Государственный исторический музей
- 1 year ago
- 0
- 0
Награды |
---|
Госуда́рственный истори́ческий музе́й (сокр. ГИМ ) — крупнейший национальный исторический музей России . Основан в 1872 году, здание на Красной площади Москвы было построено в 1875—1883 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова . Участок для строительства предоставила Московская городская дума , приказав снести стоявшее там здание Главной аптеки .
Фонд современного Государственного исторического музея насчитывает более 5 млн единиц хранения и 14 млн листов документальных материалов . Постоянная экспозиция в здании на Красной площади вмещает только 0,5 % от общей коллекции . Число посетителей музея ежегодно превышает 1,2 млн человек. Штат составляют более 800 сотрудников .
В настоящее время в музейное объединение входят Храм Василия Блаженного , Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты Романовых . ГИМ также принадлежат выставочные залы на Площади Революции , хранилища и реставрационные мастерские в Измайлове . Идёт строительство депозитарно-выставочного центра площадью 120 тысяч м² в посёлке Коммунарка Новой Москвы .
С 1990 года входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.
Идея создать музей исторических ценностей витала в кругах российской интеллигенции с середины XIX века . Сохранились письма генерал-майора Николая Чепелевского от 1871 года, в которых он «предполагал устроить в Москве особый музей, который бы сделался не только хранилищем собранных для выставки предметов, но постоянно направлял бы свою деятельность к разработке и собиранию материалов» . Академик Константин Бестужев-Рюмин называл народное самосознание высшей целью исторической науки, а создание музея — самым могущественным средством его повышения . В 1871 году граф Алексей Сергеевич Уваров хотел устроить выставку рисунков о российском быте допетровской эпохи . Великий князь Александр Александрович в середине 1860-х посетил музей древностей в замке Розенборг , после чего заинтересовался археологией и захотел создать в России нечто подобное .
Толчком к воплощению этой идеи послужил успех промышленной выставки к 200-летию со дня рождения Петра I . Среди её экспонатов были археологические находки и исторические реликвии, которые не вписывались в концепцию политехнического музея . Ветераны Крымской войны присылали памятные вещи в отдел обороны Севастополя . Этим предметам требовалось место для хранения и последующей экспозиции. Николай Чепелевский и генерал-адъютант Александр Зеленой (по другим данным — граф Уваров) в январе 1872 года подали цесаревичу Александру записку с предложением создать исторический музей . Александру понравилась идея создать место, куда мог бы прийти любой человек и увидеть, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Цесаревич обратился с соответствующим прошением к императору Александру II и получил письменное разрешение .
В открытых источниках расходятся данные о точной дате подписания указа о создании музея Александром II. Достоверно известно, что это случилось в феврале 1872 года, однако в дне нет определённости — в разных источниках называются 3, 8, 9 (21 по новому стилю) и 14 числа . Будущий музей решено было назвать в честь «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича» .
По приказу императора для организации музея была создана специальная комиссия учёных-историков под руководством графа Уварова. В неё вошли Дмитрий Иловайский , Василий Ключевский , Сергей Соловьёв , архивист В. Е. Румянцев и Иван Забелин . В январе 1873 года была сформулирована общая концепция музея — «служить наглядной историей главных эпох русского государства» . Второго августа 1874 года был утверждён составленный Уваровым Устав музея . Этот документ регламентировал все вопросы пополнения и сохранения фонда экспонатов . Уже тогда разошлись мнения о предмете показа: Чепелевский хотел создать «храм воинской славы», а Забелин и Уваров настаивали на показе общей истории государства. Историки принадлежали к разным школам, и поэтому Уваров предлагал экспонировать «важнейшие государственные реформы в картинах», а Забелин хотел сделать упор на показ быта и жизни народа .
В 1875 году императорская комиссия объявила конкурс на лучший проект здания музея. Планы-претенденты должны были соответствовать определённой программе: использовать исконно русские архитектурные детали: шатры , ширинки , закомары и прочее, гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором . В августе 1875 года победителями были признаны Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов с проектом под названием «Отечество». Члены жюри отметили глубину его проработки: он сопровождался обстоятельными пояснительными записями и демонстрировал глубокие знания о русском зодчестве и его наследии. Шервуд — внук англичанина и москвич во втором поколении — лучше других претендентов справился с конкурсным заданием. Решающее слово принадлежало Ивану Забелину, и он одобрил «Отечество» и подписал заказ на строительство .
Изначально организаторы надеялись привлечь частное финансирование и сделать музей общественным, неподконтрольным государству . Несмотря на привлечение спонсоров, в 1874 году общий капитал ГИМ составлял всего 154 тысяч рублей. Из переписки великих князей Александра Александровича и Сергея Александровича известно, что денежные вопросы велись «с легкомыслием замечательным. Построили здание, которое, ещё не законченное, стоит 1 ½ миллиона, и для этого не имели других средств, кроме 200 тысяч, которые дала казна» . На строительство ГИМ пришлось взять в Московском кредитном обществе ссуду в 1,26 млн рублей. Закрыть кредит удалось только через 28 лет .
