Гермоген (патриарх Московский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Патриа́рх Адриа́н (в миру Андре́й ; сентябрь 1638, Москва — 16 (27) октября 1700 , Москва ) — последний патриарх в Первый патриарший период, c 24 августа 1690 года патриарх Московский и всея Руси .
Полный титул: Святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх .
Согласно исследованиям историка Александра Авдеева , будущий патриарх Адриан родился в последних числах сентября 1638 года. Приводимые в литературе годы 1627, 1637 и 1639 — неверны. 2 октября, названное днём его рождения, скорее всего является днём его крещения . Большая часть жизненного пути Адриана до поставления архимандритом Чудова монастыря неизвестна .
Уже будучи монахом, своим благочестием и добродетелями был известен патриарху Иоакиму , который в 1678 году назначил его архимандритом Чудова монастыря. Управляя монастырём, архимандрит Адриан «много споспешествовал устроению» этой обители. Под его наблюдением был сооружён соборный храм во имя святителя Алексия с Благовещенским приделом , а также церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного.
21 марта 1686 года митрополит Адриан был назначен и 26 марта рукоположён в сан епископа и сразу возведён в сан митрополита Казанского и Свияжского . 28 июля 1686 года Адриан прибыл в Казань . Сравнительно недолгое пребывание митрополита Адриана на Казанской кафедре не запомнилось сколь-либо важными событиями. Он оставил по себе память богатым вкладом в Благовещенский собор : «При сем митрополите напрестольный крест мусиею с алмазами и прочим камением украшен, второй крест серебряный, маргаритами украшен, да Евангелие александрийской бумаги, золотою ж мусиею и алмазами и прочим дорогим камением устроено, да его ж патриаршего даяния сосуды сребропозлащенные резные с чернью ». Митрополит Адриан оставил в соборе свою золотую панагию . По инициативе митрополита Адриана в 1688 году на месте, где по сравнительно недавней традиции казанцы ежегодно встречали крестный ход с Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери , была основана небольшая монашеская община во главе с иеродиаконом Стефаном (Сахаровым). Позже, в 1692 году, когда Адриан уже был патриархом, община по его указу была обращена во Введенский монастырь , куда в 1693 году по распоряжению Адриана были перенесены частицы мощей девяти Кизических мучеников , благодаря чему монастырь стал именоваться Кизическим. В Казани митрополит Адриан написал «противураскольничий» труд: «О древнем предании св. Апостол и св. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста и на лице своем руки своея персты и кия слагати, и како на себе оный изображати» .
В последние дни жизни патриарха Иоакима митрополит Адриан был его правой рукой, а после его смерти управлял Московской епархией , хотя по-прежнему титуловался митрополитом Казанским и Свияжским.
24 августа 1690 года митрополит Адриан был возведён на патриарший престол. В своём слове во время интронизации патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны , соблюдать мир, охранять Церковь от ересей . В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I . Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), патриарх Адриан понимал и поддерживал.
Патриарх Адриан стремился воздействовать на свою паству исключительно нравственным образом, полностью отказываясь от какого-либо внешнего давления. Такому подходу способствовала его монашеская настроенность души, обращённость к внутреннему человеку, стремление пробудить совесть.
Епархиальное управление при патриархе Адриане продолжало сохранять вид и характер, установленные патриархом Иоакимом. Патриарх Адриан для упорядочения церковной жизни издал « » с более точным распределением дел по приказам, а также «Святительское поучение к новопоставленным священникам». Перу патриарха Адриана принадлежат также службы святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому , несколько поучений , письма разным лицам, в том числе два ― Петру I, и несколько грамот, среди которых одна с похвалою будущему святителю Димитрию , митрополиту Ростовскому (тогда ещё игумену), к которому патриарх особенно благоволил за составление Четьих-Миней .
Духовность и стояние в вере отцов, отстаивание традиционного уклада жизни нашли выражение как в патриарших посланиях, так и в обнародованном по смерти патриарха его духовном завещании, составленном за три с половиной года до кончины. Патриарх, расставаясь с паствой, завещал беречь «веру православно-кафолическую», «чествовать Церковь Святую и Апостольскую, защищати ее от всяких ересей и соблазненных наветов».
В 1698 году патриарх Адриан благословил причислить к лику святых Евфросинию Суздальскую , мощи которой были открыты ещё в XVI веке, и совершать ей память 25 сентября (8 октября).
Последние годы патриарх Адриан жил в загородном Перервинском монастыре — где и скончался 15 (26) или 16 (27) октября 1700 года на 74-м году жизни .
На отпевание патриарха Пётр I, сославшись на государственные дела, не приехал, что было беспрецедентным событием в русской истории. Как пишет Карташёв, «Пётр тактично дождался этого конца и тактично задержался на традиционной форме местоблюстительства патриаршего престола » , которое продолжалось более двадцати лет.
Погребён в Успенском соборе Московского Кремля .
Десятилетняя деятельность Адриана, заключившая собой патриаршеский период, представляет интерес тем, что Адриан, расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра I , должен был сознать справедливость многих указаний царя на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом реформ в церковной области . Так, он дал 26 декабря 1697 года архимандриту владимирского Рождественского монастыря Иосифу инструкцию старостам поповским и благочинным смотрителям стремиться поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Петра I. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и чёрные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе как при старостах и т. д. (1-е Полное собрание законов , № 1611). Точно так же другое его распоряжение (1698), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа (№ 1629). Несмотря на то что Адриан дозволял себе иногда с резкостью возражать царю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи «о святительском суде».
Отношения с царём обострились после его отказа в 1698 году постричь супругу Петра I Евдокию Лопухину . Во время Стрелецкого бунта в 1698—1699 годах заступился за казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром I. С другой стороны, в тот же период Пётр I обсуждал с патриархом уровень российского образования и утверждал о необходимости широкого и основательного просвещения в России. Патриарх полностью поддержал царя, и эти реформы привели к созданию Академии наук в 1724 году .
Непротивление патриарха Адриана антиклерикальной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого и митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия ) и критику со стороны позднейших историков (например, Антона Карташёва ).
При патриархе Адриане было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева , предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра , утверждавшего, что папа есть истинный пастырь.
Незадолго до его патриаршества разрешилась борьба двух учений об евхаристии — братьев Лихудов и Сильвестра Медведева . Первые, представляя традиционную «греческую» партию, учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа после произнесения тайносовершителем слов «Приложив Духом Твоим Святым»; а Медведев и иные из «латинской» партии доказывал, что таинственное пресуществление совершается во время анамнесиса . Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихудов, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и их учение было признано правильным. Но тем не менее братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре , и учение их, изложенное в книге «Щит веры», оставалось ненапечатанным.
Патриархом Адрианом написано несколько проповедей и богословских толкований, из которых некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в Палату об уложении «Записка о святительских судах» (напеч. в ст. Калачева, о значении кормчей в системе др. русского права, 1849) и «Грамота о бороде» (напеч. Есиповым , «Раскольничьи дела», 2 т., и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. «Критико-биографического словаря» Венгерова , 1889).