Зуева, Ксения Ивановна
- 1 year ago
- 0
- 0
И́нокиня Ма́рфа ( великая старица Марфа ; в миру Ксе́ния Иоа́нновна Романова , до брака Шесто́ва ; ум. 26 января ( 5 февраля ) 1631 , Москва ) — мать царя Михаила Федоровича , супруга Фёдора Никитича Романова ( патриарха Филарета ), именовавшаяся в грамотах своего сына «великая государыня» .
Ксения Шестова происходила из костромских дворян . Предположительно, дочь Ивана Васильевича Шестова, избранного в «тысячу» Ивана Грозного . В родословных сказках Шестовы наряду с Морозовыми и Салтыковыми показаны потомками некого Миши Прушанина . Ксения была выдана замуж за Фёдора Романова около 1585 года . Существует альтернативная (не признанная учёными) версия происхождения Ксении Ивановны из рода ярославских князей Шастуновых , впервые высказанная любителем генеалогических изысканий П. Н. Петровым .
Известно, что существовала икона св. царевича Дмитрия, «заказанная бабкой будущего царя Михаила Фёдоровича Романова, Марией Шестовой, которая была пострижена, по указу Бориса Годунова, в Чебоксарский Никольский девичий монастырь, где вскоре и умерла» .
При Борисе Годунове вместе с мужем была насильно пострижена в монашество. В 1601 году сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера и разлучена с детьми — Михаилом и Татьяной (единственные выжившие из её шести детей). Детей взяла к себе тётка, Марфа Никитична Черкасская. Тайком она увезла их из Белозерского края в село Клин Юрьевского уезда, старинную вотчину Романовых .
По преданию, «…уединенный терем узницы был построен нарочно и был он очень тесен». Стоял «… в близком расстоянии от церкви, с северной стороны, рядом стояла караульня московских приставов, всё было окружено забором» .
Филарет был сослан в Сийский монастырь на Русском Севере .
Посланный с Филаретом в Сийский монастырь пристав Воейков был свидетелем, как сильно тосковал по жене и детям Филарет Никитич :
Жена моя бедная, наудачу уже жива ли? — говорил несчастный. — Где она? Чаю, где-нибудь туда её замчали, что й слух не зайдет. То мне и лихо, что жена и дети: как помянешь их, так словно кто рогатиною в сердце кольнет!
Известно, что находившаяся в заточении инокиня Марфа получала сведения о судьбе Филарета Никитича. Их «проведывал» толвуйский священник Ермолай Герасимов. За это священник и его потомки получили щедрые пожалования после восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова .
В 1606 году по приказу нового царя Лжедмитрия I , который старался демонстрировать своё родство со старой знатью, Романовы были освобождены. Инокиня Марфа воссоединилась с сыном. Дочь Татьяна (умерла либо 21 июля 1611 года [ источник не указан 1720 дней ] , либо 4 ноября 1612 года [ источник не указан 1720 дней ] ) вышла замуж за князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского .
Годы 1606 — 1608 Марфа прожила, вероятно, в Ростове , куда Филарет был поставлен в митрополиты . В 1608 году Филарет был схвачен тушинцами и отвезен в их «столицу», а в начале 1610 года он попал в Москву. Сюда же переселилась, неизвестно когда, и Марфа с сыном .
Они находились в Москве до 1612 года , после чего смогли её покинуть. Отпущенная поляками Марфа выехала в свою приданную вотчину, село Домнино ( Костромской губернии ), откуда ездила по ближайшим монастырям, молясь о пленном муже. По другим сведениям, с того года Марфа жила с сыном в костромском Ипатьевском монастыре . Когда послы земского собора просили Михаила на царство, она отказывала, ссылаясь на его юность, но в 1613 году он все-таки был избран .
Мать благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери , и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых . В предании об иконе есть такое высказывание, приписываемое Марфе :
ст.‑слав. Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица , в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо своё предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству .
После избрания Михаила русским царём прибыла в Москву и стала оказывать на него сильное влияние. Это влияние было больше келейным, Великая государыня практически не выступала в роли соправительницы сына, но оно ярко сказывалось на составе правящей среды при царе Михаиле, в которую Марфа ввела своего племянника Б. М. Салтыкова , другого родственника Михалкова и др. Её прямое вмешательство известно в отношении дела архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия по поводу его книжных исправлений, сочтённых ересью . Дионисий был допрошен в её покоях в Вознесенском монастыре , и Марфа изъявила согласие на его суровое наказание.
С воцарением Михаила она поселилась в деревянных хоромах вдовы царя Василия Шуйского и способствовала улучшению участи его вдовы Марии , насильно постриженной в монахини, которая в бытность царицей помогала семье Филарета.
Её власть пошла на убыль, когда Филарет в 1619 году вернулся из плена. Салтыковы были сосланы. Позже упоминается только по делу царской невесты Марии Хлоповой , которая ей была почему-то неприятна.
Погребена она в усыпальнице Романовых — в Новоспасском монастыре .