Площадку для строительства музея в апреле 1874 года предоставила Московская городская дума . С 1472 года на этой земле располагался почтовый двор, с 1556-го — Сытный отдаточный двор . В период с 1599-го по 1699-й на его месте находился Земский приказ — ведомство, которое занималось сбором налогов , судебными разбирательствами и руководило ярыжным отрядом . 3 ноября 1699 года Земский приказ был расформирован, а его дела были переданы в Стрелецкий и Судный приказы . В 1700 году по поручению Петра I вместо деревянного здания была построена каменная ратуша . До пожара 1737 года в ней располагались Главная аптека и медицинская канцелярия . Вход украшала каменная голова единорога с настоящим рогом нарвала , приёмный зал расписан фресками . Шпиль центральной башни венчал двуглавый орёл .
26 апреля 1755 года в ратуше открыли первый российский университет . Для него здание было перестроено под руководством Дмитрия Ухтомского. На торжественном открытии присутствовали императрица Елизавета Петровна и покровитель Ломоносова граф Шувалов , а среди студентов были Василий Баженов , Денис Фонвизин , Григорий Потёмкин . Впоследствии университет получил новое здание на Моховой улице , а в ратуше на Красной площади находились сначала Магистрат, потом — губернские присутственные места . В итоге здание выкупила для себя городская Дума .
После получения императорского согласия на создание музея его планировали построить у стен Кремля, на месте нынешнего мавзолея . 16 апреля 1874 года Городская дума приняла решение отдать ГИМ место под зданием Земского приказа . В тексте постановления было сказано:
Уважение к древности есть, несомненно, одно из проявлений истинного просвещения…
Примечательно, что при этом ради строительства нового музея историческая ратуша была уничтожена. По мнению современников, здание относилось к европейскому стилю и потому не являлось ценным .
1 сентября (20 августа по старому стилю) 1875 года прошла церемония торжественной закладки ГИМ, на ней присутствовали цесаревич Александр, великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков и депутаты Думы . Первый камень в основание музея заложил лично император Александр II .
С момента подписания указа об основании и до конца строительства здания на Красной площади среди устроителей музея шли споры о его характере и направленности экспозиции. Забелин и Уваров настаивали на том, что главную роль должны играть подлинные исторические предметы. Шервуд предлагал сделать уклон в сторону стилизаций и экспонировать в том числе произведения искусства на исторические темы .
Изначально Уваров и Забелин хотели оформить Парадные сени сценами из истории древних славян и постепенно от зала к залу показать развитие культуры и переход от язычества к христианству. Однако после перехода на государственное содержание от этой идеи пришлось отказаться — главную роль отвели идее самодержавия . Первым, что видели посетители при входе, было генеалогическое древо Императорской семьи из 68 портретов .
Первые программы музея были основаны на трудах Константина Бестужева-Рюмина, Дмитрия Иловайского, Алексея Уварова, Сергея Соловьёва и Василия Ключевского. Основу музейного фонда составила личная коллекция Уварова .
Проект «Отечество» был совместной работой Владимира Шервуда и Анатолия Семёнова. Шервуд был выпускником Московского живописного училища по классу пейзажа и поэтому не имел статуса архитектора. За техническую сторону проекта отвечал военный инженер Анатолий Семёнов, один из строителей Политехнической выставки 1872 года . Здание выполнено в смешанной конструктивной схеме и имеет неправильную прямоугольную форму: средние размеры сторон составляют 115,5 и 55,5 м, площадь застройки — 6500 м² .
Согласно сохранившемуся архиву Шервуда, он работал над проектом музея в течение семи лет. За эти годы были четырежды полностью переделаны чертежи фасада и созданы рисунки всех элементов его отделки, а также оформления залов экспозиции. Семёнов разрабатывал композицию технических помещений, библиотеки и аудиторий .
В архиве музея сохранились служебные записи Семёнова, из которых следует, что инженерно-геологические условия строительства были очень сложными. Площадка имеет уклон в сторону засыпанного русла Неглинки . Почвы под основанием здания представляют собой неоднородную смесь глин с большим водопритоком и высоким уровнем подземных вод . Для строительства землю укрепили дубовыми лежнями , бутовой кладкой и цементом .
Первый камень в основание будущего музея 1 сентября 1875 года торжественно заложил император Александр II . Строители музея пользовались самыми современными технологиями своего времени. Качество материалов лично контролировал Анатолий Семёнов . Поставки шли из Брянска , Санкт-Петербурга , позднее — из Лотарингии и Дортмунда . Кирпичная кладка скреплялась цементом, внутренние перекрытия были выполнены из металлических конструкций, а все трубы и провода были убраны в стены . Сложную работу над возведением наружных стен и башен выполняли мастера под руководством подрядчиков Г. И. и И. И. Губониных. Только в 1876—1877 годах кладку кирпича выполняли 260 каменщиков и более 300 подсобных рабочих .
С 1879 по 1881 годы строительство было остановлено из-за недостатка финансирования. По той же причине пришлось отказаться от оформления фасада изразцами . Работы возобновили при подготовке к коронации Александра III .
