Зотов, Сергей Олегович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ники́та Моисе́евич Зо́тов (ок. 1644 — 1718 ) — учитель Петра Великого , думный дьяк (1683-1692) . В 1710 году ему был дан титул графа , унаследованный его потомками .
В Москве сохранились палаты Никиты Зотова — Кремлёвская набережная , д. 1/9.
Родился в семье дьяка Моисея Васильевича Зотова. В 1677 году дьяк Зотов был рекомендован царю Фёдору Алексеевичу боярином Соковниным ; учительские способности его были испытаны Симеоном Полоцким , и ему было поручено учение пятилетнего царевича Петра. Главный предмет преподавания, кроме грамоты, заключался в чтении и учении Часослова , Псалтыря и Евангелия ; обыкновенный курс учения царевича дополнялся под руководством Зотова так называемыми «Потешными книгами с кунштами» (картинами).
В августе 1680 года Зотов был отправлен в Крым вместе со стольником Тяпкиным , для окончания мирных переговоров с ханом Мурадом Гиреем , и принял участие в заключении Бахчисарайского мира . В 1683—1692 годах — думный дьяк .
В 1703 году заведовал , был печатником . Как старый, опытный «излагатель» царской воли, в указах назывался «ближним советником и ближней канцелярии генерал-президентом». Весьма видную роль он играл в дружеской компании приближенных лиц государя — Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор . В этой компании, где Пётр назывался «святейшим протодиаконом», Зотов носил титул «архиепископа прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха», а также «святейшего и всешутейшего Ианикиты» (с 1 января 1692 года).
В 1714 году семидесятилетний старик Зотов, наполовину выживший из ума, вздумал жениться на вдове капитана Стремоухова — Анне Еремеевне Пашковой (тётке петровского денщика ). Пётр сначала был против этого брака, но потом уступил желанию Зотова и в начале 1715 года отпраздновал свадьбу шутовского патриарха с приличным его званию торжеством. После смерти Зотова его пост «патриарха» унаследовал П. И. Бутурлин , которого царь заставил жениться на зотовской же вдове .
Судя по описи, его парсуна висела в Преображенском дворце . Молева пишет , что собиратель и знаток русского искусства во Франции С. Белиц присылал ей из Парижа фотокопию с возможного списка с этого портрета.