними проходными сенями , с конца XVII века — Передней , а в XIX веке — Столовой или Трапезной ) имеет низкие сомкнутые своды с распалубками, парные стрельчатые окна с резными деревянными подоконниками и изразцовые печи. Существующие в настоящее время печи Теремного дворца, украшенные полихромными изразцами разной формы , были воссозданы в 1835—1837 годах по древним образцам Фёдором Солнцевым . На своде изображён Спаситель , вокруг него — евангелисты и архангелы Михаил и Гавриил , на стенах — равноапостольные цари и князья: Константин и Елена , князь Владимир и княгиня Ольга . В XVII веке в Передних сенях по утрам собирались бояре, ожидая выхода царя, следом за которым они направлялись в соседнюю Переднюю палату .
Вторая помещение называлось Передней (с конца XVII века — Крестовой , в XIX столетии — Гостиной , Соборной или Думской ) палатой . Здесь царь Алексей Михайлович иногда слушал церковные службы, а на Святой неделе принимал пасхальные поздравления и христосовался с боярами. Здесь же давались и праздничные царские столы. После обедни в передней происходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях (в знак величайшей чести) принимались иностранные послы . По утрам царь брал здесь благословение у священника . В XVII веке в Передней висела завеса из красного сукна и золочёная деревянная буйволова голова с рогами, к которым крепилось медное паникадило . После реставрации, произведённой в XIX веке, в палате хранились грамоты об установлении в России патриаршества (1589 год) и об избрании Михаила Фёдоровича на царство (1613 год) . На своде изображена Дева Мария с Младенцем, стоящая на серпе луны. По стенам — иконы святых Бориса и Глеба , Николая Чудотворца , Александра Невского и римской царицы Александры .
Следующая палата, которая при царе Михаиле Фёдоровиче называлась Золотой , а при Алексее Михайловиче — просто Комнатой, с XIX века именуется Престольной . Её стены расписаны золотом по красному фону. На своде изображён Спаситель на престоле, вокруг него — вселенские и московские святители . В откосах окон и распалубках сводов — гербы областей Российского государства. В красном углу стоит обитый бархатом царский трон .
В XVII веке Комната была ещё более недоступным помещением дворца, чем Передняя. По утрам лишь близкие к царю бояре, уждав время, входили сюда бить ему челом. Здесь же царь иногда слушал церковные службы, угощал нищих и пленников , а также живших на полном содержании близ хором богомольцев. Решались в палате и государственные вопросы . В 1660 году в ней заседал церковный собор, постановивший: « Никону чужду быти патриаршаго престола и чести» .
О старинном убранстве Комнаты известно, что в 1666 году её двери были обтянуты золочёной басменной кожей с вытисненными изображениями растений и зверей .
Её среднее окно называется Челобитным : отсюда на верёвке опускали ящик для одноимённых прошений , которые, согласно легенде, длительное время оставались без рассмотрения, дав начало поговорке: «положить дело в долгий ящик» . В действительности выражение — калька с . Снаружи это окно украшено каменной резьбой с изображением львов и размётных трав .
В следующей палате, в XVII веке называвшейся третьей , воссоздан интерьер царской опочивальни . Здесь находится резная деревянная кровать с завесой из китайской материи и старинным пологом, на котором по-гречески вышиты слова из 44 псалма . По стенам комнаты развешаны медальоны с живописью религиозного содержания .
Рядом с опочивальней находится молельная , в киотах которой находятся старинные кресты, иконы и панагии . В XVII веке молельня находилась в предыдущей палате, а в этой комнате, именовавшейся просто четвёртой , была царская спальня , винтовой лестницей соединявшаяся с мыленкой, вода в которую подавалась при помощи насоса из Водовзводной башни Кремля. Покои царицы были отделены от этой части дворца и до настоящего времени не сохранились .
В северной стене Престольной две двери: одна ведёт в коридор, откуда ход в верхний Терем, а другая — в буфет, где стоят два поставца , посуду для которых выбирал Николай I . Стены Буфетной комнаты покрыты орнаментальной росписью XVII века . В оконных рамах сохранилась слюда .
Четвёртый этаж Теремного дворца соединяется с церковью Распятия переходом, свод которого расписан портретами монархов династии Романовых . Его пол сделан из каменных плит, украшенных старинной резьбой. Окна галереи выходят на северный двор дворца, а противоположные им пролёты — на Верхоспасскую площадку .
Пятый этаж Теремного дворца представляет собой отдельную палату, построенную, как это явствует из надписи вязью над восточным порталом, для сыновей царя Михаила Фёдоровича, царевичей Алексея и Ивана . В XVII веке эта палата, в которой неоднократно заседала боярская дума , именовалась чердаком или каменным теремом , а в XVIII столетии — золотым теремком , по которому и всё здание стало впоследствии называться Теремным дворцом .
В сандриках её наличников вырезаны из камня фигуры птиц, зверей и чудовищ , а белокаменные порталы украшают резные изображения экзотических трав и животных, белок, попугаев, львов, стрелков из лука и мифологических существ: грифонов, единорогов, Силена с гроздьями винограда .
С запада к Терему примыкает Смотрильная башенка , к которой между 1797 и 1837 годами был пристроен тамбур, закрывший верхнюю часть его западного (и, вероятно, главного) портала, по композиции тождественного восточному входу .
Терем окружает открытая площадка, в XVII веке называвшаяся Верхним каменным двором . С его северо-восточной стороны возвышается покрытый разноцветной черепицей шатёр, венчающий ведущую сюда из покоев четвёртого этажа лестницу, устроенную в XIX веке из старинных резных площадок и ступеней .
В ансамбль Теремного дворца входят также Золотая Царицына палата и домовые церкви .
Одним из старейших сооружений Московского Кремля является церковь Рождества Богородицы на Сенях (другое название — Воскрешения Лазаря), построенная в XIV веке. Верх церкви не сохранился, в XVI веке над ней был построен новый храм в честь Рождества Богородицы, перестроенный в 1680-х годах .
В 1635—1636 годах на мужской половине дворца была построена домовая церковь в честь Спаса Нерукотворного . Позднее она стала называться Верхоспасским собором . В 1660—1670-е годы Верхоспасский собор украсили стенописью, иконостас выполнен в барочных формах в XVIII веке .
В 1682 году три дворцовые церкви — Воскресения Словущего, Спаса Нерукотворного и придел Распятия — были объединены под общей кровлей, увенчанной одиннадцатью вызолоченными главками, барабаны которых были богато украшены изразцами и изображениями святых на круглых медных листах (листы не сохранились). Руководил строительными работами архитектор Осип Старцев .