Задумка проекта «Отечество» возвращала к идеалам древнерусского зодчества . Здание должно было привнести новый дух в Кремлёвский ансамбль и переосмыслить облик Красной площади — из подобия римского форума превратить её в символ народности и перекликаться с Покровским собором . Заимствования приёмов и деталей древнерусского зодчества помогли Шервуду создать образцовый пример русского стиля , популярного во второй половине XIX века в России, согласно тенденции развития историзма . По мнению многих искусствоведов, Шервуд удачно совместил традиционные в русском зодчестве элементы оформления с красным кирпичом . В оформлении фасадов использованы 15 видов кокошников и 10 разных ширинок, шатры, арки , гирьки , аркатурные пояса, киотцы и тянутые карнизы . Дробный силуэт фасада рифмуется с обликом храма Василия Блаженного и композиционно уравновешивает два здания на Красной площади .
Спустя некоторое время между Шервудом и Забелиным возник конфликт из-за разных взглядов на то, как на оформлении музея должны отразиться национальные архитектурные традиции. Забелин заявил, что « Шервуд и Семёнов поступают с великим своенравием и проектируют что-то совсем не русское ». Кроме того, Шервуд начал разрабатывать интерьеры ещё до получения официального заказа, отводя первостепенную роль оформлению, а не экспонатам . В 1879 году архитектор был отстранён от строительства, а в 1886-м Забелин отказал ему в должности сотрудника музея .
Критика проекта встречалась и позднее: многие считали ошибкой снос двухсотлетнего здания Главной аптеки . В 1920-х архитектор Ле Корбюзье советовал вообще убрать здание музея с Красной площади как нарушающее архитектурный облик Москвы .
Проекты здания и экспозиции разрабатывались одновременно и ориентировались на «археологически-вещеведческую и искусствоведческую направленность». Музей отличала новаторская для своего времени идея группировки археологических памятников по эпохам и векам . Изначально планировалось создание 47 залов, каждый из которых должен был в своём оформлении соответствовать стилю отображаемого периода . Внутри помещения музея построены по принципу кольцевой анфилады , логическим центром которой являются Парадные сени и Византийский зал .
Для отделки интерьеров использовались только дорогие материалы. Например, полы Парадных сеней и лестницы выполнены из каррарского мрамора мастерами артелей Захарова и Кампиони . Помимо интерьеров, Шервуд спроектировал специальные экспозиционные витрины . Они выполнялись из дуба и имели две части: нижнюю закрытую для хранения предметов, и верхнюю со стеклянной крышкой — для демонстрации экспонатов .
В период после отставки Шервуда и до 1887 года отделка внутренних помещений музея велась под руководством Анатолия Семёнова и архитектора Александра Попова . Последний был учеником Фёдора Рихтера и давним единомышленником Уварова, автором реконструкции храма Никиты Мученика и палат Аверкия Кириллова . Попов создал планы общего оформления залов, а также эскизы малых архитектурных форм — окон, мебели, мозаик и башенных шпилей . В результате несколько сотен окон музея стали предметами художественной ценности благодаря уникальному рисунку переплётов в стиле древнерусских слюдяных окон. Столярные работы по созданию витрин выполняли в мастерской Полякова, там же изготовили дубовые и сосновые двери между залами . Мозаичные полы первого этажа укладывали мастера артели Седова под руководством художника Кругликова . Завершали оформление здания позолоченные металлические скульптуры на шпилях башен. Они были выполнены в форме геральдических символов императорского дома — львов , единорогов и орлов . Прообразами к их эскизам Попову послужили печати и портики храма Василия Блаженного . Размах крыльев у орлов составлял три метра. Скульптуры отличала необычная конструкция — они были подвижными и разворачивались лицевой стороной к ветру, а не против него, как обычные флюгеры .
После смерти Попова Семёнов отказался от дальнейшего участия в работе. В 1890-х годах внутренней отделкой руководили Николай Никитин и Пётр Бойцов Над оформлением залов здания музея работали выдающиеся художники своего времени: Виктор Васнецов , Валентин Серов , Иван Айвазовский , Илья Репин , Генрих Семирадский и другие .
В 1881 году Александр III назначил своего младшего брата великого князя Сергея Александровича почётным председателем музея, а графа Уварова — товарищем председателя, то есть фактическим управляющим. Уваров получил задание подготовить музей к первому посещению императорской семьи и коронационным торжествам .
29 мая 1881 года почти готовый музей получил статус государственного учреждения и заодно новое название — Императорский Российский Исторический музей . Музей стал содержаться на средства из казны под управлением Министерства финансов . С 10 декабря 1882 года им заведовало Министерство народного просвещения .
Одиннадцать лет спустя после подписания указа о создании музей был готов не до конца: успели оформить только несколько залов первого этажа и расставить лишь часть экспонатов. 24 мая 1883 года великий князь Сергей Александрович пригласил императора на открытие музея и в ответ услышал:
Зачем ты меня зовёшь на открытие, когда ничего не готово и лежит мусор .
