Ковчег (организация)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ру́сский ковче́г» — игровой фильм российского режиссёра Александра Сокурова , снятый в Зимнем дворце 23 декабря 2001 года за 1 час 27 минут одним дублем без остановки камеры .
Полнометражный художественный фильм без использования монтажа посредством новаторского решения отображает историю Зимнего дворца ( Эрмитажа ). Знаменитый музей переосмыслен как своего рода ковчег — средоточие всего культурного и духовного наследия России.
Мировая премьера состоялась в конкурсной программе Каннского кинофестиваля , где фильм остался без призов . Российская премьера, состоявшаяся в Эрмитаже 27 мая 2002 года, была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга . В России фильм вышел всего на 2 экранах, но в американском прокате стал хитом .
В Зимнем дворце оказываются два путешественника в пространстве и во времени. Один из них (Сергей Дрейден) — французский маркиз первой половины XIX века . Другой (Александр Сокуров) — наш современник, петербуржец, остаётся для зрителя невидим: звучит только его голос. Эти два бесплотных духа, чаще всего оставаясь невидимыми для окружающих, оживлённо обсуждают друг с другом всё, что попадается им на пути.
Иностранец поначалу свысока взирает на русскую историю и культуру, подчёркивая её вторичность по отношению к европейской, тогда как его спутник смотрит на историю страны иначе. Вместе с героями фильма перед зрителями проходят почти три века истории Зимнего дворца, знакомя с жизнью его обитателей и гостей (включая Петра I , Екатерину Вторую , Пушкина , Николая I , семью Николая II ), делая свидетелями ключевых событий жизни Зимнего: от блестящих великосветских балов до суровых дней блокады Ленинграда .
В съёмках было задействовано свыше 800 человек массовки . Как и в других своих картинах (например, « Одинокий голос человека »), Александр Сокуров появляется в роли одного из персонажей, но, как всегда, незримого: звучит его голос. Он исполняет роль спутника Незнакомца.
Фильм задумывался Сокуровым как попытка «одним дыханьем» вобрать «поток времени» . В день съёмки Зимний дворец был закрыт для публики . Основная сложность состояла в том, что никакую погрешность при такой технологии съёмки нельзя впоследствии «подмонтировать». Замысел удалось воплотить в жизнь с третьей попытки после семи месяцев репетиций .
|
|
Уникальность изобразительного решения фильма основана на съёмке с системой стабилизации камеры « Стэдикам ». Её применение даёт плавность, эффект полёта по интерьерам музея вслед за персонажем Дрейдена. Оператору картины пришлось пройти по 35 залам Эрмитажа 1,3 километра , неся на себе камеру с системой стабилизации общим весом 35 кг . Фильм снят 23 декабря 2001 года за 1 час 27 минут 12 секунд «одним кадром» за один дубль, то есть без остановки камеры, и как следствие, без единой монтажной склейки. Это стало возможным благодаря применению новейшей цифровой кинокамеры , время непрерывной съёмки которой не ограничено ёмкостью кассет с киноплёнкой , как у традиционного киносъёмочного аппарата .
Техническая уникальность «Русского ковчега» в том, что это первый игровой полнометражный фильм, снятый без компрессии видеоданных, в формате HD . Запись фильма производилась на жёсткий диск с помощью системы Director’s Friend.
«Русский ковчег» был сдержанно встречен кинокритиками Европы и очень тепло — коллегами из Северной Америки , удостоившими картину приза за изобразительное решение фильма на международном кинофестивале в Торонто (2002). Фильм с успехом шёл в разных странах мира, в общей сложности собрав почти $7 млн (половина из них в Северной Америке ) , что, по оценке Андрея Плахова , «беспрецедентно, во-первых, для русского, во-вторых, для артхаусного фильма» .
Стивен Спилберг говорил: «„Русский ковчег“ — один из моих любимых фильмов. Это 95-минутная картина, снятая одним кадром в музее Санкт-Петербурга. Не знаю, видели ли вы её, но к ней обязательно надо обратиться. Один кадр! Всего три дубля!…» . Алехандро Гонсалес Иньярриту говорил про фильм: «„Русский ковчег“ я просто обожаю. Я едва ли не плакал в финале картины, настолько она прекрасна» .
«Русский ковчег» — единственный российский (постсоветский) фильм, который значится в списке лучших фильмов в истории , составляемом раз в 10 лет на основании опроса 846 самых известных кинокритиков мира . Вот отзывы некоторых из них:
В 2020-м году компания Apple сделала оммаж «Русскому ковчегу»: В рамках кампании новой линейки Pro для сотовых телефонов iPhone режиссёр Аксинья Гог сняла одним кадром художественный пятичасовой тур по Эрмитажу.
«…очень схватывающий и поглощающий «Русский ковчег», ловишь себя на ощущении какой-то подавляюще тотальной, гипнотически обволакивающей многозначительности. Всё слишком долго, слишком мощно, слишком художественно, слишком красиво, и уже не знаешь, как из-под всего этого выбраться, чтобы оно не задавило»
— обозначил воздействие картины Владимир Раннев в «
Сеансе
»
.
Как заметил
Хоберман
, фильм Сокурова — прямая противоположность «
Октябрю
»
Эйзенштейна
(который также снимался в Зимнем дворце) и вообще ранней советской классике, замешанной на предельной густоте монтажа («
Человек с киноаппаратом
»)
.
Газета
The New York Times
написала, что при всей внешней красивости режиссёр не замыкается в
башне из слоновой кости
и в конце фильма «намекает на историческую близорукость привилегированных элит», которые опрометчиво закрывали глаза на то, что их окружает кошмар
крепостничества
, и в итоге пали жертвами революционного бунта
.