27 мая открытие всё-таки состоялось, но прошло без торжественных церемоний, как «простой приезд государя с царицею». Император Александр III с супругой посетили Императорский РИМ и первыми осмотрели 11 законченных залов, которые в хронологическом порядке отражали историю России от древнейших времён до XIII века . Императору представили Александра Попова и архитектора Анатолия Семёнова, а архитектор Владимир Шервуд приглашён не был .
2 июня 1883 года здание освятил митрополит Иоанникий , с этого дня музей был открыт для публики .
Появление музея изменило исторический облик центра Москвы, отчего стало неизбежным дальнейшее обновление города в определённом стиле, — последовали здание Московской городской думы, Верхние и Средние торговые ряды .
Граф Уваров, первый директор и один из главных создателей ГИМ, умер через один год после открытия музея. В период с 1883-го по 1908-й годы главным заведующим был Алексей Орешников . Он был ведущим специалистом в области античной и средневековой русской нумизматики , а также древнерусского прикладного искусства. В общей сложности Орешников проработал в ГИМ 45 лет . Пост товарища председателя в эти годы занимал Иван Забелин . По его завещанию в 1908 году музей получил собранные Забелиным коллекции исторических ценностей и всё жалованье, полученное за годы службы .
В 1889 году между большим и малым внутренними дворами был построен поперечный корпус для аудитории на 500 мест. Её отличала уникальная акустика и прогрессивное оснащение, например, освещение электричеством . В мае 1894 года музей был переименован в «Императорский российский исторический музей имени императора Александра III» .
К началу XX века библиотека музея насчитывала около 18 тысяч книг. Фонд пополнили коллекции Московского и Русского археологических обществ , Московского университета и многих частных пожертвователей. Ежегодное число посетителей составляло около 40 тысяч человек, а число выставочных залов увеличилось до 16-ти .
В 1905 году Пётр Иванович Щукин передал в дар музею собрание своего Музея древностей, насчитывавшее около 300 тысяч предметов (произведения ювелирного искусства, иконописи, живописи, лицевого шитья, рукописи) . В том же году по завещанию Алексея Петровича Бахрушина музею было передано собрание из около 2 тысяч предметов и 25 тысяч книг .
Среди меценатов были представители всех сословий, включая членов императорских фамилий, дворянских родов ( Дашковы , Оболенские , Голицыны , Уваровы , Олсуфьевы и др.) и именитые коллекционеры предоставившие в музей, как отдельные предметы, так и целые собрания .
Изначальный проект Шервуда не предусматривал создание запасников музея. На момент его основания создатели не предполагали, что могут понадобиться крупные хранилища для экспонатов. В 1912 году князь Николай Щербатов ходатайствовал о передаче музею соседнего здания Думы. Планам по расширению музея помешали Первая мировая война и Русская революция .
В 1910 году разобрали лекционный зал в поперечном корпусе. На его месте четыре года спустя были открыты библиотека, архив, отдел рукописей и старопечатных книг. Проект строительства принадлежал Илье Бондаренко .
В 1917 году новой властью музей переименовывается в Государственный Исторический Российский музей (а с 1921 года — Государственный Исторический музей). Согласно воспоминаниям сотрудников, после 1917 года ГИМ неоднократно предлагали расформировать. Например, сохранилась запись от 28 мая того года в дневнике главы Общества друзей ГИМ Василия Городцова :
Сегодня [...] разыгралась следующая сцена… В открытые залы музея вошёл солдат-малоросс и начал кричать: «Вот куда наши трудовые гроши тратят: строят миллионные домы для хранения поганых черепков и никуда не годных бумаг! Товарищи! — обратился солдат к сбежавшийся публике, — весь этот навоз нужно выбросить вон, а в доме устроить фабрику!»
В дни революции музей оказался в центре волнений, ежедневно вокруг собирались толпы, а в помещениях «солдаты тыкали штыками по всем тёмным углам». Только личные указы наркома просвещения Анатолия Луначарского и Владимира Ленина предотвратили уничтожение музея .
В 1918—1920 годах в фонды музея вошли собрание древностей, рукописей, архив и библиотека Уваровых , собрание серебра Алексея Александровича Бобринского , серебра, фарфора и стекла , огромный архив Куракиных , нумизматическое собрание и библиотека Павла Васильевича Зубова , библиотеки со специальным подбором книг библиофила и издателя Льва Эдуардовича Бухгейма , историка Геннадия Фёдоровича Карпова и генеалога Леонида Михайловича Савёлова . В эти же годы к музею были присоединены как особый отдел Патриаршая библиотека и как филиалы дом Археологического общества на Берсеневской набережной с библиотекой общества, дом московской Епархиальной библиотеки и библиотеки бывшего Певческого училища в Лиховом переулке с их фондами .
Позднее была создана специальная Коллегия по делам музеев под руководством Натальи Седовой-Троцкой . Ведомство критиковало ГИМ за саботаж революционных идей и предлагало разделить его на отдельные самостоятельные музеи. В марте 1921 года вышло постановление о переорганизации его в Музей быта . В том же году была создана комиссия по утилизации музейных ценностей под председательством Льва Троцкого . Тем не менее, за первые 10 лет советской власти собрание ГИМ увеличилось вдвое — за счёт выморочных , конфискованных и национализированных ценностей .
В 1928 году было выпущено новое «Положение о Государственном историческом музее». Оно включило современность в сферу научных интересов ГИМ и добавило освещение идеологической пропаганды в его деятельность .
В 1920—1930-х годах в музей поступали многочисленные собрания реорганизованных и ликвидированных музеев (в частности, из собрания Румянцевского музея , Военно-исторического музея, музея «Старая Москва», Музея 1840-х годов, Музея Отечественной войны 1812 года , монастырей, церквей, национализированных поместий (подмосковных Марфино , Дубровицы , Богучарово Тульской губернии, Надеждино Саратовской губернии) и особняков .
К концу 1930-х постоянная экспозиция была открыта в 23 залах и охватывала временной период от древнейших времён до XVIII века . В августе 1935 года со шпилей башен были демонтированы скульптуры . Прапоры и орлов переплавили, но фигуры львов и единорогов сотрудники музея смогли спрятать .
В 1936 году, при подготовке музея к 20-летию советской власти, было уничтожено оформление Парадных сеней и переделаны залы эпох великокняжеского и царского периодов. Расписное генеалогическое древо императорской семьи было закрашено побелкой, во многих залах скололи лепнину и сняли позолоту .
С начала 1936 по конец 1937 года оформлением залов первого этажа занимался архитектор Андрей Буров . В дневнике от 1937 года он писал, что пытался переосмыслить интерьеры «максимально скупыми архитектурными средствами — характером наличников и капителей, определяющим характер эпохи, а также окраской стен». Современные ему искусствоведы отмечали, что новое строгое оформление облегчило обозрение экспонатов и подчёркивало их важность, а не оттягивало внимание на отделку залов . Вместе с Буровым над переоформлением музея работал художник Лев Жегин . До начала 1940-х годов идеология советского правительства доминировала над исследовательской и научной деятельностью музея .
В 1937 году ГИМ был объявлен главным национальным музеем, в его подчинение стали передавать многочисленные филиалы .
В годы Великой Отечественной фонд музея фактически разделился на две части — спустя неделю после объявления войны директор Анна Карпова получила приказ к концу июля подготовить к эвакуации самые ценные экспонаты. Их тщательно упаковали, сложили в ящики и сопроводили детальными описями . Эта часть коллекции получила название Госхранилище № 1 и на три года была отправлена в Костанай .
ГИМ на Красной площади был единственным из столичных музеев, который продолжал работать даже во время осады Москвы . Его закрывали только на неделю осенью 1941-го, когда после бомбёжки в здании выбило стёкла и возникла трещина в фундаменте . В годы войны продолжали открываться новые выставки. Они были посвящены боевым действиям и сформированы из фронтовых материалов . Из дневника сотрудницы музея Марии Михайловны Денисовой известно, что в тот период в подвалах музея ночевали сотрудники личной охраны Иосифа Сталина .
В 1957 году были открыты залы второго этажа, общая экспозиция стала охватывать период от древнейших времён до начала XIX века . В 1963 открылись дополнительные залы, покрывающие временной промежуток до 1917 года .
К началу 1980-х музей сильно обветшал — за сто лет работы его ни разу не ремонтировали . Ежегодно случалось до 14-ти аварий, когда выходили из строя электрическая или отопительная система, прорывало трубы. Поскольку при строительстве здание не было разделено деформационными швами на блоки, при осадке отдельные элементы конструкции неравномерно нагружались. Из-за этого в стенах и перекрытиях стали появляться трещины, деформировался пол . Реставрация началась в 1986 году, над ней трудились сотни специалистов . Восстановлением архитектурных утерь, полученных зданием в 1936—1937 годах, занимались архитекторы из бюро «Спецпроектреставрация» под руководством Е. В. Журина: С. Н. Алёшина, Н. В. Зеленова, В. Н. Овчинников, А. А. Савинкина, Е. И. Николаева. Над восстановлением интерьеров работали сотрудники мастерской «Мосреставрация» под руководством Л. А. Баулиной: Л. В. Решетов, А. Н. Замощин, В. Л. Лагутин, М. Г. Чистяков, М. А. Дороднев, В. В. Марковин, Д. Д. Рахманинов, В. Г. Береснев, С. В. Кормилин, В. Г. Черкасов, В. В. Власкин, В. Г. Козлов, С. С. Лазовский, А. Д. Семенко, Л. В. Новгородский. Из-за недостатка финансирования работы надолго останавливались и были продолжены только по личному указанию премьер-министра России Виктора Черномырдина . Окончена реставрация была только в 2002 году .
Особым событием в истории музея стало устройство аванзала на месте бывшего малого двора. Новый вход со стороны Воскресенских ворот украсили барельефами с изображениями Уварова, Забелина, Шервуда и Семёнова, работы скульптора А. С. Карташова. Также в аванзале разместили мемориальные доски с именами главных дарителей музея, скульптором выступил А. В. Черноусов .
18 декабря 1991 года был подписан президентский указ о присвоении музею статуса особо ценного объекта культурного наследия России . В том же году собор Василия Блаженного был передан в совместное пользование музея и РПЦ .
30 июля 1997 года на башни музея установили копии исторических двуглавых орлов . К 850-летнему юбилею Москвы были открыты исторический вход через Парадные сени , а также залы первого этажа. Большой внутренний двор был закрыт, полученное пространство разделили на Половецкий дворик и Новый выставочный зал . В декабре 2003 года на шпили были возвращены парные скульптуры льва и единорога .
На 2001 год в состав музея входили :
В 2020 году в Туле открылся единственный в стране филиал Государственного исторического музея . Выставки в тульском филиале демонстрируют предметы из фондовых коллекций московского исторического музея: мемориальные реликвии, шедевры декоративно-прикладного искусства, предметы этнографии, археологические артефакты, оружие, живопись.
С весны 2007 года впервые в истории ГИМ для посещения открыли все 40 залов . Экспозиция музея охватывает период от древнейших времён до начала XX века, его выставки ежегодно посещают более 1,2 млн человек . Также музей является крупнейшим научно-методическим центром, в котором идёт исследовательская, научная и просветительская работа. На базе отделов проходят лекции и семинары, стажировки, учреждены премии в исследовательской и реставрационной деятельности .
По состоянию на 2016 год музей является федеральным учреждением и подчиняется Министерству культуры . Число сотрудников музея составляет более 800 человек .
С конца 2016 года осмотреть экспозицию можно с помощью виртуального тура , доступ к которому открыт на официальном сайте музея . Главным нововведением 2017 года стало создание новой системы навигации в главном здании: полную карту основной экспозиции можно получить на входе или скачать с сайта музея .
Ежегодно на базе экспонатов из фонда музея проводится около 30—40 выставочных проектов на всей территории России. К 500-летию Новодевичьего монастыря музей планирует открыть экспозицию, посвящённую Русской православной церкви. На 2018—2023 годы планируется проведение серии выставок проекта «Национальные музеи мира — Историческому музею», в котором примут участие европейские музеи .
С марта по июль 2020 года музей был закрыт для посетителей в связи с карантином на фоне пандемии COVID-19 .
В 2017 году музею исполнилось 145 лет. В день юбилея 9 февраля вход в здание сделали бесплатным и открыли две тематические выставки. Первая из них — «Портрет музея на фоне истории» — была составлена из архивных фотографий с 1876 по 2015 года. Во второй посетителям демонстрировали знаковые предметы собрания, например, браслет под учётным номером «1», который передал музею граф Уваров. 11 февраля в Парадных сенях для посетителей музея было устроено праздничное чаепитие с тематическим угощением. К этому событию по старинным рецептам испекли 145 тортов весом в 500 килограммов, каждый из которых был покрыт пищевым золотом и украшен фигурками-копиями скульптур со шпилей ГИМ . 1 июня 2017 года впервые за 30 лет был торжественно открыт парадный вход .
20 январь 2022 года согласован проект депозитарно-выставочного центра в Новой Москве . Предположительно, площадь хранилища будет составлять 120 тысяч м², на его базе создадут экспозиционные зоны и мастерские для реставрации. Комплекс в Новой Москве будет включать пять корпусов фондохранилища, четыре из которых фондохранилища федеральных музеев и один 6-этажный корпус фондохранилища шестнадцати музеев Москвы .
Залы первого этажа являются ценными экспонатами и произведениями искусства. При оформлении многих из них были сделаны копии памятников истории и архитектуры, многие из которых были впоследствии утрачены. Современный облик интерьеров музея был восстановлен в ходе реконструкции 2001 года, все залы обрели вид согласно изначальным эскизам Шервуда и Попова .
Парадные сени — первое помещение, куда входят посетители. На потолке находится генеалогическое древо императорской семьи, роспись артели Фомы Торопова . В композицию входят 68 ростовых портретов российских государей. В основании древа стоят князь Владимир и княгиня Ольга , они символически поливают его корни из алавастров . Последними в ряду государей изображены Александр III и Мария Фёдоровна , при которых был открыт музей .
По свидетельству главного архитектора музея в начале XX века Генриха Антоновича Короткова, изначально каждый из 68 портретов был написан на отдельном холсте-медальоне и уже потом прикреплён к потолку. В 1937 году, когда НКВД отдало приказ уничтожить историческое оформление залов, бригадир команды маляров решил скрыть холсты под слоем побелки. Спустя почти пятьдесят лет это позволило восстановить оригинальный рисунок . После реставрации 2000-х в арке напротив входа разместили позолоченную скульптуру трубящего ангела Фамы. Эта фигура в 1928 году была сброшена с Красных ворот . В день их сноса один из основателей Общества друзей ГИМ Николай Левинсон сумел подобрать скульптуру и тайно перевезти в музей, в запасниках которого она пролежала более полувека .
От Парадных сеней налево уходит ряд залов первого этажа — с 1-го по 21-й. Экспозиция посвящена истории России от древнейших времён до начала правления Петра I . Прямо через сени находятся литерные залы, где показаны выдающиеся изделия из золота разных времён и народов. Правее от них расположен небольшой зал, в котором воссоздан рабочий кабинет основателей музея — Забелина и Уварова. На втором этаже находятся залы под номерами от 22 до 36, в них представлена история России от Петра I до Александра III. На третьем этаже проводятся временные выставки .
В современной экспозиции музея литерные залы отведены под выставку изделий из золота, каждый посвящён определённой области применения драгоценного металла .
На момент открытия в 1881 году в музее из 47 запланированных были закончены только 11 залов первого этажа. Именно они получили самое богатое декоративное оформление .
Остальные залы первого этажа не были закончены к 1883 году, из отделки были готовы только мозаичные полы. Реконструкция 1930-х под руководством Бурова не ставила целью создание выразительных интерьеров. В период реставрации 2000-х залы получили оформление согласно изначальному проекту Попова конца XIX века .
На втором этаже находятся залы с 25-го по 36-й. Их оформление проводилось значительно позже открытия музея и отличается от первого этажа значительно более сдержанным видом. В 25-м зале находится вход в читальный зал отдела рукописей, в 28-м — в отдел изобразительных материалов .
С момента создания музея и до революции 1917 года его фонд пополнялся преимущественно экспонатами из частных коллекций . Среди дарителей были многие знатные семьи: Романовы , Голицыны , Кропоткины , Оболенские , Бахрушины , Боткины .Знаменитый Барон де Шодуар, Иван Максимилианович передал в дар, через доцента К. С. Кузьминского свои 92 ценные кириллические старопечатные книги. . Вдова Фёдора Достоевского Анна Григорьевна передала в дар музею архив книг, писем и фотографий писателя. Впоследствии на основе этих предметов была создана экспозиция «комната Достоевского» . В 1905 году Пётр Щукин подарил ГИМ более 300 тысяч предметов русской живописи, иконописи и прикладного искусства, а также целый архив исторических документов. На тот момент коллекция Щукина превышала число единиц фонда самого музея истории .
В настоящее время коллекция продолжает пополняться: ежегодно до 15 тысяч предметов поступают в фонды благодаря археологическим экспедициям. Небольшое количество предметов поступают в дар от частных лиц или в ходе специальных закупок . Во всех помещениях музея поддерживается оптимальная среда для сохранности экспонатов: температура +18 °C и 55 % влажность воздуха .
2 января 1914 года помощник председателя князь Щербатов подписал приказ о разделении собрания музея на отдельные фонды. Каждый отдел получил чёткую сферу деятельности и отдельный штат сотрудников . Современная структура музея выделяет 15 отделов:
Отдел археологических памятников — археологические памятники заложили основу всего музея. Экспонатом № 1 в Главной инвентарной книге стал витой браслет бронзового века, найденный в кавказском селении Кобан . Его передал музею граф Уваров в 1881 году, ещё до официального открытия . Первые 14 залов экспозиции составлены из фондов этого отдела. Его собрание на 2015 год насчитывает более полутора миллионов предметов и является одним из крупнейших в мире .
Отдел дерева и мебели представляет собой коллекцию мебели и различных изделий из дерева с XIII до XX века. Собрание насчитывает более 34 тысяч предметов — от крупных архитектурных деталей и средств передвижения до церковной утвари и лаковых миниатюр. Часть экспонатов хранится в реставрационно-выставочном комплексе в Измайлове .
Отдел драгоценных металлов был основан в 1905 году как Особая кладовая, расположенная в зале экспозиции Тверского княжества . Самую первую коллекцию — 800 экспонатов — передал Пётр Щукин. По его завещанию в 1912 году музею отошло ещё 12 тысяч предметов . В настоящее время Кладовая находится в одной из башен здания на Красной площади. Осмотр проводится строго по записи, детям вход запрещён .
Фонды Отдела древнерусской живописи насчитывает более 5 тысяч икон и 20 тысяч прорисей , в нём также содержится церковная утварь и памятники древнерусской живописи от XII до XVII веков. Начало собрания было положено в конце 1870-х, к началу XX века оно стало одним из крупнейших в мире. После революции коллекцию перевели в «Отделение религиозного быта», однако спустя 8 лет отдел был закрыт, сотрудники уволены, а руководитель Александр Анисимов осуждён на 10 лет и впоследствии расстрелян. До 1940-х многие иконы и ценные экспонаты были переданы в Гохран и бюро «Антиквариат» для продажи за границу и безвозвратно утеряны. Только в 1956 году отдел был восстановлен в составе фонда изобразительных материалов, а как самостоятельная единица — в 1999-м .
Коллекцию Отдела изобразительных материалов составляют произведения разных жанров и направленностей, объединённые по историко-культурному принципу: от живописи и графики до плакатов и фото-негативов. Хронология охватывает период с XIII по XX век.
Отдел керамики и стекла основан в конце XIX — начале XX веков, выделен в самостоятельный отдел в 1940-м. Предметный фонд был создан на основе личных коллекций Петра Щукина и Алексея Бахрушина . Собрание насчитывает более 36 тысяч произведений искусства из фарфора, фаянса, стекла и керамики .
Отдел книжного фонда ведёт историю с Государственной публичной исторической библиотеки, которая возникла как частное собрание историка и коллекционера Александра Черткова . В 1863-м, через пять лет после его смерти, сын Черткова Григорий превратил коллекцию книг в первую российскую публичную бесплатную библиотеку. Она находилась в доме 7 по улице Мясницкой , в правом крыле дома Чертковых. Должность руководителя занимал Пётр Бартенев , он же занимался каталогизацией собрания, которая превышала 17 тысяч единиц .
В 1871 году Григорий Чертков переехал в Санкт-Петербург и продал особняк на Мясницкой улице, а книжное собрание передал в дар городу. Книги временно разместили в Румянцевском музее . В 1872 году, когда Александр II одобрил создание ГИМ, Московская городская дума с разрешения Черткова передала в него всю библиотеку. Вместе с дарами Забелина, А. П. Бахрушина, Щукина, Барятинского и других меценатов , коллекция Чертковых с 1889 года стала доступна публике как библиотека ГИМ . В 1933 году библиотека была передана в совместное управление ГИМ и Библиотечного Наркомпроса РСФСР , а 15 августа следующего года — выделена в отдельное учреждение. Свыше 843 тысяч книг перевезли в здание в Старосадском переулке , а историческому музею осталось только 70 тысяч единиц . Современная библиотека ГИМ насчитывает более 300 тысяч томов с начала XV века, среди них около 13 тысяч — уникальные издания малых тиражей, инкунабулы и экслибрисы .
Отдел металлов и современных синтетических материалов включает свыше 56 тысяч памятников материальной культуры, орудий труда и предметов декора от начала XVI века до современности .
Отдел нумизматики по данным на 2017 год является самым крупным — он хранит более 1,7 млн предметов, в том числе около 60 тысяч орденов и медалей .
Коллекция Отдела оружия насчитывает более 16 тысяч единиц, её основу составили дары частные коллекционеры: Александр Катуар де Бионкур , Владимир Барятинский , В. С. Турнери другие .
Отдел письменных источников до 1938 года назывался «отдел архива» . С момента открытия музея письменные источники накапливались очень медленно. Основу собрания составляли дары частных владельцев. Первую значительную коллекцию писем и документов XVIII века в 1882 году пожертвовали главный хранитель музея Алексей Орешников и его секретарь Владимир Сизов . С момента основания музея и до 1917 года семья Уваровых значительно расширила музейные фонды, передавая свои библиотеки и архивы . С 1890-х музей начал покупать архивные материалы на аукционах и у букинистов . После 1905 года собрание музея пополнилось современными материалами и расширило временные рамки — в течение нескольких лет департамент МВД передавал в музей копии нелегальной литературы о революции 1905—1907 годов .
После 1917 года в фонд музея стали массово передавать личные архивы и библиотеки представителей «буржуазии», а также вотчинные и монастырские собрания. С 1920-х музей стал организовывать экспедиции для поиска новых материалов. После Великой Отечественной войны была организована фондовая закупочная комиссия . К 1 января 2014 года коллекция отдела включала 558 фондов с более чем 15 миллионами документов XVI—XX веков . В настоящее время материалы отдела принадлежат одновременно Архивному и Музейному фондам Российской Федерации .
Картографический отдел — один из старейших отделов, был создан в 1919 году. Единственный в России специализируется исключительно на картах. Его собрание насчитывает более 42 тысяч предметов XVI—XX веков .
Основа коллекции Отдела тканей и костюма была заложена в 1883 году — первые предметы музей получил в дар от семьи адмирала Владимира Корнилова . В 1922 году отдел стал самостоятельным структурным подразделением музея . В настоящее время фонд отдела составляют образцы тканей, народные костюмы и военная форма , предметы одежды, вышивка и кружево с XII—XX веков .
Отделу рукописей и старопечатных книг в 1912 году была выделена одна из первых коллекций музея, которую составляли рукописи и книги допетровской эпохи. Первым заведующим стал историк, палеограф и лингвист Вячеслав Щепкин , при нём была создана первая система каталогов и закончено обустройство научного зала. Собранию отдела принадлежат всемирно известные памятники словесности: Хлудовская псалтырь , Изборник Святослава , Новгородская первая летопись , Андрониково Евангелие и другие .
Музей В. И. Ленина был основан в 1924 году и получил привилегированное положение среди музеев СССР — в него передавали уникальные материалы о Владимире Ульянове и высших партийных руководителях. Полученные предметы накапливались бессистемно, у коллекций не было хранителей. В 1993 году музей перешёл в состав исторического. На данный момент отдел содержит более 75 тысяч единиц хранения .
Памятник Минину и Пожарскому созданный в 1818 году по проекту Ивана Мартоса и посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года. В 2016 году скульптурный монумент был передан в ведение музея, а в 2018 году объявлена всероссийская акция по сбору средств на его реставрацию . Реставрация завершена в 2022 году .